Диагностическая и организационная работа педагога-психолога с детьми раннего возраста в адаптационный период

Разделы: Работа с дошкольниками


Старший воспитатель детского сада объясняет родителям будущих воспитанников, как себя вести во время адаптации их ребенка. Каждый родитель получает открытки – рекомендации подготовки ребенка к посещению детского сада, разработанные педагогом-психологом нашего дошкольного учреждения (Приложение 1). Также специалисты дошкольного учреждения связываются с семьями по телефону и приглашают родителей вместе с ребенком на консультацию.

Примерный план проведения беседы с родителями в рамках первой встречи c педагогом-психологом

В ходе беседы с родителями выясняются:

причины помещения ребенка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим;

– вероятность реализации ожиданий родителей и осознание ими того, от кого это зависит;

– от кого зависит благополучие ребенка в детском саду;

– чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой;

– также происходит ознакомление родителей с разными вариантами адаптации к детскому саду и соответствие с этим различными вариантами введения детей в группу;

– и поясняются возможности родителей по оказанию помощи ребенку во время первого месяца пребывания в детском саду;

– советы родителям по подготовке ребенка к детскому саду.

Чтобы получить информацию об особенностях семейного воспитания, следует во время знакомства обратить внимание на следующие моменты:

– дают ли родители ребенку в первые минуты осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо (например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера);

– заботятся ли родители о самочувствии ребенка во время пребывания в кабинете;

– доверяют ли родители ребенку;

– сильно ли опекают;

– жестко ли контролируют;

– поддерживают детскую инициативу или подавляют;

– рассказывая о ребенке, говорят ли “мы” вместо “он” (например: “Мы умеем самостоятельно одеваться”);

– доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним;

– откровенны ли родители;

– легко ли вступают в контакт со специалистами, насколько настроены на сотрудничество;

– вступают ли родители в конкуренцию со специалистом;

– соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свои интересы, свою точку зрения.

После непродолжительного разговора с родителями психолог переключается на общение с малышом, а родитель в это время заполняет анкеты (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4). Психолог наблюдает, как малыш приспосабливается к новой ситуации. И таким образом можно будет судить о развитии социальных навыков ребенка.

Чтобы сделать предположения о степени уверенности ребенка, важны следующие моменты:

– как ребенок входит в кабинет (заходит сам, его подталкивают в спину, либо тянут за собой родители);

– как ребенок реагирует на незнакомого человека и на новое помещение;

– проявляет ли активность, стремится ли исследовать окружающий мир.

О самостоятельности ребенка можно судить по тому:

– удается ли ребенку занять себя;

– как малыш организует освоение нового пространства;

– надолго ли может сосредоточиться на одной вещи или переходит от предмета к предмету, ни на чем не задерживаясь.

– получается ли у ребенка в данных обстоятельствах развернуть простые игровые действия;

– насколько активно он пользуется речью или предпочитает молчать;

– часто ли обращается за поддержкой к родителям.

О навыках сотрудничества ребенка:

– придерживается ли ребенок общих правил и норм;

– как реагирует на введение взрослым ограничений, на замечания и поощрения, на изменение тона речи взрослого;

– проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая его внимание к чему – либо;

– обращается ли за помощью к взрослому;

– каков внешний вид малыша;

– что можно сказать об эмоциональной выразительности, наблюдается ли скупость эмоций.

Прогноз возможной степени адаптации ребенка

1.Легкая адаптация.

Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание, на чем – либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается, вступает в контакт по своей инициативе, может обратиться с вопросом к другому человеку, попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы – заместители. Способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают в случае необходимости. Родители уверенны в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют в общении инициативу и самостоятельность.

2.Адаптация средней тяжести.

Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, малыш способен вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь развита в пределах возрастной нормы, а возможно ниже или выше. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила, и нормы поведения. Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания. Со специалистами они могут быть откровенны или держать на дистанции. Как правило, рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

3.Тяжелая адаптация.

Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечания или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те игнорируют потребности ребенка или опекают его во всем. Нередко в такой ситуации родители проявляют тревожность, воспринимая встречу со специалистом как экзамен, в таком случае они нуждаются в дополнительных консультациях.

 

4.Очень тяжелая адаптация

С ребенком за время первой встречи не удается, установит контакт. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто такие родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх компетентность по всем вопросам.

По итогам прогноза возможной степени адаптации ребенка для положительного эффекта введения детей в группу детского сада составляется график прихода детей и распорядок дня для каждой степени адаптации ребенка (Приложение 5, Приложение6, Приложение7, Приложение8, Приложение9). При составлении графика важно учитывать, что ежедневно в группу приходит один ребенок. Прием вновь поступающих начинается с середины или конца мая. В первые два дня ребенка приводят только на утреннюю прогулку. В последующие 3–4 дня малыш находится в детском саду до тихого часа, по желанию – вместе с родителем. Но при этом родитель не занимается ребенком, а делает какую – ни будь работу, т.е. находится рядом, а не вместе. По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивается. По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один из родителей, так как он быстрее привыкает расставаться с ними.

