Урок русского языка в 5-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Обучающие: повторить понятие главных членов предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения.
  • Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.
  • Воспитательные: формировать интерес к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point <Приложение 1>

Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 1).

- Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, запись числа и “Классной работы”.

  1. Стадия вызова.
  1. “Верные – неверные утверждения” (слайд 2).

- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставит номер и слово “ДА” или “НЕТ”. Затем проверяем. Время на выполнение задания - 3 минуты.

- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “ПРИШЛИ ГОСТИ”?

  1. Стадия осмысления.
  1. Запись темы. Ведение “Бортового журнала” (слайд 3).
  • - Начертите в тетради таблицу. В течение 2 минут заполните 1-ю графу.
  • - Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
  • - Работа с флэш-анимацией “Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?”. Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к этому?
  • - Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах (слайды 4–6). Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным.
  1. Работа с текстом (слайд 7).
  • - Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Грибы в осеннем лесу)
  • - Спишите, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
  • - Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
  • - Укажите сложное предложение.
  1. Физкультминутка (слайд 8).
  • Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
  • Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
  • Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
  • Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
  • Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
  • Убежали мышки вон (бег на месте).
  1. “Лови ошибку” (слайд 9).

- Петя Ошибкин в своих сочинениях допускает не только орфографические ошибки, но и синтаксические, связанные с нарушением норм построения предложений. Помогите ему исправить ошибки.

- Запишите отредактированные предложения. Подчеркните главные члены.

  1. Выполнение упр. 162. (слайд 10)

- Составить и записать 5 предложений по картинкам, подчеркнуть грамматические основы.

III. Стадия рефлексии.

  1. Создание “синквейна”.
  • - Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
  • - Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
1-я строка Кто? Что? (тема). 1 существительное
2-я строка Какой? (определение темы). 2 прилагательных
3-я строка Что делает? (характерные действия или состояния предмета). 3 глагола
4-я строка Что автор думает? Фраза из 4 слов
5-я строка Кто? Что? (новое звучание темы). 1 существительное

- Примеры синквейнов:

  • Подлежащее,
  • Главное, необходимое,
  • Говорит, называет, указывает.
  • Без него обойтись трудно.
  • Предмет.
  •  Сказуемое,
  • Главное, необходимое,
  • Сообщает, открывает, сказывает.
  • Без него как-то скучно.
  • Действие.

Приложение 1

  1. Подведение итогов. Запись домашнего задания.
  • Определения на стр. 66, 68.
  • Упр. 157, 158 (п.).

Информационные ресурсы и литература:

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс.
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http//school collection.edu.ru/
  • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.
  • Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
  • Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.

Приложение 2