Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по теме "Способы уменьшения и увеличения давления"

Разделы: Преподавание физики


Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз.

Античный афоризм [3].

Тип урока: усвоения новых знаний.

Метод обучения: проблемно – поисковый, исследовательский с применением ИК технологии.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и парная работа.

Цели урока.

Образовательные:

  • сформировать умение находить давление в разных случаях;
  • сравнивать давление в разных практических ситуациях;
  • обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы,
  • расширение кругозора учащихся,
  • развитие речи,
  • закрепление умения правильно оформлять и решать задачи.

Воспитательные:

  • воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания;
  • воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.

Задачи урока.

  1. Научить решать расчётные и качественные задачи;
  2. Уметь пользоваться формулами;
  3. Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в СИ;
  4. Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;
  5. Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления [3].

Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы [3].

Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе [3].

Место урока в учебном плане. Тема “Способы уменьшения и увеличения давления” рассматриваются в разделе “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе вторая после "Давление. Единицы давления" и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике.

Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютеры, проектор, экран, презентация с фотографиями (приложение 1), тесты для контроля знаний в электронном и бумажном виде в 4-х вариантах (приложение 2, приложение 3).

План урока.

I. Организационный момент.

II. Переходный момент.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление пройденного материала. Решение качественных и расчётных задач.

V. Контроль знаний. Тест.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Переходный момент.

На предыдущем занятии мы с вами изучали теорию на тему давление твёрдых тел. Настало время теорию применить на практике:

  • научиться решать задачи по теме “Давление твёрдых тел”;
  • рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту и технике

Запишите тему урока. “Способы уменьшения и увеличения давления”.

Обратите внимание, ребята, на эпиграф к нашему уроку: Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз. Вот и мы сначала повторим основные понятия прошлой темы.

Фронтальный опрос.

  1. Что называется давлением (с места отвечает ученик)?
  2. Написать формулу для определения давления и сделать ее анализ (назвать физические величины, входящие в формулу, их единицы; вывести формулы для физических величин, стоящих справа от знака равенства) (у доски работает ученик по желанию).

III. Изучение нового материала. Сейчас ребята, у которых на столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием), выполнят экспериментальное задание согласно указаниям в карточке.

Учащиеся используют карточки с указаниями к выполнению задания, деревянные бруски, динамометры и линейки, лежащие на столах.

Карточка:

Экспериментальное задание

Определить давление деревянного бруска на стол.

Порядок выполнения работы.

  1. Измерьте вес бруска с помощью динамометра.
  2. Измерьте длину, ширину и высоту бруска.
  3. Используя все полученные данные, вычислите площади наибольшей и наименьшей граней бруска. Примечание: 1 см2 = 0,0001 м2.
  4. Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.
  5. Результаты запишите в тетрадь.
  6. На основе полученных результатов сформируйте вывод.

Остальным учащимся предлагается устная работа с таблицей, заполним пустые ячейки (здесь в таблице они отмечены синим цветом). (Фронтальная работа на применение написанных на доске формул, заполняя таблицу).

Сила площадь давление
1 20 2 10
2 20 4 5
3 20 5 4
4 20 10 2
5 40 5 8
6 25 5 5
7 30 5 6
8 60 5 12

Заполнив таблицу, анализируем ее:

  1. Какие особенности в данной таблице можно заметить? (Ответ. В первых 4-х строках сила одинакова, а нижних строках площадь одинаковая).
  2. Рассмотрим первые 4 строки. Вы правильно заметили, что сила, действующая на опору одинакова. А что можно сказать о давлении? (Ответ. Давление разное).
  3. Почему? (Ответ. Площадь опоры разная).
  4. Какую зависимость можно выявить? (Ответ. Если сила не меняется, то чем меньше площадь опоры, тем больше давление).
  5. Как в математике называют такую зависимость? (Ответ. Обратно пропорциональная).
  6. Проанализируем нижнюю часть таблицы. (Ответ. Если площадь не меняется, то чем больше сила, тем больше давление. Такая зависимость называется прямо пропорциональной).

А сейчас послушаем сообщения учащихся, выполняющих экспериментальное задание. (Учащиеся сообщают о том, давление, производимое бруском на стол, зависит от площади грани, на которую он опирается).

Итак, ребята, мы с вами разными путями (экспериментальным и аналитическим) пришли к одному и тому же выводу. Запишем его в тетрадь: для того, чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь опоры, для того, чтобы увеличить давление - необходимо уменьшить площадь опоры.

Динамическая пауза. А сейчас мы проведем еще одно наблюдение. Встаньте прямо, расправили плечи, подняли руки, опустили. Прикрыли глаза и подушечками указательных пальцев слегка надавите на глаза. Открыли глаза и посмотрели в даль. Повторить еще раз. Опять выпрямились. Встали на правую ногу. На левую. Сели.

IV. Закрепление пройденного материала. Решение задач.

  1. Вы только что стояли на двух ногах и на одной. Одинаковое ли вы производили давление на пол?
  2. Изменилось ли ваше давление на пол после поднятия рук?
  3. А зачем мы нажимали на глазные яблоки? (Ответ. Надавливанием на веко мы стимулировали кровообращение в глазной мышце и активизировали ее деятельность).

Стоя в классе, вы были способны менять давление, производимое вашим телом на пол. А приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда специально увеличивали или уменьшали давление подобным образом в технике и быту? (Учащиеся приводят примеры, наблюдаемые ими в жизни).

Качественные задачи.

  1. Почему у тракторов, вездеходов делают широкие гусеницы? (После ответов учащихся осуществляется просмотр 1 части презентации "Способу уменьшения и увеличения давления" (приложение 1)).
  2. Почему собирая крыжовник, очень легко уколоться или поцарапаться?
  3. Почему острым ножом резать легче, че