Воспитание нравственности, патриотизма и гражданского самосознания у учащихся начальной школы

Разделы: Внеклассная работа


Формирование человека начинается, как известно, с детства. Именно на этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть нравственное, гражданское и правовое образование.

Нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Именно в младшем школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают опыт поведения, нравственные привычки. В начальных классах закладывается основа нравственной культуры личности, которая является фундаментом для правовой и политической культуры.

Родители закладывают в ребёнке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Многие родители воспитывают в ребёнке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права.

Требуется систематическая индивидуальная работа с родителями по убеждению их в необходимости относиться к детям уважительно, не унижать их, выражать веру в их силы и возможности и, в то же время, проявлять твёрдость и последовательность в требованиях к их поведению дома, на улице, в общественных местах, ориентируясь при этом на существующие правила. Необходимо постоянно напоминать родителям о важности для детей личного примера взрослых. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Даже в семье дети видят неправовую сторону отношений. В семье, бытовых, уличных отношениях дети видят разрешение вопросов с точки зрения силы. Японская пословица гласит: “Там, где права сила, нет силы права”.

Именно воспитание человечности, миролюбия, ответственности, способности сопоставлять своё поведение с мнением окружающих может предостеречь от совершения опасных и вредных действий, от вступления человека в конфликт с законом. И здесь многое зависит от учителя, от его жизненной позиции, отношения к учащимся, манеры поведения, стиля общения, последовательности в требованиях, знания предмета, ориентирования в правовых вопросах. В нравственном и правовом воспитании учитель может опереться на характерное для младшего школьника стремление быть хорошим, получить одобрение учителя, добиться успеха, отзывчивость на доброту, стремление к справедливости, действию, желанию, найти образец для подражания. В то же время нельзя не учитывать отсутствие у младших школьников жизненного опыта и связанного с ним чувства опасности, что легко превращает ребёнка в жертву обмана и даже преступления. Поэтому так важно, чтобы любое сообщение правовой информации основывалось на разнообразном материале из окружающей жизни, жизненных примерах.

Школьники младшего звена участвуют в правовой жизни несколько пассивно, воспитание направлено на них сверху: они получают уроки о правилах дорожного движения, о родном крае и так далее. Ребёнок должен уметь дискутировать, оценивать поступки других, рассуждать, анализировать, а не пассивно выслушивать информацию. Внеклассные мероприятия, внешкольные посещения театров, кинотеатров, музеев, диспуты, дискуссии, ролевые игры и прочее – всё это влияет на правосознание человека.

В прошлом учебном году, это был 1 класс, я взяла кружок “Я – гражданин России” и решила проводить работу в системе. Кружковую работу я разделила на три этапа:

1 этап. “Школа вежливых наук”.

Правовые нормы на этом этапе определяют что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации. Этот этап способствовал адаптации учащихся к жизни в школьном коллективе. Очень важно привить детям с первых шагов культуру поведения и обучения, сформировать такие умения. Навыки и привычки, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении детей, помогая в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.

На занятиях использовались занимательные стихи на тему “Дополни словечко”. Например: Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день)

Использовались стихи или рассказы, где животные или люди невежливы, недоброжелательны к другим. Дети учились оценивать поступки героев, находить негативные стороны их поведения, приводить примеры из жизни.

Предлагались задания такого типа:

-Мальчик крикнул прохожему: “Сколько сейчас часов?”

Какие три ошибки он совершил? (скажите пожалуйста, который сейчас час, спасибо)

Несколько занятий было посвящено поведению в транспорте и на улице. Задания к этим занятиям я также старалась брать из жизни ребят. Мы инсценировали ситуации, старались посмотреть на себя со стороны.

В конце занятий ребята сами делали вывод, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по-доброму. Чем чаще классный руководитель общается с детьми, обсуждает жизненно важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем больше шансов сплотить и сдружить детский коллектив, где ребёнок чувствовал бы себя комфортно, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

2 этап. “Я живу в обществе”.

