Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Школьная газета – одна из форм творческой деятельности

Разделы: Преподавание русского языка


Чтобы пробудить у ребёнка интерес к русскому языку, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика “ на путь поиска и находок” (Т.В. Напольнова), часто повторяя при этом китайскую мудрость: “ Я слушаю – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю”. Всё это очень важно в настоящее время, когда образование понимается не только как сумма знаний, объём некоторой информации, получаемые и запоминаемые учащимися, но и как деятельность школьников, а также их эмоции и отношение к изучаемому материалу.

Учителю необходимо помочь ребёнку развить творческие способности, о которых тот, возможно, и не подозревает.

Из воспитанника вырастет творческая личность,

  • если педагог будет поддерживать вдохновение ребят не только во время уроков, но и во внеклассной работе, использовать метод проектов, позволяющий организовать познавательную деятельность учащихся, планировать результат,
  • если усилия учеников и педагога станут встречными, т.е. обучение и воспитание - в сотрудничестве (Ш.А. Амонашвили).

Одной из форм коллективной творческой деятельности во внеклассной работе по предмету стала школьная газета. Идея её создания появилась у меня несколько лет тому назад, когда я начала сотрудничество с региональным общественно-политическим еженедельником “Бизнес - Арс” и районной газетой “Анучинские зори” и мои ученики стали публиковать в них свои заметки, кроссворды, рисунки. Именно тогда была заведена папка “И это всё о нас”, в которую помещены вырезки из периодических изданий. Но от замысла до реализации был долгий подготовительный период: шло накопление материала, проводилась его систематизация. В апреле 2007 года старшеклассники, изучившие тему “Публицистический стиль”, подготовили и выпустили первый номер газеты “Начало”. В состав редакционной группы, занимавшейся сбором материала, оформлением, компьютерной версткой и реализацией детско-юношеской газеты, первоначально вошли 5 учеников 10 класса, 1 одиннадцатиклассница и 1 шестиклассница. В настоящее время с газетой “Начало” сотрудничают ребята 5-11 классов, учителя русского языка, биологии, информатики, администрация школы, родители, жители района.

Мною и ребятами разработан проект “Школьная газета”.

Цели проекта (поставленные перед ребятами): научиться применять в работе публицистический стиль, овладеть информационно-коммуникационными технологиями.

Педагогические цели: развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления, речи учащихся, совершенствование навыков сотрудничества с младшими школьниками, одноклассниками и взрослыми людьми, воспитание любви к своей Родине, языку, формирование активной гражданской позиции, проведение профориентации.

Этапы работы

Подготовительный: знакомство с газетными жанрами, структурой газеты, принципами её издания, обязанностями членов редакции, распределение ролей (редактор, журналисты, фотокорреспонденты, дизайнер, корректор, наборщики), выявление наиболее важных проблем и тем, которые должны рассматриваться в будущих номерах, обсуждение вида страниц газеты, расположения материала.

Технологический: подбор цветовой гаммы, шрифта, написание заметок, статей, составление кроссвордов, проведение социологических опросов, акций, субботников, организация встреч с редакцией газеты “Анучинские зори”, писателем и поэтом, поиск спонсоров. Оформление макета газеты на основании материалов, подготовленных журналистами.

Практический: издание (компьютерная вёрстка), презентация газеты “Начало” на районной научно-практической конференции старшеклассников “Роль русского языка в укреплении государственности, дружбы и сотрудничества между народами, в развитии отечественной культуры, науки и образовании”, реализация газеты.

Аналитический: сравнение планируемых результатов, изучение общественного мнения о школьной газете обобщение, выводы.

Контрольно-коррекционный: анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.

Роль учителя: в ходе работы над длительным коллективным творческим проектом помочь сформировать его идею, контролировать, консультировать учащихся, направлять их деятельность.

Методические принципы, используемые в работе:

  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
  • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);
  • деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);
  • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
  • поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Планируемый результат: ежемесячно выпускать детско-юношескую газету, рассказывающую

  • о жизни школы, села, района, края,
  • проблемах подростков,
  • моде и школьной форме,
  • музыке,
  • о том, как правильно говорить и вести себя,
  • об экологии
  • о том, что волнует и интересует детей, подростков и взрослых.

Рубрики: “Вести с уроков”, “Музыка”, “Мода”, “Кулинария”, “Поэзия”, “Это ваш взгляд”, “Спорт”, “Жизнь родного села”, “Поздравлялки”, “Год русского языка”, “Год чтения”, “Год семьи”, “Внимание! Конкурс!” и другие. “Зелёная страница”, посвящённая вопросам экологии, переросла в приложение “Зелёная газета”.

Рефлексия: ученики познакомились с аспектами культуры письменной речи, усовершенствовали навыки работы над статьями на школьную тематику, научились брать интервью и оформлять его, осуществлять орфографическую, пунктуационную и стилистическую правку текста, раскрыли творческие способности, расширили свой кругозор, развили логическое мышление, усовершенствовали навык работы на компьютере, проявили