Функциональные таблицы как средство совершенствования умений и навыков диалогической речи учащихся 5-х классов на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Проблема формирования навыков устной диалогической речи учащихся школьного возраста исследовалась многими авторами: М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, А.А. Миролюбовым, И.И. Чернобай, Азимовым Э.Г., Щукиным А.Н., Н.Д. Гальсковой, Роговой Г.В.,Солововой Е.Н.

Рассмотрим особенности совершенствования навыков диалогической речи на среднем этапе обучения.

Одним из необходимых условий успешного обучения устной речи в школе является рациональный отбор учебного материала и создание на этой основе научно обоснованной системы упражнений. [Аблам С.Б., 1974: 39]

Словарь методических терминов Азимова Э.Г., Щукина А.Н. трактует, что обучение диалогической речи строится “на основе образца, данного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение” и выделяет следующие этапы обучения диалогической речи на уроке:

  • “презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения;
  • презентация диалога в звуковой и графической форме;
  • усвоение языкового материала диалога;
  • усвоение способов связи реплик в диалоге;
  • воспроизведение диалога;
  • расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации”.

[Азимов Э.Г., Щукин А.Н., 1999: 70]

При этом необходимо варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними: “диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая”, а также уметь “запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалогической речи, комбинировать реплики при построении диалога”. [Азимов Э.Г., Щукин А.Н., 1999: 70]

Н.Д. Гальскова рекомендует для обучения диалогической речи в качестве репродуктивных и репродуктивно-продуктивных упражнений использовать упражнения в воспроизведении диалогов-образцов, подстановке реплик диалога, конструировании диалогов из заданных реплик, в вопросах или ответных репликах, инсценировании диалогов, завершении диалога. [Н.Д. Гальскова, 2004: 172]

Рогова Г.В. пишет, что “при обучении диалогу возможен путь “сверху” и путь “снизу”, то есть путь от целого диалога-образца или путь от элементарного диалогического единства”. Так, отталкиваясь от диалога-образца (путь “сверху”), учащиеся проходят следующие этапы:

  • “восприятие сначала на слух, а затем с графической опорой готового диалога с целью общего понимания его смысла, выявления действующих лиц и их позиций;
  • выявление и “присвоение” особенностей данного диалога (речевых клише, эмоционально-модальных реплик, обращений);
  • драматизация, предполагающая полное “присвоение” данного диалога;
  • стимулирование диалогического общения на основе подобной, но новой ситуации”.

[Рогова Г.В., 1991: 131]

Используя путь от диалогического единства к целому диалогу (путь “снизу”), “удобнее обучать разворачиванию реплики, вкраплению микромонологов. В такого рода диалогических единствах стимулирующая реплика строится таким образом, что она вызывает развернутый ответ. Для того чтобы учащиеся давали развернутый ответ, нужно придать соответствующий характер стимулирующей реплике. Она должна быть выражена серией вопросов или вопросом типа “почему?”, “с какой целью?”. [Рогова Г.В., 1991: 133]

Соловова Е.Н. добавляет, что при обучении диалогу большое значение имеет “формирование умения спонтанно реагировать на реплики партнера, а также умения реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств”.

[Соловова Е.Н., 2006: 183]

Использованию принципа наглядности и реализующих его содержание средств обучения придается решающее значение, так как наглядность рассматривается в качестве основного источника формируемых речевых навыков и умений.

Голуб Б.А. добавляет, что применение наглядных средств обучения активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным. [Голуб Б.А., 1999: 23]

Пассов Е.И. различает виды наглядности согласно способу вызова ассоциаций на этапе развития речевого умения и отмечает, что “поскольку необходимые ассоциации можно вызвать, во-первых, посредством слов, а во-вторых, посредством изображения реальной действительности, правомерно различать словесные и изобразительные опоры. Другим критерием может быть их функциональная направленность в зависимости от того, чем они управляют, или характер управления речевым высказыванием. По этому критерию все опоры можно разделить на содержательные и смысловые, что учитывает 2 уровня высказывания: уровень значений (кто? где? когда? как?) и уровень смысла (зачем? почему?). [Пассов Е.И., 1991: 205] /см. Приложение 1/

Соловова Е.Н. приводит примеры заданий, способствующих совершенствованию диалогической речи. Одним из таких заданий является составить диалог на тему “Мое отношение к современным проблемам экологии” на основе схемы-опоры.

Ученик 1 Ученик 2
Мнение. Уточняющий вопрос.
Разъяснение / уточнение. Сомнение.
Уверенность, аргумент. Несогласие, контраргумент.
Предложение. Переспрос.
Повторное предложение с убеждением. Согласие.

[Соловова Е.Н., 2006: 184]

Пассов Е.И. предлагает учащимся следующее задание: обсудить план осмотра города.