На этом этапе идёт продолжение становления личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими качествами, адаптированной к условиям окружающей жизни. Цель этого этапа – воспитать человека, который благожелательно относится к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение, с готовностью помогает им и словом и делом.

На этом этапе мы с детьми разыгрывали предложенные ситуации, делали определённые выводы, соотносили их с жизнью. Учащимся очень понравилось занятие такого типа:

класс делится на две группы, каждой группе предлагается для чтения текст. Дети готовят чтение текста и придумывают вопросы по нему для другой группы детей. Тексты я подбирала с учётом возрастных особенностей детей, воспитывающие честность, отзывчивость, доброту. Это такие рассказы, как “Дружба” И.Туричина, “До первого дождя” В.Осеевой, “Канавка” В.Донниковой и другие. Прослушав и проанализировав рассказы, дети замечают, как важно быть добрым по отношению к окружающим, справедливым, честным, вовремя оказывать помощь.

Часто во время проведения занятий я организую подвижные игры по теме. Вот элемент одной из таких игр: выбери себе партнёра, не называя его имени, только перечисляя его человеческие качества и некоторые внешние признаки. Например: “Это мальчик. Он любознательный, очень весёлый, большой друг Васи и Коли. У него свитер синего цвета”. С этим партнёром нужно пронести мяч в другой конец кабинета, зажав его между своими плечами.

3 этап. “Имею право”.

Цель этапа – сообщение минимума правовых знаний, формирование первичного знания об окружающем мире, стране, где они живут.

Очень интересно прошло занятие “Ваши права и обязанности, ребята”. Провела небольшую вступительную беседу о документах, защищающих права ребёнка. На занятие я пригласила своих бывших учеников, которые учились в 9 классе. Ребята разыгрывали сценки из русских народных сказок, хорошо известных малышам: “Морозко”, “Снежная королева”, “Золушка”. Когда мачеха из сказки “Морозко” приказала старику вывезти падчерицу в лес, ребята сразу сообразили, что она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности. На вопрос учителя “Какое право нарушила Снежная королева, забрав Кая в своё царства?”, ребята ответили, что красть детей нельзя, что люди – это не вещи, они никому не принадлежат, кроме себя. Много мы говорим и о праве на труд. Такое занятие помогает осознать необходимость учиться и преодолевать трудности.

Такие занятия помогают развивать в детях чувство собственного достоинства, уважение и требовательность к себе, протест против любых проявлений насилия, отрицательное отношение к унижению, оскорбительному отношению, доброжелательность и уважение к людям, способность к сопереживанию, сочувствию, умение работать сообща, готовность прийти на помощь, веру в добро, справедливость.

В современной России не уделяется должного внимания патриотическому и гражданскому воспитанию детей. Это ведёт к падению нравственности и духовности, и, следовательно, к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы работы. Понятия “гражданин” и “патриот” тесно взаимосвязаны. Гражданско-патриотическое просвещение позволит не только любить свою Родину, но и быть достойным гражданином Отечества, знать его законы и его историю. Самый благодатный путь – возрождение исторических ценностей. Дети должны знать прошлое своей страны, а связь прошлого и настоящего – это путь в будущее.

Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению символов Российской Федерации: герба, флага, гимна. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы. Важно понимать, что кроме официальных, есть и другие значимые для России символы: Московский Кремль, Конституция, Президент и так далее.

Гражданские ценности необходимо изучать с раннего возраста, так как именно в начальной школе ребёнок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознаёт свою ответственность перед другими людьми. Чрезвычайно трудно научить взрослого человека доверию к людям, если он в детстве не приобщался к сочувствию, не пережил детскую непосредственность и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Поэтому, мы в школе сохранили добрую традицию – встречу с ветеранами Великой Отечественной войны, с теми, кто пережил страшные дни блокады в нашем городе.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности к матери, отцу, бабушке, учителю, с ощущения сердечного тепла, которым окружён ребёнок.

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как долг, добро, справедливость, совесть, честь, смелость. Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые позволят познакомить детей со славными подвигами богатырей святорусских – защитников земли русской. Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле. Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает зло, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат своё слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически. Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к Родине, заботу о её интересах и готовность к защите её от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.

