Урок географии в 10-м классе на тему "Мировые природные ресурсы"

Разделы: География


Пояснительная записка

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока с использованием Интернет-ресурсов, – это мощный стимул в обучении географии. Информационные технологии с правильно используемыми педагогическими технологиями, создают необходимый уровень качества, вариативности и дифференциации обучения.

Процесс обучения на любой его стадии связан с информацией. Интернет расширяет виды учебной деятельности учащихся, поиск и обработку информации.

Электронные учебники, презентации применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.

Одним из самых распространенных и любимых учащимися способов представления результатов своей учебной, исследовательской и творческой деятельности является программа MS Power Point.

В нашем лицее создан банк творческих достижений учащихся и педагогов, используемых при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

При изучении многих тем курса, возможна интеграция географии с информатикой, когда поиск информации, создание презентаций происходит на уроках информатики, а защита работы, непосредственно на уроках географии.

Так, при изучении темы “Мировые природные ресурсы” такая интеграция применяется мною на протяжении нескольких лет.

Тип урока: комбинированный с применением современных компьютерных технологий (поиск информации в Интернет и создание презентаций);

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская.

Оборудование: класс с интерактивным оборудованием, оснащенный интетактивной доской, мультимедийным проектором, каталог электронных образовательных ресурсов с адресами геосайтов, ноутбуки, учебник, атласы.

Цели урока:

  1. Формирование умений и навыков отбора информации в Интернет-ресурсах.
  2. Развитие у школьников творческих умений и навыков, формирование креативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
  3. Ознакомление с использованием и проблемами мировых ресурсов.

Планируемые результаты:

  1. Формирование научного представления о богатстве, разнообразии и проблемах природных ресурсов.
  2. Отработка приёмов публичного выступления.

ХОД УРОКА

Учитель. Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов нам известны?

Ученик.

1. Минеральные ресурсы.

2. Земельные ресурсы.

3. Водные ресурсы.

4. Биологические ресурсы.

5. Ресурсы Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы.

По этим видам темам учащиеся получили опережающее задание: подобрать материал на сайтах Интернета и подготовить презентацию для публичной защиты.

На изучение всех видов природных ресурсов достаточно двух уроков. По мере представления презентаций, в тетрадях учащихся класса появляется план-конспект (таблица, схема, опорный конспект или др.).

Примеры презентаций, подготовленных учениками, представлены в приложениях  № 1, 2. В таблице представлено содержание презентации по теме “Ресурсы Мирового океана”:

№ слайда

Основное содержание слайда

1.

Тема презентации.

2.

План.

3.

Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств.

4.

Морская вода – источник химических элементов.

5–7.

Минеральные ресурсы.

8.

Добыча нефти.

9.

Некоторые примеры минералов, найденных в водах Мирового океана.

10–12.

Биологические ресурсы.

13.

Энергетические ресурсы.

14.

Проблемы Мирового океана.

15.

Пути решения проблем.

16.

Авторы презентации.

Учащиеся представляют свою самостоятельную творческую работу, дают пояснения и отвечают на вопросы одноклассников. Обязательно вместе с учащимися оцениваем презентацию и её представление, таким образом, ребята приобретают навыки публичного представления своих работ.

Аналогично идет представление презентаций и по другим видам природных ресурсов.

Домашнее задание:

Подготовиться к тестированию на ПК по теме “ Мировые природные ресурсы”.

Для проведения тестирования можно использовать учебный диск “1С” Образовательная коллекция, “Экономическая и социальная география мира”, 10-й класс.