Выступление на педагогических чтениях. Межпредметная интеграция при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (литература, психология, живопись)

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Творчество Ф.М. Достоевского, несомненно, - богатый материал для психологического исследования. Сам автор определяет роман “Преступление и наказание” как “психологической отчет одного преступления”, тем самым указывает путь читательского анализа.

Но, прежде чем приступить к изучению произведения, современному читателю необходимо, на наш взгляд, внимательно изучить биографию самого писателя (особенно зафиксировать внимание на фактах из детства гибели отца, на приговоре и его отмене, болезни, каторге и др.). Важным моментом до начала работы над романом будет также обращение к оценке творчества Достоевского писателями и психологами. Создадим ситуацию некоего противоречия, предоставив детям самим право на субъективную оценку произведения. Например:

  1. Литературный критик с.В. Белов пишет: “Трудно и благодатно постижение творческого наследия Ф.М. Достоевского, гениального писателя и ... пророка России” (1).
  2. “Достоевский упустил возможность стать учителем и освободителем человечества, он присоединился к его тюремщикам; будущая культура человечества окажется ему немногим обязана” (2), - писал Зигмунд Фрейд.

Используя данные примеры, выходим на разговор о З. Фрейде и психоанализе. В статье “Достоевский и отцеубийство” (3) Фрейд, в частности, выражает свое отношение прежде к личности Федора Михайловича, а затем уже пытается объяснить, почему именно проблемы такого плана, как: отцеубийство, наказание, чувство вины, - поднимает Достоевский в своем творчестве. Фрейд писал: “В богатой личности Достоевского хотелось бы выделить четыре лика: художника, невротика, моралиста и грешника ... Наименьшие сомнения вызывают его качества художника, он занимает место рядом с Шекспиром ... Достоевский уязвим скорее всего как моралист” (4). В письме к своему другу Фрейд пишет, что не любит Достоевского, видит в нем, прежде всего, своего пациента. Принципом “русской души” и Достоевского Фрейд считал следующий “греши да кайся”. Анализируя статью Фрейда, мы обращаем внимание на состояние здоровья Достоевского в момент написания романа, поскольку психоаналитик раскрывает истоки слов “преступление” и “наказание” именно через характеристику неврозов самого писателя.

Подготовив таким образом почву для работы над романом, предоставим учащимся высказать свои ощущения, сомнения в форме письма издателя, рисунка, беседы. Это важно сделать именно до начала работы. Сегодня, когда СМИ буквально “перенасытили” читателя, зрителя “черными” сценами и образами, роман “Преступление и наказание” может вызвать слишком негативное восприятие, пессимизм. Наша цель - запустить внутренний психологический механизм защиты личности от негативных социальных проявлений. Нам представляется, что интеграция литературы, психологии, живописи может служить одним из условий запуска такого механизма.

Приведем несколько примеров из “издательских писем” учащихся, обращенных к Ф.Достоевскому:

“Роман можно читать с 16-летнего возраста, причем избранные главы” (Инна, 10 класс);

“Я настолько увлекся чтением романа, что ругал время за те краткие 24 часа, которые отведены на одни сутки ... Некоторая предсказуемость сюжета проявляется в авторских отступлениях. Прочитав их, я сразу понял, что будут и страдания, и болезнь, и суд, и возрождение” (Женя, 10 класс).

“Современный читатель пока не готов принять такой серьезный, тяжелый роман. Для этого нужно подготовить почву. Идея Раскольникова может оказать пагубное влияние на неподготовленные молодые умы ... Роман предлагаю издавать ограниченным (малым) тиражом” (Павел, 10 класс).

Как видно, ребята высказываются за осторожное, но при этом глубокое, изучение романа. На протяжении работы их мнения могли меняться, такие моменты мы обязательно фиксируем и анализируем.

При работе над про изведением учитель выделяет несколько направлений, где присутствие или консультация психолога представляется уместной. Это такие темы, как: “Цикл сновидений Раскольникова и их интерпретация”, “Система образов-двойников в романе”, “Идея Родиона Раскольникова”.

При обращении к теме снов на уроке часто анализируются сны “убийство лошади” и “повторное убийство старухи”. Однако, нужно отметить, что все сны Раскольникова объединены общими сквозными образами: образ самого Родиона, толпы (смеющейся, кричащей, требующей), образ луны; есть аналогии в состоянии героя снов: ужас, тревога, беспомощность. При сопоставлении снов возникают вопросы: откуда возник образ луны; почему во втором сне действие происходит в Египте; почему в снах появляется мотив убийства, наказания (Миколка убивает лошадь; квартальный бьет квартирную хозяйку; сам Раскольников снова пытается убить Алену Ивановну, н, наконец, в “сибирских” снах люди убивают друг друга и мир рушится). Обратимся к психоанализу. З. Фрейд писал: “Наука и большинство образованных людей улыбаются, когда им предлагают истолковать сон” (5). Сам же Фрейд считал, что сны – “прямой путь к бессознательному… Сны можно понимать и истолковывать как символическое удовлетворение желаний” (6). “Сновидения – это осуществленное желание” (7).

