Развитие детской одаренности

Разделы: Внеклассная работа


“Таланты будущих поколений могут быть охраняемы
только путём развития и воспитания юных талантов,
для этого же необходимо их раннее узнавание”.
Г.Ревеш

Успех развития общества связан количеством входящих в его состав одарённых, талантливых людей, от наиболее полной реализации ими своих возможностей. В последнее время стало уделяться повышенное внимание к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме одарённости детей. Что же такое “детская одарённость”? является ли она ключом к жизненному успеху? По силам ли нам, взрослым определять и направлять жизнь ребёнка необычных способностей, выступать в роли вершителей его судьбы? Особенно если этот ребёнок ещё совсем маленький? Вопросов очень много.

Мы должны научиться узнавать одарённых детей с дошкольного возраста для того, чтобы учителя начальной школы уже имели представление об их возможностях и всеми доступными силами развивали способности своих учеников. Ведь нестандартный ребёнок требует особого подхода, особого отношения и особой нагрузки. Но рассматривать одарённого ребёнка в общей массе учащихся. Занимающихся по типовой программе, не всегда легко. Одарённые дети по-своему хрупкие. Их очень легко сломать. Наша цель – таких детей выявить и поддерживать: и с помощью специальных занятий, и с помощью грантов.

Республиканская программа “Одарённые дети”, составленная в 1996 году, одним из ведущих направлений школы предусматривает выявление и развитие индивидуальных склонностей, способностей и творческого потенциала детей, необходимых для самореализации и адаптации человека в жизни. А не поздно ли? Получается, что до школы ребёнок не требует особых забот… “Прекрасное далёко”, как поётся в детской песенке, подарит нам талантливых математиков, педагогов, врачей и т.д. А разговоры об одарённости преждевременны. Но древнее изречение гласит: “Преждевременность судима, а опоздание уже осуждено”. Сколько подтверждений этому в жизни, когда, упустив момент, уже ничем нельзя исправить положение. Эта опасность подстерегает нас и в воспитании детей.

Вот поэтому и встал вопрос о проблеме преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой. Ведь уже в дошкольном возрасте одаренность может определиться по высокому темпу развитию малыша.

Начиная с 1992 года Институт общего образования Минобразования России работает над проблемой преемственности. За этот срок были созданы различные программы по непрерывному развитию одарённых детей от 3-х до 10-ти лет. Одна из них “Преемственность” была создана видными учёными и методистами дошкольного и начального образования: Т.С. Комарова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др., руководитель проекта А. Фёдорова. Программа обеспечивает непрерывное образование, воспитание и обучение, начатое в дошкольный период жизни, и создаёт условия успешного перехода в основную школу.

Она включает 3 части (подпрограммы). (Приложение 1 см. у автора)

I часть “Познание мира” включает в себя следующие разделы: “Здоровый малыш – радость для всех”, “Круглый год”, “Праздник для всех”. Программой предусмотрено несколько вариантов занятий, которые носят интегрированный характер. это устраняет разного рода перегрузки, исключает дублирование школьной программы. Предназначена для работы с детьми с 3–5 лет.

II часть “Подготовка к школе” имеет полное методическое обеспечение. Её цель: всестороннее развитие детей 5–6 лет, позволяющее им в дальнейшем овладеть школьной программой. Она имеет следующие разделы:

  • “Здоровье и физическая культура”
  • “Родное слово”
  • “Математические ступеньки”
  • “Зелёная тропинка”
  • “Искусство и культура”
  • “Конструирование”

Кроме того, в программе “Преемственность” дан дополнительный раздел для развития одарённости у детей – “Блок программ для организации занятий по выбору”, в который вошли:

  • “Тонизирующая гимнастика”
  • “Театральное искусство”
  • “Декоративно-прикладное искусство”
  • “Музыка”

Она рассчитана на обучение в общеобразовательной школе общего типа, гимназии, частной школе (в соответствии с их учебными планами).

Вторая программа “Сообщество” разработана группой учёных Центра развития ребёнка Джорджтаунского университета США. Эта оригинальная модель непрерывного образования и воспитания от рождения до 10 лет. Главная цель программы – подготовить ребёнка к жизни в быстроменяющемся обществе, сформировать устойчивое стремление и умение учиться.