1. Сообщение, вопрос 2. Предложение
3. Отказ, обоснование 4. Новое предложение
5. Согласие 6. Сомнение
7. Уверенность.

[Пассов Е.И., 1988: 108]

Современная методика предусматривает интенсивное использование на занятиях всех видов наглядности, что способствует образованию правильных представлений об изучаемых явлениях в области языка и окружающем мире и развитию соответствующих навыков и умений.

Рассмотрим психофизиологические особенности обучающихся среднего школьного возраста, который охватывает 5-8 классы и ложится на подростковый возраст.

И.А. Зимняя пишет, что ведущую роль в развитии школьника среднего школьного возраста играют общение со сверстниками, в процессе которого подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ “Я”, и особенности его собственной учебной деятельности. [Зимняя И.А., 1991: 124]

По мнению Белкина А.С., если у младших школьников отношение к учебному предмету зависит от отношения к учителю и получения отметок, то подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха, “дающую возможность позитивного самоутверждения личности, формированию ценностных установок”. [Белкин А.С., 2000: 73]

Зимняя И.А. подчеркивает, что только “специально организованное, целенаправленное обучение подростков речемыслительной и коммуникативной деятельности, опирающееся на резервы возрастного развития, может оптимизировать процесс их коммуникативного становления”. [Зимняя И.А., 1991: 140]

Определим важность использования функциональных таблиц на уроке английского языка.

Так, в статье “Что интересного в стране и в мире?” доцент И.П. Костина приводит пример работы над ФСТ “Do you have any problems with your friends?” в уроке “What friends have you got?” и отмечает, что для организации коммуникативного овладения новыми лексическими единицами используется функционально-смысловая таблица. “Таблица составляется таким образом, что ученик легко находит нужное ему слово или сочетание слов. Для того чтобы ответить на вопросы, ученик ищет в таблице слова, способные выразить его мысль. В первую очередь у него актуализируются слова родного языка, поэтому даются варианты ответов на русском языке, от русского языка ученик переходит к английским эквивалентам”. [И.П. Костина КМ №2, 2003: 3]

Учитель-методист Д.А. Литвиненко в статье “План урока формирования лексических навыков говорения с подробными методическими комментариями” предлагает использовать ФСТ после прочтения рассказа “Дары волхвов”, чтобы учащиеся обсуждали прочитанное не на родном языке, а на иностранном, “поскольку с помощью ФСТ значение ЛЕ на родном языке легко заменить их иностранными эквивалентами”. [Д.А. Литвиненко КМ №1, 2003: 3]

Учитель-методист Д.А. Литвиненко в статье “Таблицы разные нужны, таблицы разные важны” предлагает к вниманию ФСТ на тему выбора профессии учащимися 9 классов “A good job: what is it like?” и описывает стадии работы над таблицей:

  1. “What kind of job would you like to have? Listen to the speaker and choose the characteristics that are important for you. (Затем учащиеся слушают ЛЕ из первой горизонтали ФСТ, заданные с интервалом в несколько секунд и с вопросительной интонацией. Таким образом, используя каждую горизонталь ФСТ, необходимо провести упражнения на стадии “восприятие-имитация”).
  2. So, what kind of job would you like to have? (Поочередно задайте вопросы из левой колонки ФСТ. Кроме того, можно задать учащимся те же вопросы, касающиеся их друзей и близких. Отвечая на эти вопросы, учащиеся употребляют ЛЕ из каждой горизонтали таблицы. Прием Look up and say позволит им не просто считывать ответы, а использовать их в речи. Таким образом проводятся упражнения на стадии “обозначение”).
  3. Далее можно предложить различные упражнения на стадии “комбинирования”.

[Д.А. Литвиненко КМ №3, 2003: 2]

Учитель-методист О.В. Пономаренко в статье “Будь готов по команде “Пружина” сравнивает процесс обучения говорению с “готовностью по команде “Пружина”: “Вылет” учащихся в реальную коммуникацию возможен лишь тогда, когда необходимые для данной ситуации общения слова и выражения находятся “на учащемся”. Если они лежат где-то рядом, в шкафчике, - увы, вылет не состоится”. [О.В. Пономаренко КМ №4, 2005: 2]

Как же сделать так, чтобы обучающиеся всегда были готовы по команде “пружина” для вылета в реальную коммуникацию? Необходимо проводить с ними “тренировочные полеты”, иначе говоря, стараться включать изученный ранее материал в канву других уроков. Именно при использовании определенной части изученного материала каждый раз в новом контексте, в новой ситуации, в новых комбинациях владение этим материалом будет все больше совершенствоваться. [О.В. Пономаренко КМ №4, 2005: 2]

Далее О.В. Пономаренко отмечает, что “наиболее благоприятным этапом для повторения ранее изученного материала является стадия комбинирования на этапе формирования лексических навыков говорения при работе с ФСТ”. [О.В. Пономаренко КМ №4, 2005: 2]

В учебном пособии Скалкина В.Л. “Conversational English in Exercises” представлено большое количество функциональных таблиц, способствующих совершенствованию умений и навыков диалогической речи широкого круга изучающих английский язык.