В мировой литературе существует много аналогов идеям Фрейда. Просперо в пьесе Шекспира “Буря” восклицает:

Из нас самих родятся сновиденья,
И наша жизнь лишь сном окружена.

Роман “Преступление и наказание” - самый насыщенный сновидениями роман Ф.Достоевского. Кроме того, многое из снов Раскольникова повторится в сновидениях других героев. Так, упоминание о трихинах и образы пятого сна войдут в “Сон смешного человека”. Таким образом, согласно З.Фрейду, сновидения Раскольникова отражают все противоречие внутреннего мира Ф.Достоевского.

Часто учащиеся просят истолковать пятый сон – сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис. Литературные критики пишут о пророчестве Ф.Достоевского о мировой войне или революции. Однако, такая узко социальная трактовка сна не показалась нам достаточно убедительной. Скорее, речь идет о процессе крушения личностных ценностей, более трагичном, имеющем глобальные последствия для человечества в целом.

На одном из уроков мы задали учащимся вопрос: “Что для вас творчество Ф.Достоевского: предмет изучения литературы или психологии?” Большинство ребят склонились ко второму.

В преддверии изучения романа мы рассматривали понятия культуры как синтез множества составляющих, выделяя при этом литературу, психологию и живопись. Все указанные этапы работы по роману осуществлялись в культурном аспекте.

Арт-терапия – синтетический универсальный метод психоррекции и развития личности, достаточно давно используемый в образовательных учреждениях за рубежом. Опыт применения арт-терапии в отечественной практической психологии до сих пор остается малоизученным. До недавнего времени термин “инсталляция” употреблялся только как обозначение авангардного вида изобразительного искусства, сутью которого является составление композиции из предметов повседневного обихода. Поскольку культуру можно рассматривать как семиотическое пространство (знаково-символическое), то литературный анализ можно проводить через расшифровку символов. Материальным воплощением этих символов как раз и являются предметы, которые дети выбрали самостоятельно для составления и оформления композиций. Несмотря на кажущуюся спонтанность, процесс находится в поле зрения психолога, осуществляется коррекция эмоционального состояния.

Поскольку работа велась с детьми художественного отделения, при анализе романа было уместным обращение к детским рисункам. По мнению Л.С.Выготского, “ребенок рисует не то, что он видит, а то, как он видит” (9).

Рисунок – сложная знаковая символическая деятельность, где, анализируя форму, цвет, композиционное расположение объектов, учащиеся определяют образы, излагают и интерпретируют впечатления от прочитанного. Первые работы ребята делали до начала изучения романа на основе самостоятельного прочтения. Вторые – после изучения темы “Сновидения Раскольникова”. Готовые работы использовались для последующих уроков. Иногда учащиеся впоследствии хотели изменить рисунок, поменять цветовую гамму. Если первые работы, в основном, были в темных тонах, и выбор цвета был нешироким, то в последующих – цветовая гамма стала богаче, образы – сложнее, глубже, больше использовались символы и знаки.

Впервые реализуя идею интеграции на таком уровне, мы ощутили реальный результата работы над произведением Ф. Достоевского: более высокий уровень мотивации, эмоциональность уроков, самостоятельный поиск путей исследования текста, выход к собственным проблемам, разрушение некоторых стереотипов восприятия романа, возможность свободного общения учащихся и преподавателей, создание атмосферы сотворчества. Все это позволяет судить об эффективности используемых методов. В перспективе планируется более частое использование возможностей интеграции, составление методических рекомендаций по изучению романа, оформление программы элективного курса “Психологическая интерпретация произведений русской литературы XIX-XX веков”.

Приложение

Список литературы:

  1. Белов С.В. Ф.М. Достоевский. М.: Просвещение, 1990, с.3.
  2. Зигмунд Фрейд. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995, с.285.
  3. Там же, с.285-294.
  4. Там же, с. 285.
  5. Там же, с. 139.
  6. Там же, с. 138.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. С-Пб: Питер, 2001, c.149.
  8. Выготский Л.С Творчество и выражение в детском возрасте. М., 1961.
  9. Савельева В.В. Сны и цикл сновидений в произведениях Ф.М.Достоевского // Русская словесность, 2002, № 27.
  10. Гачева А.Г. Философия истории Ф.М. Достоевского в контексте русской философской мысли ХIХ-начала ХХ века // Русская словесность, 2002, № 25.