Значение болот в жизни человека

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Сформировать представления о роли болот в жизни человека;
  • Познакомить с экологическими проблемами болот, с охранной деятельностью людей в тайге.
  • Учить вчитываться в произведения литературы.
  • Наблюдать и делать выводы.
  • Воспитывать уважительное отношение к природе, культуру поведения.

Оборудование:

  • Образцы торфа,
  • лупа,
  • глина,
  • блюдце,
  • стакан с водой,
  • спиртовка.

Ход урока.

  1. Настрой на урок.

-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, чтобы на него настроиться закройте глаза и представьте цвет и звук, соответствующие вашему настроению.

-Какой цвет вы представили?.

(Дети с помощью цветовой гаммы рассказывают о своем настроении).

  • -А какой звук соответствует вашему настроению?
  • -Почему настроение у всех разное? (Каждый видит и ощущает мир по-разному)
  • -Продолжите предложение:

Я жду от сегодняшнего урока ………
На уроке мне хотелось бы не только ………

Ну что ж , я надеюсь , что урок вам понравится, будет интересно и мы хорошо поработаем. А сейчас я хочу предоставить слово нашим синоптикам.

2. Синоптики.

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

6 апреля ночь теплая, то весна будет дружная.
Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.

Весною сверху печет, а снизу морозит.
Мокрый апрель – хорошая пашня.

Сообщение о погоде. ( Комментарии учителя)

  1. Проверка домашнего задания.

Чтобы нашим гостям было интересно вас слушать давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

  • -Как называется наука изучающая пожары?
  • -Какой вред наносят пожары в лесу?
  • -Кто чаще всего является виновником пожаров?

Мы разработали, памятку, как правильно разжигать костер в лесу. Расскажите, какие правила нужно соблюдать! (Представление пунктов памятки). (Презентация)

  • Дети не должны разводить костер одни без взрослых.
  • Нельзя разводить костер под деревьями.
  • Костер лучше разводить костер на старом кострище.
  • Нельзя разводить костер с помощью зажигалки.
  • Обязательно наблюдай за горящим костром.
  • Уходя обязательно надо погасить костер, засыпать песком место костра.

– Ребята, кому может помочь наша памятка? (Взрослым и детям). Давайте после урока повесим ваши работы в коридоре и будем надеяться, что и родители и ребята прочитают и вспомнят эти правила.

  1. Постановка проблемы и объявление целей и задач урока.

– Мы уже много знаем о лесах, о его растительном и животном мире, но сегодня поговорим о загадочном объекте природы. Давайте закроем глаза и отправимся в труднопроходимую тайгу. (Музыка).

Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги.
(Болото) (Презентация.   Показ слайда №1)

– Что вы знаете о болотах? (Ответы детей)

Сообщение учителя.

Тайга бы не была тайгой, если бы заросли леса не перемежались болотами.Раньше в природе все было одушевленно. Болото имело своих духов (Слайд № 2). Идешь по лесу никого … и вдруг тебе кажется, что кто-то окликает тебя, зовет – уж не леший ли? Леший – лесной дух, очень любят лешие прятаться в стволах деревьев. С виду дерево как дерево, а в стволе леший сидит.

Самые переувлажненные участки болота называются топи. Немало людей и животных погибло - не сумев выбраться из топей, что породило предания и суеверия, страхи перед болотами, лешими, кикиморами и другой нечестью. Люди пытались задобрить духов, оставляя хлеб, ягоды.

– Почему так происходило? (Ответы детей).

– Действительно, люди не могли объяснить многие явления происходящие на болоте. Откуда в темноте появляются огни, Слышны стоны. Почему исчезают люди на болотах

– Так почему тогда люди селились рядом с болотами? С одной стороны болото беда, а с другой кладезь добра.

Тема нашего сегодняшнего урока “Значение болот в жизни человека”. (Тема вывешивается на доске).

  1. Работа над темой урока.

– Ребята я вам предлагаю обратиться к научной литературе и попытаться определить важность болот. Прочитайте отрывок и сделайте вывод, чем важны болота.