Она предполагает построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети приобретают позитивные личностные качества и основывается на единстве познавательного, социального и эмоционально – личностного развития ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Важная особенность программы заключается в том, что преемственность в развитии одарённости между дошкольным и младшим школьным образовании просматривается не только в содержании, сколько в целях и задачах образования, а также способах работы с ребёнком.

Основополагающие её принципы:

  • индивидуализация личного опыта ребёнка,
  • индивидуализация подхода к нему на основе наблюдений за состоянием и поведением каждого воспитанника и обучающегося.

Это обеспечивается системой диагностических методик, которые включают как диагностику развития ребёнка, так и действия педагога.

Взрослый в этой программе выступает в роли союзника, участника педагогического и развивающего процесса. При этом он не “стоит над ребёнком”, что обеспечивает ребёнку свободу выбора занятий и способов действия, стимулирующих развитие детской активности и творчества.

Создание особой программы, развивающей детскую одарённость, обеспечивает ребёнку самостоятельное приобретение научного, практического и социального опыта.

Наши отечественные учёные и практики активно работают над этой проблемой. Создан целый комплекс пособий и материалов, содействующих реализации программы в России. Она предлагает вовлечение родителей в жизнь детей, активно использует потенциал семьи в осуществление всестороннего развития одарённого ребёнка.

Программа “Сообщество” внедряется в практику работы образовательных учреждений России, всего 12-й год, но уже за этот срок успела привлечь к себе внимание учёных. Результаты работы показывают, что она создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Параллельно с ними работает программа “Из детства – в отрочество”, в которой предпринята попытка объединить усилия трёх социальных институтов – детского сада, начальной школы и семьи. Впервые программа адресуется и воспитателям, и учителям, и родителям.

В основе программы лежит важнейший стратегический принцып современной системы российского образования – его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий воспитателя, родителей и учителя. Программа ориентирует взрослых (учителей, родителей, воспитателей) на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком, предлагает педагогическое сотрудничество родителей как со своим ребёнком, так и с педагогами в целом. Эта программа реализует следующие задачи:

  • формирование здоровья у ребёнка,
  • всестороннее развитие личности ребёнка, его дарований и творческих способностей, развитие любознательности как основы познавательной активности,
  • воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным народным ценностям, воспитание социальных навыков, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Имеются два основных направления:

  • “Здоровье”
  • “Развитие”

Программа определяет ряд общих принципов успешного взаимодействия родителей и педагогов в воспитании и развитии одарённых детей. Многие педагогические коллективы дали положительные оценки. Значит авторы программы на правильном пути в вопросах преемственности в системе образования по развитию одарённости: ДОУ – начальная школа. Известный психолог Д.Б. Эльконин, подчёркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединял их в “одну эпоху человеческого развития, именуемую детством”.

Приложение к методическому письму Института возрастной физиологии Российской академии образования “Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке к школе” Минобразования Р.Ф. от 17.02.2004 года рекомендует школе, родителям и детским садам искать или создавать свои варианты такой программы, которая смогла бы обеспечить ребёнку адаптацию в школе, не растерять полученные умения и навыки в учебной и культурной деятельности, вызвать у дошкольника удивление и острый интерес к обучению. Создать атмосферу творческого вдохновения, самостоятельной, индивидуальной и коллективной практической деятельности будущих учеников. При создании программы развития одарённых детей необходимо учитывать следующее:

Данная программа должна учитывать несколько этапов развития одарённого ребёнка:

  • исследовательская активность,
  • постановка вопросов и начало личного взаимодействия,
  • проявление собственных мыслей,
  • реальное воплощение найденного решения и стремление к личной реализации,
  • профессиональное творческое самоопределение.

Это помогло нам создать в школе программы развития одарённых детей, которые состоят из двух блоков, направленных на реализацию общего развития детей и обеспечению их разнообразной деятельностью с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Реализация этой программы помогает развитию наиболее важных способностей и умений одарённых детей:

  • способность к риску,
  • дивергентность мышления,
  • богатое воображение,
  • развитие интуиции,
  • восприятие неоднозначных вещей,
  • высокие эстетические ценности.

Большую помощь в осуществлении этой программы в нашей школе оказывает дошкольное развитие и образование (по выбору детей). Приложение 2 находится у автора.

В развитии одарённого ребёнка весьма значимо публичное признание достижений, чему способствует участие в творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня.