Л.А. Бахмутская, Н.Е. Ковалева, Н.Ф. Лимонова, составители методических рекомендаций по практике устной и письменной речи по английскому языку для студентов 3 курса факультета иностранных языков ОмГПУ, также предлагают для изучения функциональные таблицы, лексический материал которых предназначен для развития навыков говорения, познавательного интереса и страноведческой компетенции студентов.

Рассмотрим частотность использования функциональных таблиц авторами УМК Enterprise 1 Beginner (Enterprise 1 Beginner is the first in a four- level series of English coursebooks. It is specially designed to motivate and involve students in effective learning. The course provides systematic preparation for all the skills required for successful communication in both written and spoken form”. [Enterprise 1 Beginner]) под редакцией Virginia Evans – Jenny Dooley. Данное учебное пособие адресовано учащимся средней школы и предназначено для продолжения изучения иностранного языка на уровне Beginner.

Учебно-методический комплекс 5 класса рассчитан на 70-75 часов и включает: Книгу для учащихся (Coursebook), Книгу для учителя (Teacher's book), Рабочую тетрадь (Workbook), Тестовые материалы (Test Booklet), звуковое и видеоприложения (Class audio CDs/cassettes and Pupil's audio CDs/ cassettes).

Учебник написан с учетом современных требований к обучению иностранным языкам, к которым в первую очередь относится коммуникативная направленность всех компонентов учебного процесса.

Умению сформулировать свою мысль способствует хорошо усвоенная лексика каждого юнита, закрепление которой происходит с помощью так называемых функциональных таблиц, представленных на страницах книги для ученика. В общей сложности в книге для ученика представлены 49 таблиц, способствующих формированию и совершенствованию умений и навыков устной диалогической речи.

Составим новые функциональные таблицы, выступающие в качестве наглядных средств на уроках английского языка и способствующие совершенствованию умений и навыков диалогической речи.

При составлении функциональных таблиц были приняты во внимание следующие принципы отбора лексических единиц:

  • частотность;
  • тематический принцип;
  • сочетаемость;
  • соответствие учебному процессу. [М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Кислая, 1976: 200]

Согласно принципу частотности в функциональные таблицы входят слова, наиболее часто употребляемые в языке и необходимые для рассказа о себе, о своих интересах.

Согласно тематическому принципу в функциональные таблицы входят слова, связанные по смыслу с темой обсуждения.

Так, на протяжении изучения юнитов ребята делятся мнениями о том, как они провели свое свободное время, болели ли они или их друзья, что можно делать дома или в школе, а что нельзя, раскрывали тайны своих питомцев. Функциональные таблицы могут быть представлены словами, относящимися к разным темам.

Согласно принципу сочетаемости функциональные таблицы содержат слова, которые отличаются особенностями лексической сочетаемости с другими словами.

Безусловно, слова должны быть изучены в соответствии с требованиями учебного процесса.

Предложим следующие стадии работы над функциональными таблицами:

Первая стадия работы - восприятие – имитация.

Обучающиеся слушают ЛЕ из первой горизонтали ФСТ, заданные с интервалом в несколько секунд. Таким образом, используя каждую горизонталь ФСТ, необходимо провести упражнения на стадии “восприятие-имитация”.

Вторая стадия- стадия обозначения.

Поочередно учитель задает вопросы из левой колонки ФСТ. Кроме того, можно задать обучающимся те же вопросы, касающиеся их друзей и близких. Отвечая на эти вопросы, обучающиеся употребляют ЛЕ из каждой горизонтали таблицы. Прием Look up and say позволит им не просто считывать ответы, а использовать их в речи. Таким образом проводятся упражнения на стадии “обозначение”.

Третья стадия работы – комбинирование.

Обучающимся могут предлагаться упражнения в неподготовленной речи, без внешних опор. Для этого создаются ситуации, мотивирующие высказывания.

На данной стадии предполагается наличие свободного общения двух учеников, которые будут использовать готовые разговорные фразы функциональной таблицы и закреплять уже отработанные лексические единицы.

При составлении функциональных таблиц необходимо учитывать и возрастные особенности детей среднего школьного возраста. Так, средний этап несет основную нагрузку в формировании умений непосредственного общения с партнером. Его задача - научить речевому взаимодействию, самовыражению и взаимодействию в рамках межличностных отношений. [М.Л. Вайсбурд, 2001: 110]

В процессе работы над функциональными таблицами ученики оцениваются за активность, желание выучить новые слова, хорошее поведение и выполненные домашние задания. Оценивание может проявляться как в форме жестов, модуляции голоса, мимики, так и в форме отметок.

