"Не стоит село без праведника". По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"

Разделы: Литература


Цели:

а) формирование знаний об идейно-тематическом содержании рассказа;
б) умение охарактеризовать и оценить главных героев произведения;
в) умение давать оценку произведению на основе личностного восприятия и осмысления его идейно-художественного своеобразия;
г) нравственное воспитание учащихся.

Тип: презентация нового материала

Вид: урок-исследование

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, биографические материалы А.И.Солженицына

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

… Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы.
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Н.А.Некрасов. Крестьянские дети.

I. Актуализация.

1.Слово учителя.

Произведения многих писателей и поэтов ХХ века проникнуты болью о России, пережившей множество “исторических переломных моментов”. Взаимосвязь социальных и нравственных проблем, а в частности влияние общественных условий на развитие национального сознания и характера прослеживается в творчестве А.Блока, А.Куприна, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Ф.Шукшина, В.Астафьева, В.Распутина и т.д.

Правда о жизни России и ее народа, правда и жизни русской деревни прорывается неумолимо к читательским сердцам и в произведениях А.И. Солженицына. Судьба самого автора является “книгой жизни” его страны, соотечественников.

Исследователи считают, что современная “деревенская проза” начинается именно с рассказа А.И.Солженицына “Матренин двор”.

2. Проверка домашнего задания.

Для самостоятельного осмысления основной идеи рассказа “Матренин двор” и поисков авторской позиции учащимся было предложено составить сообщение на вопрос: что изображал, что переживал и обдумывал автор?

Примерный ответ учащихся:

Рассказ о тяжелой и страшной судьбе русской деревни. Повествование ведется от лица сельского учителя математики, недавно вернувшегося из заключения и осевшего в небольшой деревушке Тальново, в 184 километрах от Москвы. В центре внимания повествователя – трагическая судьба простой русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой. Прожившая безотрадную, полную забот и лишений жизнь (несостоявшаяся любовь, смерть шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал), Матрена погибает нелепой и страшной смертью на железнодорожном переезде, и это драматическое событие становится толчком для осмысления ее личности и ее судьбы.

3.Слово учителя.

“Ключи от счастья женского потеряны, заброшены у Бога самого…”

Н.Некрасов.

В рассказе “Матренин двор” автор передает свое горькое горе о погибшей женщине. Изображает жизнь русского села ХХ века. Пред читателем возникают образы крестьян и крестьянок колхозной послевоенной поры, их бытовые заботы и взаимоотношения. Прослеживаются изменения в национальном образе жизни и нравах, как результат отношений “человека и власти” в российской глубинке. Связь разных времен, которая проступает из рассказов героини и ассоциаций, которые всплывают в сознании читателя. По Солженицыну, “смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души”.

4. Знакомство с целями урока: раскрыть основную идею и философский смысл рассказа.

II. Основная часть.

1. Слово учителя.

История создания.

Рассказ “Матренин двор” написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.

Изначально автор назвал свое произведение “Не стоит село без праведника”. Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название- мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века.

Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена “простого человека”, носителя массового сознания. Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична.

2.Вопросы для обсуждения:

  • Почему же трагична жизнь русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой?

“Есть такие прирожденные ангелы, - писал в статье “Раскаяние и самоограничение” писатель, характеризуя Матрену,- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, ни сколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности ? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали тем же, они располагают, и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”.

В невозможности соотнесения праведности, т.е. жизни не по лжи, и “обреченной глубины” советской реальности и скрывается трагизм жизни “простого человека”.

  • Какими мучениями и заботами жила Матрена в новое время (середина 50-х годов)?

Проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Но и с трудом начисленные 80 рублей после денежной реформы 1961 года стали бы “не деньги, а слезы”! Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она вынуждена брать его тайком. “В день 6 раз по 2 пуда торфу, да километра за три”…

Сена не накосить - на колхозной земле нельзя, а другой просто нет; огороды всем инвалидам обрезали. Не было права и уехать - нет паспортов.

  • Как раскрывается характер героини в этой “обреченной глубине”?
  • В чем она видела смысл своей жизни?

По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…” Единственные ее ценности – грязно-белая коза, колченогая кошка, да фикусы, заполняющие “одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”.

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: “Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала”… Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой. И любовь была в ее жизни. “Совсем по-новому увидел Матрену” Игнатич, когда слушал рассказ о самом светлом мгновении ее жизни. “Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором”.

Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.

Где-то в глубине сердца как жизненную боль пронесла через годы Матрена свою любовь.

  • Что в нравах соседей, родственников Матрены удивляет и отталкивает автора? Как проявляется его порицание? Какие свойства деревенских жителей открывает Игнатич после смерти Матрены?

Все окружающие Матрену люди: сестры, золовка, деверь, приемная дочь Кира, Фаддей – нещадно пользуются ее добротой и простодушием. Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны. Они способны только на осуждение. Картины разрушения избы из-за “горницы”, страшная гибель людей во мраке на железной дороге, “страшные” сцены поминок – все эти непредсказуемые события усиливают трагизм не только жизни Матрены, но и ее смерти. Оказалось, что и после смерти ей нет покоя: кому-то что-то должна и перед всеми виновата.

Невостребованными остались лишь ее лучшие качества (и в своей деревне, и в родном государстве): отзывчивость, сердечность, сострадание к ближнему, бескорыстие. Бесчеловечная система не нуждается в таких людях, а значит, что-то сместилось в представлении о нравственности за годы советской власти, что-то изменилось в отношениях между людьми и в понимании ими совести, правды, труда.

III. Обобщение.

Рассказ “Матренин двор” раскрывает путь к изучению душевного и духовного разлада в русском человеке, а также причины нравственного и вместе с тем социального распада в русской деревне. В “черных” образах, окружающих праведницу Матрену, проявился тот страшный процесс деградации, о котором по отношению к героям Шукшина напишет В.Ф.Горн: “… неслышно выгорает душа”.

И все же писатель надеялся на силу слова, художественного изображения, а может, и русскому сознанию вообще. Вера в возрождение национального характера и духа звучат в словах Ю.И.Мальцева: “Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории? Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь мир перетянет.

Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича. Поэтому несколько оптимистично звучание трагической концовки рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. Нравственная позиция рассказчика, сумевшего проникнуться душевной добротой и народной мудростью, позволяет читателю предположить в нем праведничество. Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости. Видимо, с этими надеждами было связано первоначальное название рассказа - “Не стоит село без праведника”.

IV. Домашнее задание.

Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):

1. Образ праведника в рассказе А.И.Солженицына “Матренин двор”.
2. Нравственные уроки Солженицына.
3. В чем трагизм жизни русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой?

Использованная литература

1. Ланин Б.А. Проза русской эмиграции (третья волна). - М.: Новая школа, 1997.
2. Чалмаев В.А. Александр Солженицын: жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1994.
3. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. СПБ.: “Паритет”, 2004. Мальцев Ю.И. А.Бунин. - Франкфурт-на-Майне – Москва: Посев.- 1994.