Жизнь обычно не спрашивает нас о том, желаем мы или нет с кем-то конкурировать, она просто поминутно погружает нас в пучину соревнований и противостояний. Так выстроены и биологическая, и социально-культурная стороны нашего существования. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных соревнований, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. В ходе соревнований ребёнок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно, проигрывать. Он приобретает “опыт разумного авантюризма”. Проигрыши обладают особой воспитательной ценностью. Ведь недаром на Руси “за одного битого двух небитых давали”. Итоги последних исследований в области психологии детской одарённости показывают, что эмоциональный или “социальный” интеллект обеспечивает на 80% возможность высоких достижений в жизни (а не уровень знаний и даже не абстрактный интеллект и не креативность, как считалось в ХХ веке).

Эмоциональный интеллект – это самомотивация, устойчивость к разочарованию, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулировать настроение, уметь не давать переживаниям заглушить способность думать, сопереживать и надеяться. Для развития этих личностных характеристик соревнование – незаменимое средство. Поэтому различные олимпиады, конкурсы, спортивные состязания рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований. Любят и активно участвуют наши дети в творческих конкурсах различного уровня: олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах рисунков и фотографий., молодых дарований, занимая призовые места и пополняя свой портфолео. Согласно этим исследованиям, для отбора одарённых детей и работы с ними нужна психолого-педагогическая служба. В связи с этим возрастает роль психолога и социолога школы и детского сада, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности каждого ребёнка.

Выпускник ДОУ на выявление одарённости диагностируется по следующим направлениям:

  • творческое мышление,
  • уровень самооценки,
  • толерантность,
  • предпочтительные виды деятельности,
  • сила интуиции,
  • лидерство,
  • картина интересов,
  • поведенческие характеристики

Итак, в школу пришёл одарённый ребёнок. Ранняя одарённость требует к себе бережного, внимательного отношения. Жить с такими детьми, воспитывать их – значит постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего развития их способностей. Существующие программы позволяют нам раскрыть полностью творческий потенциал каждого малыша, дать возможность ему самораскрытия. (Приложение 3).

“Ребёнок должен развиваться всесторонне”, – считает В. Розанов, начальник управления образования г. Реутова. Хорошо для этого проводить зрелищные мероприятия для старших дошкольников и ребят начальной школы, например, спортивные праздники “Папа, мама, я – дружная семья”, “Праздник здоровья” для детей ДОУ и начальных классов. Но спортивными мероприятиями и артистическими праздниками сейчас никого не удивишь. Потому-то в городе Реутове для старших дошкольников организуют довольно редкий пока вид состязаний – “Конкурс интеллектуалов”, который разработал А. Савенков, доктор психологических наук, профессор МПГУ. (Методику проведения этого праздника смотреть в приложении 4).

Мы знаем, что в любом детском саду дети получают определённые знания, умения, навыки, – говорит В.Розанов – но данный конкурс призван выявить не уровень осведомлённости и не их подготовленность к грядущему школьному обучению, а умение некоторых детей неординарно мыслить, то есть, выявлять одарённых детей”. Хорошо бы этот опыт распространить и в другие районы нашей страны. Этот конкурс впоследствии станет логическим продолжением школьных олимпиад и интеллектуальных марафонов. “Провести такой конкурс – дело не шуточное, – рассуждает В.Розанов. – Но задачу мы ставим высокую – выявить и поддерживать одарённых детей”. Случается, что одарённость, которую ребёнок проявляет до школы, со временем угасает. И наоборот, дети, ничем не проявившие себя в раннем детстве, вдруг раскрываются в школе. Почему так, решать учёным. Наше же дело направить всё внимание на развитие тех детей, которых мы для себя открыли.

Всесторонне развивая способности одарённого ребёнка, нельзя забывать, что развитие одарённости – не самоцель. Заботясь о развитии одарённости, нельзя упускать из виду важнейшую способность – способность при всех обстоятельствах быть человеком.

“Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих прозрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей”. (Т. Кузовлёва)

Приложение 5

Список использованной литературы:

  1. Арапова Н. “Всероссийское совещание по проблемам преемственности дошкольного и начального образования”, журнал “Дошкольное воспитание” № 5, Москва, 2000 г.
  2. Аромштан “Конкурс интеллектуалов”, газета “Дошкольное образование” № 10, Москва, 2005 г.
  3. Белова Е.С “Одарённость малыша”, Москва, 2001 г.
  4. Бискер Л.М. Программа “Одарённые дети”, журнал “Завуч” № 4, Москва, 2001 г.
  5. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми.