Будем писать красиво!

Разделы: Работа с дошкольниками


Будем писать красиво!

Наши дети - непоседы и почемучки, растут, мы их провожаем в школу с самыми наилучшими пожеланиями и конечно хотим, чтобы они хорошо учились. Интересуемся их успехами, стараемся помочь, хотим, чтобы в школьной жизни у них не было проблем.

Несколько лет назад на одной из научно- практических конференций, я слушала выступление учителя начальных классов о том, что она прилагает немало усилий к тому, чтобы дети научились писать красиво, четко. Она говорила, что для многих первоклассников нечеткий подчерк становится серьезной проблемой, рука как будь-то, не подчиняется ребенку. Каллиграфия становится неприступной крепостью.

А как же у детей в моей группе? Для того чтобы ответить на этот вопрос провела диагностику развития мелкой моторики рук у детей старшей группы, оказалось, да, высокого уровня развития нет ни у одного ребенка. Для себя я сделала вывод, что в работе необходимо сделать акцент на укрепление пальцев и кистей рук у детей.

Если кисть ребенка развита хорошо, писать он будет красиво, четко, легко. Ребенку очень важно натренировать руку для письма, но тренировка для него должна проходить незаметно и интересно, весело, будить у него воображение и творчество

Для этого разработала и успешно применяю на практике уже несколько лет набор дел, способствующий развитию мелкой моторики и координации рук. Например, запускание маленького волчка–вертушки и вязание крючком. Для того чтобы запустить волчок, нужно очень хорошо владеть своей рукой. Кисть должна быть не зажата. Она имеет при этом упражнении форму купола, которая характерна при письме. Если ребенок легко запускает волчок, значит рука у него живая и послушная, а если ему это удается с трудом – рука закрепощена. Можно волчок запускать как левой, так и правой рукой.

Практика показывает, что все дети (и мальчики, и девочки) легко и охотно овладевают вязанием крючком. Это умение очень желательно, т.к. способствует раскрепощению руки и свободному владению ею. Помогает распределению дела между двумя руками (ведь в вязании участвуют обе руки).

Тренировать руки можно и занимаясь рисованием с помощью медиатора. С начала дети учатся обводить медиатор карандашом и фломастером, а потом рисовать медиатор-“листок” от руки. Он может быть самой разной величины и превращается у детей в разных зверюшек и предметы, которые они задумали.

Форма медиатора повторяет элементы письменных букв. Научившись в совершенстве рисовать зверюшек и различные предметы, состоящие из этих форм, дети сознательно и с пониманием цели воспроизводят элементы письменных букв и сами буквы.

Кроме этого очень сильно тренирует руку и работа с росчерками. Самые простые росчерки называемые детьми “петля”, “лента”, “дорога” представляют собой сочетание верхних и нижних петель имеющих форму медиатора. Пишутся росчерки под речевой комментарий. Например, при написании петель мы произносим: “Раз, два пилю дрова”, “Вверх петля, вниз петля”, “Еду, еду не догонишь”, “С горки на горку, шагает Егорка”. “Приговорки” могут быть любые. Они должны быть связаны по смыслу с движениями, пишущей росчерк руки и совпадать с ними по ритму. В начале работы с росчерками большое внимание уделяю на уверенность, размашистость, смелость движения, а не на правильность и красоту росчерка. Работу с росчерками сначала провожу не на бумаге, а на настольных подставках мелом и “мокрым карандашом” (“мокрый карандаш”- плотно скрученная мокрая тряпочка, напоминающая по форме карандаш). Это очень важно, так как побуждает детей работать смело, без оглядки на конечный результат. Если вышло плохо, тут же стер и попробовал еще раз. Можно делать сколько угодно попыток, до тех пор, пока нужная линия или росчерк не понравятся самому ребенку. Дети пишут росчерк на бумаге, только тогда когда он отработан на подставках.

 “Разведчики”
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе (социо-игровая педагогика Е.Е. Шулешко)

Цель: подготовка руки к письму, обогащение и активизация словаря.

Задачи:

Образовательные.

  • Совершенствование умения детей отвечать на вопросы, образовывать прилагательные, улучшать навыки счета, ориентировку на листе бумаги.

Развивающие.

  • Развитие мышления, памяти, творческого воображения, тонкой моторики, повышение речевой активности.

Воспитательные.

  • Воспитание навыков сотрудничества на занятии.

Ход занятия

Приложения 1, 3, 5 можно взять у автора.

