Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Двумерные массивы: описание, запоминание. Решение задач на использование двумерных массивов

Разделы: Преподавание информатики


Цель: расширить кругозор учащихся в области использования массивов;

Задачи:

  • познакомить с общими принципами применения массивов и некоторыми базовыми приемами их обработки:
  • научить описывать двумерный массив;
  • научить заполнять двумерный массив;
  • уметь применять полученные знания при решении задач;
  • способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашней работы (повторение пройденного материала -тест на доске)
  3. Новая тема
  4. Закрепление (разбор задачи на поиск максимального элемента, индексов максимального элемента с использованием подпрограмм)
  5. Постановка домашней работы
  6. Подведение итогов урока (выставление оценок)

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с гостями. Садитесь.

Учитель: Посмотрите на доску, прочитайте вопрос и сформулируйте ответ: укажите, какие из перечисленных структур данных позволяют хранить несколько значений вещественного типа (примеры данных 2.56, 98.21, 100)

  1. p: array[1..10] of single;
  2. w: array[1..15] of integer;
  3. b: single;
  4. qq: array[-5..5] of real;
  5. a: real;

Как Вы думаете, почему эти структуры данных позволяют хранить несколько значений?

Потому, что эти структуры данных: массивы.

А, что такое массив?

Кто-то из ребят по желанию руку поднимает и отвечает на поставленный вопрос (массив-то совокупность однотипных данных, хранящихся в последовательных ячейках памяти и имеющих общее имя)

Вспомним ребята, как же описывается одномерный массив.(один из уч-ся по желанию выходит к доске и описывает массив).

Вспомним заполнение массива и вывод элементов на экран.

Есть несколько способов, перечислите?

  1. заполнение массива с клавиатуры;
  2. по формуле;
  3. значениями датчика случайных чисел, используя функцию random.

Пожалуйста к доске (кто-то из ребят заполняет)

Одномерный массив

описание

1. const n=5;
type
Mass=array[1..n] of integer;
Var
a: Mass;

2. заполнение

randomize;{для запуска генератора случайных чисел воспользуемся}

for i:=1 to n do
begin
a[i]:=-50+random(101);
write(a[i]:4);
end;
writeln;

Двумерный массив

описание

1. const n=5; m=6;
type
Mass=array[1..n,1..m] of integer;
var
a: Mass;

2. заполнение

randomize;
for i:=1 to n do
begin
for j:=1 to m do
begin
a[i,j]:=-50+random(101);
write(a[i,j]:4);
end;
writeln;
end;

Когда заполняет массив, уч-ся должны проговаривать, что так как ТР не имеет средств ввода-вывода элементов массива сразу, поэтому ввод и вывод значений производится поэлементно в цикле.

Пока ребята описывают, заполняют массив (учитель рассказывает)

Учитель: С понятием массив мы встречаемся при обработке совокупностей большого количества значений при решении прикладных задач.

Еще одно название массивов- тип регулярный (ряды) –они получили за то, что в них объединены однотипные (логически однородные) элементы, упорядоченные по индексам.

Одномерный массив визуально можно представить как строку элементов или вектор, однако наш мир не ограничивается одним измерением.

Как вы, думаете , ребята почему мы вспомнили описание одномерного массива, заполнение?

Уч-ся: Потому, что мир не бывает одномерным, как вы сказали Н.Т.(могут сказать)

Учитель: Из всего сказанного можете сформулировать тему урока?

Уч-ся: пытаются сформулировать тему урока

Учитель: Логический вывод сделали, бывают массивы трехмерные, 4-х мерные, а сегодня мы с вами будем говорить о двумерных массивах.

Открыли тетради, записали число и тему урока: Двумерные массивы.

Мы сегодня должны научиться:

  1. описывать двумерный массив;
  2. заполнять двумерный массив и вывести на экран элементов массива;
  3. уметь применять наши знания при решении задач, то есть расширить наш кругозор в области