Общий контроль знаний может осуществляться посредством устного опроса (с целью проверки навыков диалогической речи).

Функциональная таблица “What sort of job do you want to do when you grow up?” /см. Приложение 2/ познакомит обучающихся с новыми лексическими единицами, а именно:

  • с сочетаниями, связанными по смыслу с профессиями (treating people, new technologies);
  • с критериями выбора профессии (responsibility, enjoyment, profit, prestige, salary);

Предполагается ведение диалога между двумя или несколькими учениками, в процессе которого обучающиеся будут легко обмениваться мнениями, используя заданные грамматические структуры и лексический материал.

Функциональная таблица “Dos and Don’ts” /см. Приложение 3/ познакомит обучающихся с новыми лексическими единицами, а именно:

  • с фразами, обозначающими времяпрепровождение (keep pets, play loud music, make the bed);
  • с фразами, объясняющими ученикам, что можно делать в школе или дома, а что нельзя (chew gum, fight, shout, cook a delicious cake).

Предполагается ведение диалога между двумя или несколькими учениками, в процессе которого обучающиеся будут легко обмениваться мнениями, используя заданные грамматические структуры и лексический материал.

Функциональная таблица “Illnesses” /см. Приложение 4/ познакомит обучающихся с новыми лексическими единицами, а именно:

  • с названиями заболеваний (a rash, a bruise, a black eye);
  • с названиями возможных лекарств (suck throat sweets, take painkillers, consult your doctor, rub in ointment, use any antiseptic cream, put a plaster).

Предполагается ведение диалога между двумя или несколькими учениками, в процессе которого обучающиеся будут легко обмениваться мнениями, используя заданные грамматические структуры и лексический материал.

Функциональная таблица “Identifying sounds” /см. Приложение 5/ познакомит обучающихся с новыми лексическими единицами, а именно:

  • с названиями животных (a cow, a donkey, a bee, an owl);
  • с обозначением звуков (braying, miaowing, buzzing, quacking, barking, lowing, croaking, roaring, hooting, neighing).

Предполагается ведение диалога между двумя или несколькими учениками, в процессе которого обучающиеся будут легко обмениваться мнениями, используя заданные грамматические структуры и лексический материал.

Таким образом, для избежания боязни говорить на иностранном языке нами рассматриваются разные методы обучения диалогу. Одним из таких методов является использование функциональных таблиц, появление которых в практике английского языка представляется новым явлением. Предложенные функциональные таблицы помогут обучающимся свободно высказывать свои мысли и использовать сложные грамматические структуры.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Библиографический список использованной литературы

  1. Аблам С.Б. Интенсификация обучения иноязычной устной речи в школе (V-VIII классы) /С.Б. Аблам. - Минск, “Вышэйш. школа”, 1974. - 144с.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр “Академия”, 2000 – 192с.
  3. М.Л. Вайсбурд Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: Учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей. – Обнинск: Титул, 2001. – 128с.
  4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя /Н.Д. Гальскова. – [3-е изд., перераб. и доп.]. - М.: АРКТИ, 2004. – 189с.
  5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингв. ун-тов и факультет ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 336с.
  6. М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Кислая Основы общей методики обучения иностранным языкам. – Киев: 1976. – 280с.
  7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222с.
  8. Костина И.П. Что интересного в стране и в мире? //Коммуникативная методика №2, 2003. – 60с.
  9. Д.А. Литвиненко План урока формирования лексических навыков говорения с подробными методическими комментариями //Коммуникативная методика №1, 2003. – 60с.
  10. Д.А. Литвиненко Таблицы разные нужны, таблицы разные важны //Коммуникативная методика №3, 2003. – 60с.
  11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
  12. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 223с.
  13. О.В. Пономаренко Будь готов по команде “Пружина” // Коммуникативная методика №4, 2005. – 60с.
  14. Практика устной и письменной речи по английскому языку: Методические рекомендации для студентов III курса английского отделения факультета иностранных языков /Сост. Л.А. Бахмутская, Н.Е. Ковалева, Н.Ф. Лимонова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. – 56с.
  15. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Г.В. Рогова, Ф.М.
  16. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287с.
  17. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранного языка: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239с.
  18. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. – СПб: “Златоуст”, 1999. – 472с.
  19. Skalkin V.L. Conversational English in Exercises. Moscow, 1972
  20. Virginia Evans – Jenny Dooley Enterprise 1 Coursebook. – EU, Express Publishing, 2006. – 166p.
  21. Virginia Evans – Jenny Dooley Enterprise 1 Workbook. – EU, Express Publishing, 2006. – 166p.