Воспитатель: Дети, вы любите играть? Сегодня, я хотела бы с вами поиграть в игру “Разведчики”. А как вы думаете, какими должны быть разведчики? (Ответы детей). А еще они должны уметь хорошо ориентироваться по карте. У нас есть такая карта, вот она (буквенная таблица “Аквариум”. Приложение 1.) Разведчики, вы готовы? Дети задают вопросы друг другу по “Аквариуму”. Кто хочет задать вопрос для меня? Разминка для рук “Дружба” (Приложение 2).

Воспитатель: Ребята, а могли бы вы сами нарисовать карту? (Графический диктант, геометрические фигуры: прямоугольник, круг, квадрат). Нарисуйте в верхнем левом углу 4 квадрата, а в нижнем правом углу нарисуйте треугольников на один меньше, чем квадратов и т.д.

Воспитатель: Хорошо, с такими знаниями можно идти в разведку. Теперь послушайте задание. Я загадала загадку одной сказочной бабушке, но она ее не разгадала, рассердилась и унесла ее к себе в лес, в избушку на курьих ножках. Кому я загадала загадку? Как вы догадались? Почему же она рассердилась? Как вы думаете, почему она не смогла разгадать мою загадку? Давайте отправимся все вместе в лес и разгадаем загадку. Ну что разведчики, согласны? Для успешного выполнения задания вам нужно получить парашюты и распределиться на команды (по цвету парашютов). Каждая команда вылетает на самолетах, а спускаться будет на парашютах. (Графическое упражнение “Спуск на парашюте” (Приложение3))

Воспитатель: Все разведчики собрались? Сколько вас в команде? (прямой и обратный счет). Теперь, мы знаем, сколько разведчиков в каждой команде и не потеряемся в лесу. Приготовились:

Руки в стороны – в полет.
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед.
Левое вперед.

1,2,3,4 – полетел наш самолет (музыка, дети изображают полет самолета)

Каждая команда приземляется на свою поляну (по цвету парашюта)

Графическое упражнение (поочередно проводить прямые линии точно до обозначенного места).

Воспитатель: Посмотрите, все ли приземлились? С удачным приземлением вас! Да вовремя мы успели, вот и ветер подул, наверное, сейчас пойдет дождь. Игра-упражнение “Дождь” (Приложение 4)

Воспитатель: Дождь прекратился, но дорога очень мокрая и грязная, на чем же мы дальше поедем? (Ответы детей). А я предлагаю поехать на лошадке, она легко преодолеет все препятствия. (Работа в парах – росчерк “Лошадка”, Приложение 5). Два ребенка работают у доски.

Воспитатель: Ну, перебрались, теперь можно передать шифровку на “Японской машинке”. Описать лес, в который мы попали (великолепный, дремучий, волшебный живописный, вековой и т.д.) Игра “Японская машинка” (Приложение 6).

Воспитатель: Пора отправляться дальше в дорогу, но вот беда, впереди бурливая, холодная река. Как же перебраться? (Ответы детей). Можно на плотах. Из чего можно построить плот? Вот и бревна. Каждая команда возьмет столько бревнышек, сколько я раз хлопну в ладоши (7 раз). Покажите на пальцах, сколько бревнышек вы взяли (хлопните в ладоши, по коленям). Соберите плот, чтобы у вас получилось 3 треугольника. (Приложение 7)

Воспитатель: Вот и снежная гора, у нее крутой склон. На чем можно с него спуститься? Поехали на лыжах. Игра упражнение “Катание на лыжах” (имитация катания на лыжах под музыку). Что – то руки замерзли, давайте наши пальчики, погреем (Упражнение “В гости”. Приложение 8).

Слышна музыка флейты.

Воспитатель: Какая волшебная, удивительная музыка, она нам подсказывает, что где-то здесь спрятана загадка. Давайте вместе поищем, вот вижу необычную снежинку. Это баба-яга так и не смогла разгадать наши загадки и бросила снежинку. Чтобы на снежинке показались буквы, написанные волшебными чернилами, надо сказать ей “красивые” слова (сказочная, узорчатая, блестящая и т.д.), выполнить движения руками. На снежинке, оказываются, - задачи-загадки, слушайте.

Баба-яга не смогла отгадать загадки, а вы умные и ловкие все разгадали. Расстроилась, наверное, Баба-Яга. А какая она Баба-Яга (грустная, веселая, задумчивая, злая, добрая и т.д.) (дети показывают мимикой, жестами, работа в командах). \Давайте ее утешим, сделаем для нее подарки и оставим в лесу.

Подарок для Бабы-Яги (оригами-лодочка, самолет, цветок, кошелек).

Воспитатель: Молодцы разведчики! Со всеми заданиями справились, а теперь пришла телефонограмма, пора возвращаться домой.

(Под музыку уходят)