Мастер-класс "Проектная деятельность"

Разделы: Начальная школа


Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стан или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

Тема нашего мастер – класса: “ Проектная деятельность учащихся начальных классов”.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.

Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

  • монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят за рамки предметов.

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:

  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
  • внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
  • международные – в них реализуется диалог культур.

Классификация проектов может основываться по числу участников:

  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);
  • среднесрочные (1 – 2 месяца);
  • долговременные (до года).

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • социально-значимые.

Давайте рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников.

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов: Выращивание луковичных растений, Какие птицы живут в нашем крае. Мы с ребятами выполняли проект Санитарно-гигиенические условия рабочего места школьника. (Рассказ о работе над проектом).

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Ежегодно в сентябре у нас проходит месячник по ПДД. Учащиеся 4-х классов разработали и реализовали проект утренника для 1-классников. Этот проект-праздник стал дипломантом районного конкурса методических разработок.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Не могу не привести пример игрового проекта “Дебаты”, являясь руководителем этого проекта в районе. Участники этого проекта – это 2 команды спикеров. У каждого спикера своя задача, а цель – общая: аргументировано убедить, отстоять свою точку зрения. В прошлом году мы принимали участие во Всероссийской игре “Дебаты” – 2007, где заняли четвёртое место. А в конкурсе спикеров Кучина Яна заняла второе место.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу “Чехов – город спортивный”, в котором ученики 3-в класса под руководством Поповой Л.Л. собрали интересные материалы о спортивных сооружениях, секциях, соревнованиях, командах нашего города.

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Дом, в котором я живу”, “Чистый город”.

Сейчас издаются в различном оформлении школьные дневники, в том числе и дневник школьника Подмосковья. Третьеклассники Маргариты Вячеславовны решили сделать свой дневник “Моя родина – Чехов”, в котором имеется информация об истории города, замечательных людях, детских центрах. Дневник стал победителем 4 районной научно-практической конференции в секции “Юный исследователь”.

Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

  • мотивационный
  • планирующе-подготовительный
  • информационно-операционный
  • рефлексивно-оценочный

1 этап – мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. В нашей гимназии, в моём классе много ребят, посещающих спортивные секции. На соревнования дети ездят по городам России и за границу. Из городов привозят сувениры, буклеты, альбомы. В нашем городе тоже проводятся спортивные состязания, в которых принимают участие спортсмены из разных городов. Но вот им приобрести буклет, альбом о нашем городе не представляется возможным – их просто нет. Есть открытки, небольшие альбомы о музеях (Мелихово, музей Писем), а о городе, о его достопримечательностях, истории – нет. Мы с ребятами эту актуальную проблему решили. Темой проектной работы стала “Город Чехов и его достопримечательности”. А продукт – Альбом-путеводитель по городу Чехову. Кстати, презентацию этого альбома вы можете посмотреть на сайте фестиваля “Открытый урок”.

2 этап – планирующе-подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Позже формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Поскольку мы составляем альбом-путеводитель по городу, то мы решили искать материал в городских библиотеках, музеях, городском архиве и, конечно, в Интернете; составили план действий. Поделились на группы и каждой группе достались конкретные городские объекты. Стали собирать информацию.

3 этап. Информационно- операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Работая над проектом Альбом–путеводитель по городу Чехову, на этом этапе мы непосредственно стали собирать альбом: составляли интересные тексты, согласовывали единый дизайн альбома, отбирали лучшее фото для альбома. Но здесь у нас возникла проблема. Каждый хотел, чтобы его объект стал первым в альбоме, доказывали его значимость. И вот тогда мы решили все достопримечательности расположить в алфавитном порядке. А название альбома уточнили: “Азбука города Чехова. И вот альбом готов!

4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Существует несколько форм, позволяющих представить свою работу.

См. презентацию.