Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 5-м классе "Употребление имен существительных в речи"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи,
  • сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи,
  • способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти,
  • воспитывать интерес к русскому языку,
  • воспитывать бережное отношение к здоровью,
  • способствовать эстетическому воспитанию детей.

ХОД УРОКА

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

I. Работа с эпиграфом

– О чем пойдет речь на нашем уроке?
Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).
Имя существительное — важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.
Существительное — самая существенная часть речи. Вот стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица...  (А.Фет)

Один мальчик рассуждал так:

– Кому нужны существительные? Ведь если бы их не было, то не придумали математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии, вот жизнь была бы у  ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания и только скажи, что я не прав! Язык не повернется.
– А вы согласны? Нужны ли нам имена существительные? Попробуйте выразить свою речь, не используя имена существительные. Получилось?
– Так о чем же пойдет сегодня разговор на уроке?

II. Разминка

1. Расставьте ударения в словах: партер, документ, шофер, средства, красивее, километр, перчить.

– Все ли слова в этом ряду существительные?

2. Определите, сколько раз встречаются звуки:

[ а ]  Рассыпался горох на семьдесят дорог.

3. Можно ли слова сережка, орел, стрелка, белка писать с прописной буквы? Примеры.

4. Образуйте существительные ж.р. от существительных: кочегар, штукатур, поручень, электрик, матрос.

5. Что объединяет группы существительных:

Токио, Осло, Дели
Уссури, По, Миссисипи
Пальто, какао, пенсне

6. Найдите «третье – лишнее» в каждой группе:

Буран, дождь, вьюга
Огонь, осень, пламя

– Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, на мой взгляд, это одна из самых важных тем для человека. Что легче: сохранять здоровье или лечить человека?

7. Закончите пословицы:

  • До свадьбы …
  • Еле-еле душа …
  • Здоровья не …

8. Собери рассыпанные пословицы:

  • У больного не здоровья спрашивай.
  • Дороже ум всего здоровье да.
  • Здоровью курить вредить.

9.Индивидуальная работа  (2 человека с места): подбери из книги пословицы под заглавные буквы: ЗДОРОВЬЕ

– А как вы думаете, почему мы говорим о здоровье?

III. Словарный диктант

Два ученика работают у доски.

Полезная еда, ежегодная профилактика, являться на прием, ящик с пробирками, крепкое здоровье, предъявить больничный лист, подъехать к больнице, современная медицина, перевязать рану, измерить температуру, с опытным терапевтом.

  • 1 ряд – у существительных определить падеж
  • 2 ряд – склонение
  • 3 ряд – род

– Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).

У доски проверяют 2 консультанта, задают дополнительные вопросы.

IV. Обобщение изученного материала

– Что же вы узнали о существительном?

Работа в группах по 4 человека на месте:

  • 1 группа – Что такое имя существительное? Примеры.
  • 2 группа – Расскажите о падежах. Просклоняйте слово земля
  • 3 группа – Расскажите о склонении. Примеры. Что такое разносклоняемые существительные?
  • 4 группа – Расскажите о числе. Примеры. Назовите существительные, которые употребляются только в ед.числе или только в мн.числе.
  • группа – Расскажите о роде. Примеры. Назовите существительные общего рода.
  • группа – Назовите имена существительные собственные и нарицательные. Примеры.

Представитель группы защищает свое задание.

– Таким образом, наше имя существительное обросло грамматическими признаками.

V. Физкутминутка

Работа над осанкой.

VI. Коллективный опрос по схеме разбора существительного

В здоровом теле – здоровый дух. 

Морфологический разбор имени существительного.

  • Имя существительное –
  • Н.Ф. –
  • Собственное или нарицательное
  • Одушевленное или неодушевленное
  • Род –
    • Число –
      Склонение –
      Падеж –
  • В предложении является –

Все работы сдаются на отметку.

VII. Роль имени существительного

1.– Какова же роль существительного в речи?
– Давайте рассмотрим предложения. У вас на столе текст «Берегите зрение».

Чтение вслух.

– Объясните заголовок.
– Согласны ли вы с автором? Почему необходимо бережно относиться к зрению? Как это нужно сделать? Что особенно вредно для здоровья?

2. Заполним таблицу примерами:

Член предложения Примеры
1 Подлежащее  
2 Дополнение  
3 Обстоятельство  
4 Сказуемое  

– Что же нужно делать, чтобы быть здоровым?
– Какими видами спорта можно заниматься?

VIII.Словарная работа

Баскетбол (англ. баскет – корзина, болл – мяч).
Гимнастика – самый древний и один из самых полезных видов спорта. Возникла она в Элладе за несколько веков до нашей эры. (греч. гимнос – «обнаженный», потому что греки в те далекие времена занимались гимнастикой обнаженными).
Теннис появился во 2 половине XIX века в России (англ. лаун  – лужайка).
Футбол появился в начале XX века. (англ. фут – стопа, болл – мяч) Родина футбола – Англия.
Хоккей. Родина травяного хоккея – Англия, на льду  – Канада. (франц. хокет – палка). У нас появился в 1946 году.
Шахматы развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость. А великий русский шахматист Александр Алехин считал, что шахматы прежде всего учат быть объективным. Шахматы появились в Индии около 15 столетий назад.
– Выберите слово и составьте с ним предложение. Подчеркните его как член предложения.

IX. Аналитические упражнения

1. Распределите слова на два столбика – собственные и нарицательные.

Фигурист, Евгений Плющенко, Анна Курникова, теннисистка, гимнастка, Светлана Хоркина.

  • Одушевленные – неодушевленные.

Футболист, мяч, хоккеист, шайба, ворота, баскетболист, лед, конькобежец.

X. Это интересно

– Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет.

Пломбир – от названия французского города Пломбьер.

Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира.

Геркулес (силач) от имени героя.

Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых забылись.

Петр (греч) – камень.
Софья (греч) – мудрость.
Марина (лат) – морская.

«Говорящие» имена. В книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» героев звали: Незнайка, Знайка, Сахарин Сиропчик, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка, Пончик.
– Почему? Эти имена собственные говорят нам о том, что представляет собой герой книги: какой у него характер, какие привычки, внешность, чем он занимается. Такими «говорящими» именами называют иногда авторы героев своих рассказов, повестей, сказок, чтобы указать их отличительные, характерные черты.
– А Незнайка расходовал свои силы, энергию, здоровье? Почему?

XI. Творческая работа

– Составьте и запишите 5–6 предложений на тему «Как я сохраняю свое здоровье», используя существительные.

XII. Итоги

– Какова же роль имени существительного в нашей речи?

XIII. Рефлексия.

Ваши пожелания друг другу после нашего урока.

XIV. Домашнее задание: § 87, упражнение 655 или составить памятку «Как беречь здоровье»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4