Итоговый классный час по программе "Разговор о правильном питании" "Рыба и морепродукты"

Разделы: Классное руководство


Цели.

  • Образовательные:
    • систематизировать и закрепить знания учащихся о пользе рыбы и морепродуктов.
  • Развивающие:
    • развитие творческих способностей детей,
    • развитие внимания.
  • Воспитательные:
    • расширить представления детей о морепродуктах, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены, о полезности блюд из рыбы и морепродуктов для организма,
    • привитие навыка культуры правильного питания.

Оборудование: слайды презентации проекта «Береги здоровье смолоду», карточки с заданиями для каждого ученика, карточки с индивидуальными заданиями, картинки морепродуктов, рыб, физическая карта России, плакаты с информационной справкой о пользе рыбы и морепродуктов, рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. А.Г.Макеева), рецепты от родителей, семейные проекты «Рыба и морепродукты», методическое пособие для учителя «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева), компьютер учителя, интерактивная доска, ноутбуки.

Форма проведения – нетрадиционная: презентация «Рыба и морепродукты».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Целевая установка

– Сегодня итоговый классный час мы проведем в форме презентации «Рыба. Морепродукты» (на ИД слайд №1), закрепим наши знания о пользе рыбы и морепродуктов. В течение месяца вы готовили с родителями семейные проекты «Дары моря», «Рыбные блюда в моем рационе», писали сочинения, составляли задачи, головоломки, рисовали рисунки «В подводном мире», делали поделки и, конечно же, с большим удовольствием работали в тетради «Две недели в лагере здоровья» над темами «Что и как можно приготовить из рыбы», «Дары моря». У нас гости, они хотят посмотреть, как мы используем с вами информационные технологии. Приступаем к интересной совместной творческой работе.

II. Активизация знаний

На ИД первый слайд презентации «Рыба. Морепродукты».

1. Индивидуальная работа по карточке №1.

– Ирина выполняет задание на интерактивной доске. Она напишет в окне 6 путей дерева Р. Выполнение этого задания поможет вам вспомнить 6 разновидностей вторых рыбных блюд.

Карточка № 1. Напиши в окне 6 путей дерева.

2. Выполнение заданий по карточкам № 2, № 3, № 4, № 5 с остальными учащимися.

– А мы с вами выполним задание по карточке № 2, тоже напишем все пути дерева Р.
– Давайте вспомним, сколько можно построить путей для каждого листа дерева? (Только один)

Карточка № 2. Напиши в мешке все пути дерева Р.

Учащиеся записывают: ставрида, судак, сазан, сардина, сайра, салака, скумбрия, севрюга, т.е. пути дерева – названия рыб на букву «С».

– Многие из вас помогают дома готовить различные блюда. Какую рыбу, из только что названных в задании, вы ели? Какие блюда готовят вам мамы, бабушки? – Ваши родители в семейных проектах поделились своими рецептами вкусных блюд из рыбы: салат из сайры с овощами от Алины, уху из сазана от Ваниного папы, котлеты из судака от Ирининой бабушки. Кто какими блюдами заинтересовался, может взять рецепт домой, чтобы мама вам приготовила это блюдо.

– Чем полезна рыба? (Дети отвечают)

– Давайте посмотрим на слайды презентации «Береги здоровье смолоду», посвященные рыбе – «Рыба полезна всем!» Мы узнаем, чем же так хороша рыба как продукт? Костя прочитает нам информацию на слайде. (Чем же так хороша рыба как продукт? Помимо того, что она очень вкусна и готовится быстрее, чем мясо, в ней очень много полезных веществ. Это и витамин А, который «отвечает» за зрение, витамин В2 (рибофлавин), помогающий быстрее расти, витамин РР (ниацин), необходимый для здоровья нашей кожи, фосфор, помогающий думать и строить скелет, а еще в морской рыбе содержится йод, которого жителям России часто не хватает в питании, а между тем он может спасти от многих тяжелых болезней. В рыбе, как и в мясе, очень много ценного белка, который усваивается гораздо быстрее и легче, чем мясной. Поэтому рыба очень полезна и взрослым, и детям.)

– На следующем слайде картинка с рыбами: ставрида, скумбрия, сельдь, салака, севрюга, судак, сардина.

– Вспомните, пожалуйста, какие из этих рыб обитают в Азовском и Черном море? (Судак, ставрида, скумбрия.)

– Откройте тетради и проверьте ваши ответы. (Дети открывают тетради «Две недели в лагере здоровья» на странице 56 и сверяют ответы.)

– Покажем на физической карте России, где находятся Азовское и Черное моря. Теперь посмотрите на интерактивную доску, проверим задание, выполненное Ирой.

Дети читают все пути дерева. Ира объясняет, что выделяют 6 разновидностей вторых рыбных блюд: отварная, запеченная, паровая, жареная, тельная, томленая.

– Как готовится тельная и томленая рыба? Ели ли вы когда-нибудь тельную рыбу? (Дети отвечают.) – Очень вкусна рыба в кляре, своими рецептами приготовления такой рыбы поделились мамы Паши и Максима, вы можете взять рецепты домой, вам дома приготовят такую рыбку мамы. А сейчас вас ждут другие задания. Вы выполните их на карточках, а Алеша на интерактивной доске. Итак, задание по карточке № 3.

