Тема: "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка"), 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели

1. Образовательные:

  • восстановить и углубить сведения о биографии писателя;
  • вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою;
  • продолжить формирование навыка работы с учебником;
  • помочь ребятам глубже осмыслить содержание рассказа.

2. Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; развитие речи; развития умения формулировать свои мысли.

3. Воспитательные: воспитывать милосердное отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к происходящему вокруг.

Оборудование: портрет А. П. Платонова, выставка книг, эпиграф на доске, стенгазета, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

Любовь одного человека  может
вызвать к жизни талант в другом
человеке или, по крайней мере,
пробудить его к действию.
Это чудо мне  известно…
А. Платонов

I. Слово учителя
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году, а умер в 1951-м. Самые трудные годы России прошли у него на глазах. Во всем написанном – реальная судьба страны, нашего народа, самого писателя.
– Ребята, посмотрите на его фотографию и обратите внимание на глаза этого человека. Какие они? А лицо?
– У Андрея Платонова необычный взгляд. И он  имеет какую-то силу притяжения. В народе о таких глазах говорят: «Видит насквозь». И действительно, он видел то тяжкое и губительное, чего многие не могли или не хотели замечать. Писал Платонов не только для взрослых, но и для детей вышло более 20 книг. Может быть, какие-то произведения вы уже читали? («Корова», «В прекрасном и яростном мире», «Никита», «Цветок в пыли», сказки в его обработке - «Волшебное кольцо», «Солдат и царица». «Финист – ясный сокол»).

– Молодцы! Да, имя этого писателя вам знакомо. Вспомним и углубим наши знания о Платонове.

Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 года. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный в 1920 году от имени отца. Настоящая же его фамилия – Климентов.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малых лет знал бедность, нищету. Отец Платонова около полувека проработал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге. Мать занималась домашней работой. Семья была большая, доходила до десяти человек, все жили на небольшую зарплату отца. Андрей – старший ребенок в семье. В неполные 14 лет он начинает трудовую деятельность, становится кормильцем, возложив на себя заботу о семье.
Работал Платонов «во многих местах, у многих хозяев». Был разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Эти «университеты» и сформировали неравнодушие Платонова к человеческим нуждам. Ненавидя страдание, он в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле.
В годы гражданской и Великой Отечественной войны он был на фронте в качестве военного корреспондента.В ноябре 1944 года Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких. 5 января 1951 года он скончался от этой болезни. Похоронен на Армянском кладбище в Москве. 

–  Да, жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях всегда был верен своему голосу художника.

II. Работа с текстом
– А сейчас мы обратимся к рассказу Платонова «Юшка», который вы прочитали дома.
Ребята, скажите, кто является главным героем рассказа?  Попробуем взглянуть на Юшку  глазами тех, кто живет рядом с ним.
Каким видят Юшку люди?  Что знают о нем? Что думают?

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он –  подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.
Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.
Но в глазах взрослых,  отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка.
Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается.

– Чего не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку?

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым.

– А вы знаете, куда каждое лето уходит Юшка?
– Сокровенное неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка.  А ведь  было у этого человека и полное имя. Как же его звали?
– Как вы думаете, почему, называя своего героя в рассказе, писатель использует местоимение ОН? (Чтобы подчеркнуть безличие героя).
– Ребята, скажите, о чем, по-вашему, мы будем говорить на сегодняшнем уроке?Что будем обсуждать?

– Почему люди потешаются над Юшкой? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав?
Класс делится на три группы; каждой из них предлагается, сосредоточившись на определённом эпизоде, подумать над прозвучавшими вопросами. (Вопросы групповой работы заранее написаны на скрытой стороне доски).

1. Встреча Юшки с детьми.
Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на них?

2. Встреча Юшки со взрослыми.
Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?

3. Юшка и веселый прохожий. 
Чем помешал Юшка веселому прохожему?

– Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чьё-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. «Однако без Юшки жить стало хуже». Почему?
– Какую память оставил о себе Юшка после своей смерти?  

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

– Да, именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, - Ефим Дмитриевич.
Ребята, а вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий? Послушайте, что нам скажут по этому поводу наши следопыты.

– Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
– Имя  Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.        

– И таким плодом у Андрея Платонова оказалась девочка-сирота, ставшая впоследствии врачом.  
– Таким образом, какую важнейшую тему поднимает в своем рассказе А.П.Платонов? (тему милосердия, сострадания к людям). 
– Как вы думаете, чему хотел бы нас научить писатель, к размышлению о чем подвести?
– А как вы понимаете значение слов милосердие, сочувствие, сострадание, зло, добро.

Наши улицы по-прежнему полны одиноких старых людей, мимо которых равнодушно проходят «красивые чистые люди», «удаляясь по своим важным и счастливым делам», не слыша тревожного и редкого стука сердец тех, кому так нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово…

III. Творческое задание

Написать мини-сочинение на одну из тем:

  1. «Юшка – самый добрый человек»;
  2. «О чем заставил меня задуматься рассказ «Юшка»;
  3. «Случай из моей жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку».

Домашнее задание

Написать мини-сочинение.