Тема урока "Способы изображения предметов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформировать знания учащихся о различных способах изображения предметов (рисунке, чертеже, плане).
  2. Формировать элементы мыслительной операции сравнение, ввести понятие критерия.
  3. Развивать воображение, наглядно-образное и абстрактное мышление.
  4. Воспитывать интерес к истории Санкт - Петербурга, к истории России.
  5. Воспитывать аккуратность к работе.

Оборудование:

  1. Учебник;
  2. Иллюстрации к уроку;
  3. Карточки с изображением конуса ( рисунок, чертеж, план);
  4. Толковый словарь
  5. Чертежные инструменты

Ход урока:

1. Вводная беседа.

На уроках информатики мы с вами говорили о способах передачи информации.

Вспомните, как люди могут передавать информацию? Как вы думаете, какой из способов самый древний?

Уже много сотен лет назад люди научились передавать информацию с помощью рисунка.

На чем рисовали древние люди?

Посмотрите на рисунки и скажите, в чем достоинство такого способа передачи информации?

Что значит слово рисовать? Обратимся к толковому словарю.

Словарь Даля:

РИСОВАТЬ - изображать чертами подобие чего-либо.

РИСУНОК – нарисованный образ, воспроизведение предмета.

Объясните, а что значит слово подобие?

Значит, рисунок не копирует предмет, а передает его основные черты.

Часто рисунки разных авторов одного и того же предмета не похожи друг на друга. Почему?

2. Подготовка к восприятию нового.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся другими способами изображения предметов и сравним их и рисунком.

Для этого давайте совершим небольшую экскурсию в историю нашего города.

Вспомните, кто и когда основал Санкт - Петербург?

Официальная дата рождения города – 27 мая 1703 года. В этот день на острове Заячий была заложена Петропавловская крепость

22 июня 1703 года в центре строящейся крепости заложили маленький деревянный собор Петра и Павла, а саму крепость стали называть Санкт-Петербургской (неофициальное название – Петропавловская).

Именно поэтому тысячи туристов, приезжающие в наш город, начинают свое знакомство с ним у стен Петропавловской крепости.

Давайте и мы мысленно перенесемся туда.

Кто был архитектором Петропавловской крепости?

Доминико Трезини

В 1712 году на месте деревянной церкви был заложен каменный собор.

Посмотрите, как его изобразили разные художники.

Как вы думаете, по этим рисункам можно ли построить точно такой же собор в другом городе? Почему?

На уроках истории мы с вами говорили, что в древней Руси зодчие строили “на глазок”. По рисункам, моделям или используя опыт предков.

Посмотрите на памятники русского зодчества. Все они были построены именно так.

3. Знакомство с чертежом и планом.

Но в дальнейшем, когда конструкции становились все более сложными, люди изобрели новые способы изображения предметов: чертеж и план.

Сейчас мы с ними познакомимся.

Как называется эта фигура? (конус)

Возьмите карточку. На ней несколько изображений конуса.

Посмотрите на первое изображение. Что это?

Подпишите – рисунок.

Второе изображение – это чертеж. Чертеж предмета всегда делается с разных сторон. Как правило, показывают вид спереди, сбоку и сверху.

Посмотрите, чертеж был сделан и для постройки Петропавловского собора.

 

Обратимся опять к словарю, чтобы узнать точное значение этого слова.

Подберите однокоренные слова к слову чертеж.

ЧЕРТЕЖ – изображение линиями, чертами на плоскости.

Сначала чертежи выполняли на земле в том месте, где велось строительство.

Затем стали чертить на бумаге. Вначале разница между чертежами и рисунками была небольшая. Посмотрите на чертеж Петропавловского собора, на нем не указаны размеры. Поэтому при строительстве нужны были словесные пояснения.

Позже, чертежи выполнялись с использованием чертежных инструментов и с указанием размера. Посмотрите на чертеж дома ХVIII века. На нем указаны все размеры.

В России использовать чертежи стали при Петре1. Все застройщики Петербурга должны были пользоваться типовыми чертежами.

Существовало 3 типа домов. Дом для зело именитых (очень богатых), дом для именитых, дом для “подлых” (бедных)

а — для именитых;
б — для зажиточных;
в — для “подлых”

Попробуйте сами определить, где чей дом.

(для “подлых” - одноэтажные дома в 4 окна, для именитых – одноэтажный, но больше окон и надстройка в 3 окна), дом для зело именитых – двухэтажный.

Третье наше изображение – план. Подпишите.

Посмотрите на план конуса. Как мы должны смотреть на фигуру, чтобы увидеть такое изображение.

Посмотрите на план Петропавловского собора. Какой вид изображен на плане.

Обратимся опять к словарю для точного определения понятия план.

ПЛАН, плана, м. [латин. planum - плоскость]. Чертеж, изображающий на плоскости предмет методом прямой горизонтальной проекции.

4. Сравнение рисунка, чертежа, плана.

Посмотрите на все три изображения. Нам надо сравнить их. Что значит сравнить?

Для сравнения мы должны определить критерии для сравнения.

По каким критериям, как мы будем сравнивать эти виды изображений?(предложения детей, выбор существенных)

Давайте составим таблицу.

Заполнение таблицы.

Критерии Рисунок Чертеж План
 Назначение (для чего служит)  Для изображения предметов
 Вид предмета  С точки зрения автора  С разных сторон  Вид сверху
 размеры  Не указываются  указываются  указываются
 Меры длины  Не используются  мм, см, м  Мм, см, м, км
 Использование чертежных приборов  Не используются  Линейка, циркуль  Линейка, циркуль

Посмотрите на получившуюся таблицу.

В чем сходство рисунка, чертежа и плана?

В чем различия?

5. Закрепление изученного.

Теперь вы знаете, чем похожи и чем отличаются рисунок, чертеж и план.

Давайте попробуем сами определить вид изображения. (работа в учебнике С.16 №6)

На следующем уроке мы с вами познакомимся с планом местности. Для этого давайте сейчас потренируемся в составлении плана разных предметов.

(С.16 № 7, 8)

Вспомните, что такое план?

Какую форму будет иметь план первой фигуры? Второй фигуры?

Какие инструменты нам понадобятся?

Всем хорошо известна детская игрушка – пирамидка. Как она устроена?

Нарисуйте в первом прямоугольнике пирамидку из 4 колец. Раскрасьте ее разными цветами.

А как будет выглядеть план?

Его вы начертите дома самостоятельно, а мы на следующем уроке проверим, кто выполнил задание правильно.

6. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Как вы думаете, нужны ли в современном обществе все 3 способа изображения?

Почему?