Контроль развития детей раннего возраста.

Король за развитием детей – составная часть системы оздоровительно– воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях. Цель его, прежде всего, в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения.

1. Методы контроля поведения ребенка.

При оценке поведения детей воспитатель следит ежедневно, а к моменту его оценки (в эпикризный период) особенно внимательно. Следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности. Для этого можно пользоваться следующей памяткой– вопросником.

1.Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакция эмоционально окрашены, часто улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающим.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбужденное состояние – имеет место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребенок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояние в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

2.Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 10-15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна – глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

3.Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

4.Характер бодрствования: ребенок активный, малоактивный, пассивный.

5.Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.п.

Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчивое.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосет палец, раскачивается, грызет ногти и пр.

Оценка поведения ребенка отражается в карте (Приложение 10. “Карта поведенческих реакций ребенка от 1 года до 3 лет”).

2. Методы контроля нервно-психического развития ребенка.

Возрастные периоды жизни малыша от 1 года до 2 лет условно можно разделить на четыре периода развития:

1 г. 1 мес.– 1 г. 3 мес.;

1 г. 4 мес.– 1 г. 6 мес.;

1 г. 7 мес.– 1 г. 9 мес.;

1 г. 10 мес.– 2 г.

В каждом из этих периодах анализируются следующие линии развития:

1. Понятие речи.

2. Активная речь.

3. Сенсорное развитие.

4. Игра и действия с предметами.

5. Движения.

6. Навыки самостоятельность.

(Приложение 11. “Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни” и Приложение12. “Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни”))

На 3 году жизни выделяются два периода в развитии ребенка:

2 г. 1 мес.-2 г. 6 мес.;

2 г. 7 мес.– 3 г.

В каждом из этих периодов контролируют:

1. Активная речь.

2. Сенсорное развитие.

3. Игра и действия с предметами.

4. Изобразительная деятельность.

5. Конструктивная деятельность.

6. Степень развития общих движений.

7. Формирование навыков самостоятельности.

Методика определения нервно-психического развития детей раннего возраста

(Приложение 13)

Результаты оценки поведения и нервно-психического развития ребенка

Результаты оценки уровня нервно-психического развития заносятся в карты.

( Приложение 14 “ Карта нервно-психического развития ребенка от 1 до 2 лет, Приложение 15 “Карта нервно-психического развития ребенка от 2 до 3 лет.)

Для установления уровня, развития необходимо определить к какой группе относится малыш.

К первой группе относят детей с нормальным развитием, когда все показатели соответствуют календарному возрасту или несколько опережают его.

Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок ( на втором году жизни на один квартал, на третьем– на полугодие).

В третью группу включают детей с более глубокой задержкой в развитии– на два эпикризных срока.

В четвертую группу– с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.

В пятую группу– с задержкой на четыре эпикризных срока.

Разберем определение группы развития на примере:

Ребенку 2 года. Уровень его развития по карте нервно-психического развития:

  1. Понимание речи– 2 г.
  2. Активная речь– 1 г. 9 мес.
  3. Сенсорное развитие-1 г. 9 мес.
  4. Игра и действия с предметами– 2 г.
  5. Движения– 2 г.
  6. Гигиенические навыки– 2 г.
  7. Конструирование– 2 г.
  8. Изобразительная деятельность– 2 г.

 

На примере нашего ребенка имеется задержка двух показателей (активная речь и сенсорное развитие) на один эпикризный срок, ребенок относится ко 2 группе развития.

Так же воспитателем заполняется лист адаптации на каждого ребенка (Приложение 16) и список эпикризных сроков ребенка (Приложение 17).

Для определения степени адаптации ребенка в ДОУ можно использовать методику, предложенную А.Остроуховой в журнале “Обруч” №3, 2000 г. (Приложение 18)

Для формирования эмоционального контакта ребенка и доверия к воспитателю мы предлагаем игры для детей раннего возраста в адаптационный период. (Приложение 19)

 Список литературы

  1. Авторские технологии воспитания малышей. З.Макарова, К. Печора, О. Ширванова, В. Перунова, Т. Парамонова. Материалы московского городского конкурса 2001-2002 г. М., Линка-Пресс,2002.
  2. Арнаутова Е.П. В гостях у директора. М., Линка-Пресс, 2004.
  3. Вовлекаем родителей в подготовку малыша к посещению детского сада. Управление ДОУ №1-2004, №4-2003.
  4. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста. Методические рекомендации. К.Л. Печора, В.М. Ситникова. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста)2001-2002 года.
  5. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста)2001-2002 года. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
  6. Психологическое благополучие детей раннего возраста в дошкольном учреждении. Г. Грешнова, М. Сучкова. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста)2001-2002 года. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
  7. Пыжьянова Л. Журнал Ребенок в детском саду. №2, 2003., стр.81-88