Карточка № 3. Напиши буквы на бусинах дерева М так, чтобы мешок П стал мешком всех путей дерева М. (Задание придумал Костя)
– Нужно написать буквы на дереве М так, чтобы мешок П стал мешком всех путей дерева М. (Все учащиеся выполняют задание на карточке, а один ученик – на интерактивной доске.)

– Алеша, прочитай нам слова из мешка и скажи, как можно назвать их одним словом. (Морепродукты).

– Назовите морепродукты – обитателей Японского моря? (Краб, креветка, гребешок, кальмар.)

– Покажите этих обитателей на картинке тетради (стр.55). – Чем богаты морепродукты?

– Давайте посмотрим на слайд «Морепродукты».

Дети: В них содержится йод, который необходим организму для нормального роста, хорошего самочувствия и учебы.

– Употребляете ли вы морепродукты? Что такое морепродукты? (Морепродукты – морские растения и животные, кроме рыбы, которые мы используем в пищу.)

– Есть замечательные рецепты блюд из морепродуктов, вы можете взять их домой и приготовить блюда – полезные и вкусные.

– Интересные задания выполнят ребята на ноутбуках (карточка №4), затем объяснят, чем полезен морепродукт, название которого зашифровано у них в цепочке. (Это задание вам придумал Вова).

Карточка № 4. Напиши в окне цепочку В из 5 букв, чтобы все утверждения были истинными. (Учащиеся выполняют задание на ноутбуках, затем отвечают на вопросы).

– Можно ли употреблять в пищу этот морепродукт? – Этот морепродукт – обитатель, каких морей?

– Мы с вами выполним задание по карточке № 5. Выполнив его, вы узнаете название морепродукта Японского моря. (Дети работают в паре с товарищем)

Карточка № 5. Мешок Д – это мешок букв цепочки М. Напиши буквы в пустых бусинах так, чтобы были истинны оба утверждения.

– Назовите этот морепродукт? (Ламинария)

– Какое название морепродукта зашифровано на ноутбуках? (Фукус)

– Фукус – обитатель каких морей? (Обитатель Белого и Балтийского морей)

– Посмотрите на слайд «Морепродукты». Паша прочитает нам информацию на слайде. (Ламинария и фукус – водоросли. Из них получают вещество агар-агар, которое используют для приготовления желе, мармелада, суфле. Спиртовой настойкой из морских водорослей (йодом) вам смазывают порезы, царапины. В магазинах продают йодированную соль и хлеб с морскими водорослями. Еще можно приготовить салат из морской капусты.)

– Алеша, Денис поделились с вами рецептами салатов из морской капусты. После этого урока мы попробуем с вами салат из морской капусты, который приготовили мамы. У меня для вас есть еще одно задание, мы выполним его на интерактивной доске.

III. Подведение итога классного часа

Карточка № 6.

– Пользуясь знаниями, полученными при изучении материала программы «Разговор о правильном питании» (II-ой части «Две недели в лагере здоровья», тема «Дары моря»), определите истинность утверждений (Л – ложно, И – истинно).

(Материал к заданию 5 взят из рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья», М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева, М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2007, стр. 54–57).

Дети читают по одному утверждению и определяют, истинны или ложны утверждения.

(Ложные – № 1, № 3, № 5.) (Истинные – № 2, № 4, № 6, № 7.)

– Молодцы! Отлично справились с заданиями. Посмотрите на наш заключительный слайд «Угадай-ка». Вам Настя приготовила кроссворд про рыбу, Саша – лабиринт про рыб, Ира – головоломку, отгадаете их на перемене.

– Вам понравилась наша презентация?

– Были ли для вас какие-нибудь задания сложными?

– Какое задание – самое интересное?

– Скажите, чем богаты морепродукты и рыба? Зачем нужно их употреблять в пищу?

– Ребята, вам огромное спасибо за помощь в подготовке и проведении классного часа. Итоги конкурса семейных проектов «Рыба. Морепродукты» подведем позже, 24 апреля я поеду на Областной конкурс методик по реализации профилактической программы «Разговор о правильном питании» в поселок Пролетарский в «Ариадну», повезу ваши работы, свой материал.

IV. Вкусная минутка

– Для нас ваши родители приготовили аппетитные блюда из рыбы и морепродуктов: салат из морской капусты, креветки отварные с лимонным соком, котлеты рыбные, рыбу в кляре. Аппетитное угощение на любой вкус, а главное очень полезное ждет нас! Потом будем пить чай с мармеладом. Давайте помоем руки и пройдем в столовую.

На доске с помощью магнитов прикреплены картинки рыб, морепродукты, а также рыбки на магнитах, физическая карта России, на столе рецепты от родителей, проекты «Семейная кулинария», плакаты с информацией о пользе рыбы и морепродуктов. Данная информация взята из методического пособия «Две недели в лагере здоровья», Москва ОЛМА Медиа-Групп 2007, стр. 57–58,61. На интерактивной доске – презентация «Рыба. Морепродукты».