Нужна активная мыслительная деятельность, самостоятельное продумывание фактов, поступков людей и последующая их оценка. Поэтому в учебный процесс включаются вопросы типа: а как бы вы поступили на месте данного литературного персонажа?

В наше трудное время люди перестали во что-либо верить. Поэтому, на мой взгляд, необходимо обращать внимание детей к Библии. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия. Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель и Владыка мира, принёс искупительную жертву, приняв смерть за грехи людей, указав им истинный путь к жизни. Евангельская проповедь принесла надежду опустошённым и отчаявшимся, вдохнула в них энергию и жизнь. Христианство осудило угнетателей, искоренило рабство. Позднее оно стало опорой гуманности, просвещения, высокой нравственности.

У классных руководителей в современном вариативном пространстве появилась возможность выбора формы деятельности. Но по-прежнему важное место занимает воспитание в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Когда был скомплектован 1 класс, я составила и провела небольшую анкету для учащихся и родителей, целью которой было выяснить уровень сформированности гражданских и патриотических основ воспитания. В анкету для детей я включила такие вопросы:

-Как называется страна, где ты живёшь?
-Назови столицу нашей Родины.
-Кто такой патриот?
-Что значит любить свою Родину?
-Чем может гордиться житель Санкт-Петербурга?
-Назови достопримечательности нашего города.

Родителям я предложила ответить на вопросы:

-Ходите ли вы с ребёнком в музеи?
-Обмениваетесь ли вы с ребёнком впечатлениями после посещения музея?
-Что предпочитает больше ваш ребёнок: сходить в кинотеатр, театр или в музей?
-Нужно ли вообще посещать музеи и достопримечательности нашего города, если есть телевидение или книги?

В результате обработки данных материалов получились следующие результаты:

Ответы детей:

-73% детей смогли ответить как называется наша страна (остальные учащиеся назвали Советский Союз – 4%, Санкт-Петербург – 19%, затруднились ответить – 4%).
-Столицей нашей Родины назвали Москву – 38%, Санкт-Петербург – 26%, затруднились ответить – 36%.
-Кто такой патриот дети не знают.
-На вопрос “Что значит любить свою Родину?” затруднились ответить 51% учащихся.
-Что такое “малая Родина” дети не знают.
-На вопрос “Чем может гордиться житель Санкт-Петербурга?” смогли ответить 36% детей.
-Из достопримечательностей учащиеся называли Зоологический музей, Эрмитаж, Кунсткамера – 43%.

Ответы родителей:

-В музеи с ребёнком ходим, но редко, нет времени.
-48% родителей обмениваются с детьми впечатлениями, в основном ограничиваясь вопросами типа: понравилось ли или что больше всего понравилось?
-Дети больше предпочитают кино или детские спектакли, чем посещение музея.
-На вопрос “Нужно ли вообще посещать достопримечательности нашего города, если есть книги или телевидение?” родители ответили так:

3% - затрудняются ответить;
32% - хорошо бы, но не обязательно, в школе всему научат, будут организованы экскурсии по городу;
65% - обязательно надо, так как это сближает родителей и детей, позволяет воспитать любовь к родному городу, развивает интерес узнать больше о месте, где ты родился и живёшь.

Тогда я поставила себе цель – повысить интерес учащихся к своему родному краю и к стране в целом примерно до 80-90%. Передо мной встали такие задачи:

1.Организовать музейно-экскурсионную деятельность в течение года.

2.Проводить классные часы, которые способствуют:

-углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;
-более содержательному знакомству с историей своей семьи;
-пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны;
-воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

3.Приобщать к системе культурных ценностей через библиотеки, театры, кинотеатры.

4.Знакомить со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков чере уроки литературного чтения.

Я поняла, что необходимо разработать этапы формирования гражданского самосознания, нравственного и патриотического воспитания. Тогда я разработала такие мероприятия:

1 этап. Формирование основ нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Он включает в себя:

-уроки литературного чтения и литературного слушания;
-чтение пословиц, поговорок, загадок и обсуждение их на классных часах;
-посещение театров, кинотеатров по абонементам в соответствии с тематикой, организация выездных экскурсий по городу;
-организация родителями посещения с детьми достопримечательностей города, обмен впечатлениями, составление отзывов об увиденном.