“Болотом называется избыточно увлажненные участки суши со слоем торфа не менее 30 см, с особенным растительным и животным миром. Болота образуются в районах с влажным климатом, там, где неглубоко залегают грунтовые воды. Болото важное звено круговорота воды на земле, накопители и регуляторы пресной воды. Они, как губка, сохраняют влагу. Многие реки берут свое начало из болот. Когда много воды болота ее впитывают, когда наступает засуха – отдают воду рекам. Без болот многие реки мелеют и пропадают”.

  • -Что важного вы узнали из этого отрывка?
  • -Чем важны болота для человека?

Слайд № 3

  1. Физминутка

По болоту мы идем
Очень осторожно!
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз ,два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

Мы привыкли к тому, что вода в почве благо. Если в почве нет воды растения погибают.

  • -Но может ли вода быть для почвы горем?
  • -Почему?

Вывод: Недостаток кислорода и избыток влаги приводит к тому, что отмершие растения не разлагаются полностью, а накапливаются из года в год и постепенно превращаются в торф. (Показ).

-Разрешите спор двух учеников. Один утверждает, что торф легче воды, другой говорит, что тяжелее. Кто прав и почему? (Ответы детей)

Ответ на этот вопрос поможет нам найти практическая работа.

  1. Практическая работа. (Слайд №4)

Свои наблюдения вы будете записывать в таблицу.

  • Определите цвет сухого и мокрого торфа. В чем между ними различия?
  • Рассмотрите кусочек торфа под лупой. Из чего он состоит?
  • Если взять кусочек торфа и кусочек глины, что будет тяжелее?
  • Кусочек сухого торфа бросьте в стакан воды. Тонет ли торф?
  • Учитель показывает , что торф горит. Какое свойство при этом можем установить?

Вывод: Торф темно коричневого цвета, Состоит из остатков отмерших растений, которые легко отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и глины. Сухой торф впитывает влагу и хорошо горит. Может быть хорошим горючим материалом и хорошим удобрением!

  1. Растения болот.

О болотах можно узнать не только из научной литературы, но и из художественной. Прочитайте отрывок из рассказа М.Пришвина “Кладовая солнца”.

“Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику – та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны маленькие листочки, и у листиков сидят мелким горошком чернички – черные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно-красная ягода, листики темно зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью политым. Еще растет на болоте голубика кустиком – ягода голубая, ягода более крупная, не пройдешь не заметив. В глухих местах, где живут глухари, встречается костяника – красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна единственная ягода клюква, особенно ранней весной прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только когда ее уже много собирается на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: “Вот кто - то клюкву рассыпал”. Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной Ягодиной зеленую ниточку со многими клюквинами. Захочешь и можешь вытянуть себе целое ожерелье крупных кровяно - красных ягод.”

М.М. Пришвин называл болото “кладовой солнца” - из-за богатой растительности.

  • О чем вы узнали, прочитав этот отрывок?
  • Найдите названия растений. Слайд № 5.
  • -Пользуется человек ягодами, которые растут на болота?
  • -Какое же значение имеет болото для человека? Слайд № 6.
  1. Экологические проблемы болот.

Издавна во всем мире ведется работа по осушению болот. Громадные площади болот пришлось осушить при строительстве Москвы и Санкт - Петербурга. Болота осушают не только для строительства, но и для добычи торфа, который используют как топливо и в медицинских целях. Но при неправильном осушении происходит истощение питательных веществ, растения испытывают недостаток влаги и усиливают опасность пожаров. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяются под землей и его очень трудно тушить.

  1. Итог урока:
  • - Где же на болоте беда, а где добро?
  • - Какое значение имеют болота для человека?
  1. Рефлексия.
  • Поднимите руки кто доволен собой на уроке!
  • Кто не очень?
  • Кто не доволен?

Заполните карточку дома.

Анкета по самооценке.

Дата…………………

Фамилия, имя……………………

  1. Что нового я узнал о болоте?
  2. Могу ли я что – нибудь еще сделать по этой теме?
  3. Что больше всего запомнилось?
  4. Нужна ли мне была помощь?
  5. Понравился ли мне урок?