Урок математики в 1-м классе по теме "Длина. Сантиметр"

Разделы: Математика


Цель: Знакомство с единой единицей измерения длины – сантиметр.

Задачи:

  1. Закрепить понятие о способах измерения длины; о необходимости пользования единой меркой измерения.
  2. Познакомить учащихся с единой (принятой в мире) единицей измерения длины – 1 см.
  3. Воспитать чувство взаимопомощи при работе в парах.
  4. Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: полоски цветной бумаги 4-х цветов разной длины и мерки на каждой парте;

  • рисунок с изображением Мальвины;
  • математическое лото (карточки).

Ход урока

I. Оргмомент.

Валеологическая разминка.

II. Актуализация знаний.

У. – Сегодня к нам на урок пришла гостья. Как ее зовут – вы узнаете в ходе игры “Математическое лото”:

1) Устные вычисления

(9)1+3(4)3+2(5)6+2(8)5+1(6)8+2(10)6+1(7)

7 10 8 6 4 9 5 10

Мальвина

- Если Мальвине будет интересно с нами на уроке, то каждый из Вас может получить от нее сюрприз в конце урока.

(На доску прикрепляется рисунок – силуэт Мальвины)

- У Мальвины сегодня день рождения.

Она готовит праздничное платье и просит вас помоч ей разобраться с подарками – ленточками для украшения платья, которые ей прислали друзья.

Отгадайте, какого цвета ленту – кто подарил.

2) Повторение о способах измерения длин

- Вы будете работать в парах. Задание выполните вместе: договоритесь, в какой очередности вы будете отвечать.

- Самую длинную ленту подарил Мальвине Буратино. Узнайте, какого цвета лента от Буратино.

Из этой ленты Мальвина сделала бант на волосы.

(Учитель по ходу выполнения заданий украшает платье)

- Самую короткую ленту подарил Артемон. Какого она цвета?

Из нее Мальвина сшила поясок на платье.

Две ленты одинаковой длины подарил Пьеро.

Какого цвета эти ленты? Ими Мальвина украсила юбку.

- Ребята, а как вы догадались, какого цвета ленту надо показать?

(На плакате начерчены 2 отрезка так, что их нельзя сравнить визуально)

- А черепаха Тортилла обещает прислать Мальвине 2 ленты.

Лентой по длиннее Мальвина хочет украсить низ платья, а из короткой сделать бант на поясок.

- Какая же лента длиннее?

- Как сравнить эти полоски?

(Дети вспоминают, что если невозможно сравнить отрезки наложением, надо применить мерку. Выбираем мерку так, чтобы длина каждого из начерченных отрезков была кратна длине выбранной мерки, и откладываем ее длину по длине начерченных отрезков).

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке.

Физминутка.

- Мальвина с друзьями выступает в кукольном театре. Мы тоже побудем артистами.

(Дети выполняют дыхательную гимнастику: “Жираф”, “Неваляшки”).

III. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.

1) Создание проблемной ситуации.

З. 1., с 68

Дан отрезок АБ. За буквами спрятались Артемон и Буратино.

У Артемона мерка е красного цвета, у Буратино мерка а синего цвета.

- Ребята, поможем им измерить длину отрезка АБ.

У вас на столах такие же мерки для измерения.

Измерьте длину сначала меркой е, сколько получилось?

Запишем: АБ=5е.

А я измерю длину отрезка АБ циркулем. (Учитель демонстрирует на доске. Отрезок начерчен заранее).

Для этого я набираю циркулем длину мерки е, затем откладываю ее по длине отрезка АБ: получилось АБ=5е.

- Теперь измерьте меркой а

Сколько получилось? (Учитель работает циркулем)

Запишем: АБ=3а

- Что вы заметили?

- Почему так получилось?

(Использовали разные мерки).

2)Знакомство с единой меркой – сантиметром.

Мальвина попросила Буратино и Пьеро купить ей ленточек на отделку рукавов.

- Буратино выбрал мерку синюю и купил ленту длиной в 7 синих мерок.

- А Пьеро выбрал мерку красную и купил ленту длиной в 3 красных мерки.

- Можете ли вы сказать, чей отрезок длиннее? Почему нельзя?

- Сделайте вывод, можно ли сравнить отрезки, если мерки разные?

У Буратино и Пьеро нет учебника математики, а у нас ведь есть, и мы поищем подсказку в учебнике на с. 68.

- Что нарисовано на полях?

(рулетка, линейка, рейсшина)

- Как назвать предметы одним словом?

- Каким инструментом пользуются в школе?

- Для чего предназначена линейка?

З. 3., с. 68.

- Как Петя измерил длину отрезка?

- На что похожа линейка?

- Чем похожа линейка на числовой отрезок?

З. 4., с. 68.

- Измерьте с помощью линейки длину отрезка ВК.

- Каков результат?

- Линейки у всех разного цвета, из разного материала, а измерения получились одинаковые. Почему?

(На линейке отмечены одинаковые единичные отрезки)

- Проверим свое предположение по учебнику. Читаем текст под знаком “!”.

- Как называется единичный отрезок на ваших линейках?

Сокращенно пишется: 1 см.

Найдите на ваших линейках 3см, 5 см, 7 см. Проверьте друг друга в парах.

Физминутка.

- Какой же день рождения без танцев.

Станцуем для Мальвины “Танец маленьких утят”.

- Если мы научимся пользоваться линейкой, сможем помочь Мальвине дальше украшать ее платье: на рукава ей требовались ленточки длинной 4 см.

- Учитель демонстрирует на доске вычерчивание отрезка длиной 4 см:

Отступить вниз 2 клетки, слева – 2 клетки и поставить точку. Это начало отрезка. Совместить начало, т.е данную точку с цифрой 0 на линейке. Отыскать на линейке цифру 4, над ней поставить точку – конец отрезка.

Убрать линейку: проверить наличие 2-точек.

Передвинуть линейку влево, чтобы удобно было чертить по ней. Держать линейку посередине, провести линию от точки до точки.

Подписать: 4 см.

Чертить отрезок простым карандашом, обозначать длину ручкой.

IV. Первичное закрепление.

- Мальвине потребовалась еще одна ленточка для украшения воротника длиной 5 см.

Задание: начертить отрезок такой длины в тетрадях. Проверьте друг друга в парах.

- Кто начертил, выполняет задание 6, с. 69.

V. Первичный контроль.

Знаковый диктант (знаком “+” обозначить правильность, а знаком “-“ неправильность утверждения).

Линейка – это инструмент для измерения длины.

Единичные отрезки на линейке называются сантиметрами.

Для сравнения отрезков надо выбрать разные мерки.

Для измерения или вычерчивания отрезка надо начало отрезка совместить с цифрой 1 на линейке.

Для измерения можно пользоваться только деревянными линейками.

Ответы: + + - - -

VI. Итог.

- Что нового узнали на уроке?

Полюбуйтесь нарядом Мальвины.

Вы ей очень помогли и получаете от нее сюрприз – нарядный бант, который пригодится вам в “День Бантиков”.

- Выберите полоску понравившегося цвета – это свечка на торт имениннице – поставьте на наборное полотно (оценка эмоционального состояния детей).