Таким образом, этот этап можно показать в виде схемы:

учитель – ученик и учитель – родитель – ученик.

2 этап. Закрепление формирования основ нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Он проходил у нас в виде тематической недели под названием “С любовью к России”.

Проведены такие мероприятия:

-экскурсия в районную библиотеку, где проводилась викторина по русским народным сказкам;
-лекция с показом слайдов на тему “Как стать рыцарем” - об отношении детей друг к другу, правилах поведения в общественных местах,
соблюдении толерантности;
-лекция с показом слайдов на тему “Природа родного края” - о воспитании патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам;
-классные часы, посвящённые экологическим проблемам, которые помогают учащимся задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать: озеленение кабинета, высадка зелёных насаждений на пришкольном участке, в парке, уборка мусора с лесной полянки после своего отдыха на ней…
-классные часы, посвящённые истории города, викторины с вопросами о достопримечательностях города;
-выставка детских рисунков на тему “С любовью к России”;
-игра по станциям “Путешествие в страну народного творчества” среди учащихся 1-2 классов.
-лекции с показом слайдов, посвящённые снятию блокады Ленинграда.

3 этап. Проверка результатов формирования основ нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Он проводится в виде викторин, конкурсов, игр по командам.

В ходе проверки результатов формирования основ нравственного и патриотического воспитания выяснилось:

-правильно сказали название нашей страны 96% (на 1 этапе – 73%);
-верно назвали столицу России 87% (на 1 этапе – 38%);
-ответить на вопрос “Кто такой патриот?” смогли 62% (на 1 этапе – 0%);
-при ответе на вопрос “Что значит любить свою Родину?” затруднились ответить лишь 11% учащихся (на 1 этапе – 51%);
-что такое “малая Родина” затруднились ответить 17% (на 1 этапе не смогли ответить вообще);
-ответить на вопрос “Чем может гордиться житель Санкт - Петербурга?” смогли 59% детей (на 1этапе – 36%);
-назвать 4-5 достопримечательностей нашего города смогли 76% ребят (на 1 этапе – 43% смогли назвать 1-2 музея).

Такая работа интересна не только детям, но и учителям, воспитывает интерес к русским традициям, любовь к нашему городу, к России в целом. Эту работу я продолжаю и во втором классе. В конце каждого учебного года я провожу повторную проверку уровня сформированности основ нравственного и патриотического воспитания, гражданского самосознания.

Тематику классных часов я составляю в системе, в соответствии с воспитательным планом школы, учитывая все календарные даты: “День независимости России”, “День матери”, “День космонавтики”, “День защитника Отечества”, “День снятия блокады”, “День Победы” и так далее. Большое количество классных часов посвящено обычаям и традициям русского народа: “Святки”, “Масленица”, “Пасха – главный христианский праздник”, “Славянская азбука”. А также классные часы, направленные на становление и сплочение детского коллектива: “В гостях у Мойдодыра”, “Ежели мы вежливы”, “Я иду в гости”.

Мы часто выходим с детьми на экскурсионные прогулки, наблюдаем за изменениями в природе, собираем гербарий. Этот материал используем на уроках литературного чтения и окружающего мира. Вместе с детьми мы сделали свою Красную книгу – собрали материал о редких растениях и животных нашего края, поместили туда фотографии. Экскурсии в парк стараюсь проводить так, чтобы дети почувствовали, что природа нуждается в их помощи. Ко “Дню птиц” ребята с родителями изготавливали кормушки, во время экскурсии мы вешали их на деревья. Мы наблюдали за птицами, кормили их кормом, принесённым детьми из дома. Ребята получали задание изготовить поделки из природного материала, собранного в парке, подготовить отзыв об увиденном и услышанном. Совместная работа не только сплотила детей, но и помогла пробудить в них интерес к природе родного края, уважение друг к другу, к своим родителям.

Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания детей о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.