MS Access. Виды моделей баз

Разделы: Информатика


MS Access.
Урок 2. Виды моделей баз данных.

Учебник “Информатика 10-11. Теория” автор Н.В. Макарова.

Цель урока: сформировать представление о достоинствах и недостатках реляционной и иерархической моделях БД.

Опорные понятия: база данных, структурирование данных, поле, запись.

Новые понятия: принципиальные отличия м/у реляционной и иерархической моделями БД.

Задачи учителя:

  1. Обобщить понятия “виды и модели БД”.
  2. Сформировать представление о достоинствах и недостатках реляционной и иерархической моделей БД.
  3. Познакомить со способом запуска Microsoft Access 2003 и интерфейсом данной программы.

Ход урока:

I. Введение в тему. Постановка проблемы.

- Добрый день! Мы продолжаем работать над темой “Создание баз данных в среде Access”.

- Какие бы задачи на сегодняшний урок поставили вы? (запись всего, что предложат дети на правой половине боковой доски).

(Среди предложенного возможно будет и ожидаемый ответ. Если его не прозвучит, учителю необходимо натолкнуть мысль детей на следующую проблему: выявить достоинства и недостатки знакомых нам моделей баз данных и сделать их сравнительный анализ, а в конце урока выполнить практическую работу.)

II. Повторение пройденного.

- Какую информационную модель объекта мы с вами создавали на прошлом уроке? (“Сведения о песнях”.) Известно, что любой объект имеет свои параметры, которые характеризуют его свойства.

- Дайте определение таким параметрам как ПОЛЕ и ЗАПИСЬ (ПОЛЕ - простейший объект БД, ЗАПИСЬ - совокупность логически связанных полей).

- Что такое БД? (БД - поименованная совокупность структурированных данных).

- Что мы понимаем под структурированием данных? (Это процесс группировки данных по определенным параметрам).

- Чтобы обеспечить быстроту и качество поиска данных в базе, этот процесс БД автоматизирован. Назовите известные вам способы создания компьютерных БД (Basic, Pascal, VBasic, СУБД). (названные способы помещаются на доску).

- Кто сможет назвать виды СУБД? (FaxPro, Paradox, Access). (названные виды помещаются на доску).

- Безусловно, каждая из этих систем обладает своими достоинствами и недостатками. Но мы остановили свой выбор на базе данных Access, которая входит в программный продукт Microsoft Offis.

- Мы с вами говорили, что БД может быть основана на одной модели или на совокупности нескольких.

III. Работа по группам (создание творческих проектов). Самостоятельная работа у доски.

Время подготовки 3-5 минут.

- Типы моделей нам представят у доски ребята.(3 ученика самостоятельно готовятся)

- Задание классу: разделиться на группы поддержки и в Power Point создать рекламный слоган в защиту одной из моделей БД.

(Реляционная - “Простота - залог успеха. Поиск данных для нас не помеха!”

Сетевая -Один в поле не воин, умей сотрудничать!”

Иерархическая - “Закон нашей модели довольно прост - для связи уровней нужен мост!”)

Ответы учащихся у доски.

Иерархическая модель.

Доп.вопросы учителя:

- Легко ли осуществлять поиск и сортировку данных? (Нет).

- Возможен ли переход по записям одного уровня? (Нет).

Слушаем выступление группы поддержки!

Реляционная модель.

Доп.вопросы учителя:

- Какие достоинства данной модели ты видишь? (1.Легко осуществлять поиск данных. 2.Создается только одна таблица. 3.Возможна выборка по заданным условиям.)

- А недостатки? (1.Переход к отдельному ученику возможен от одной записи к другой или через Поиск).

Выступление группы поддержки!

Сетевая модель.

Выступление группы поддержки!

Итог урока.

- Сделайте сравнительный анализ реляционной и иерархической моделей БД и сформулируйте вывод.

Домашнее задание.

Записать в тетрадь сравнительный анализ реляционной и иерархической моделей БД.

Практическая работа.

Запуск приложения Access. Для этого выполним алгоритм, приведенный на доске.

ПУСК - ПРОГРАММЫ - Microsoft Off is - Access.

Выполнить создание файла, новой базы данных с 10 полями “Моя записная книжка”.

Оценивание. Рефлексия.

Рефлексия ученика _ класса по теме “Виды моделей баз данных”

  1. На уроке информатики по этой теме я узнал: ____.
  2. На уроке информатики по этой теме я научился: ____.
  3. Лучше всего у меня получалось: ____.
  4. Основные трудности при изучении темы: ____.
  5. Оцените ваши чувства и ощущения во время изучения темы:

восторг -
норма -
ужас -

Чтобы я изменил на уроке, чтобы улучшить свои результаты: ____.