Конкурс для школьников по работе с кислородной склянкой

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Кислород постоянно присутствует в растворенном виде в поверхностных водах. Содержание растворенного кислорода (РК) в воде характеризует кислородный режим водоема и имеет важнейшее значение для оценки его экологического и санитарного состояния. Кислород должен содержаться в воде в достаточном количестве, обеспечивая условия для дыхания гидробионтов. Он также необходим для самоочищения водоемов, так как участвует в процессах окисления органических и других примесей, разложения отмерших организмов. Снижение концентрации РК свидетельствует об изменении биологических процессов в водоеме, о загрязнении водоема биохимически интенсивно окисляющимися веществами (в первую очередь органическими). Потребление кислорода обусловлено также химическими процессами окисления содержащихся в воде примесей, а также дыханием водных организмов.

В поверхностных водах содержание растворенного кислорода может колебаться от 0 до 14 мг/л и подвержено значительным сезонным и суточным колебаниям. В эвтрофированных и сильно загрязненных органическими соединениями водных объектах может иметь место значительный дефицит кислорода. Уменьшение концентрации РК до 2 мг/л вызывает массовую гибель рыб и других гидробионтов. В воде водоемов в любой период года до 12 часов дня концентрация РК должна быть не менее 4 мг/л. ПДК растворенного в воде кислорода для рыбохозяйственных водоемов установлена 6 мг/л (для ценных пород рыбы) либо 4 мг/л (для остальных пород).

Контроль содержания кислорода в воде – чрезвычайно важная проблема, в решении которой заинтересованы практически все отрасли народного хозяйства, включая черную и цветную металлургию, химическую промышленность, сельское хозяйство, медицину, биологию, рыбную и пищевую промышленность, службы охраны окружающей среды.

Отбор проб на содержание РК имеет ряд особенностей.

  1. Пробу воды необходимо отбирать в склянку с мешалкой, заполняя водой весь объем склянки (рис. 1).
  2. Склянку обязательно закрыть пробкой под водой (рис. 2).
  3. Следить, чтобы в склянке не оставалось пузырьков воздуха.
  4. Пробу анализировать по возможности быстрее.
  5. Склянка не должна оставаться открытой, поверхность воды в склянке не должна соприкасаться с воздухом.

Важно помнить, что неправильные действия на любом этапе при отборе пробы, а также задержка начала исследования могут привести к получению неверного результата.

Таким образом, очень важно выработать у детей приемы правильного обращения с кислородной склянкой, в которую отбирается проба воды для измерения содержания растворенного кислорода, что обуславливает актуальность данного конкурса.

Рис. 1. Положение кислородной склянки при отборе пробы воды.

Рис. 2. Положение кислородной склянки, наполненной водой, перед тем, как вынуть из воды.

Ниже приведены этапы конкурса и возможные ошибки на каждом этапе. Конкурс можно проводить на время или на правильность выполнения действий.

Действие

Фотография

Возможные ошибки

1. Исходное положение – в одной руке кислородная склянка, в другой – мешалка.
Кислородная склянка держится за горлышко двумя пальцами.

Участник держит кислородную склянку ладонью.

2. После команды «Старт» открыть кислородную склянку, опустить мешалку.

 

3. Опустить кислородную склянку под воду и, удерживая её на одной глубине, наполнить её водой.

Участник не фиксирует глубину отбора пробы воды.

4. Закрыть кислородную склянку, не вынимая её из воды.

Участник извлекает склянку, не закрыв её крышкой под водой.

5. Вынуть из воды кислородную склянку, держа её за горлышко двумя пальцами.

Участник извлекает склянку, не закрыв её под водой.
Участник держит кислородную склянку ладонью.

6. Открыть кислородную склянку, вылить из неё воду, не выронив мешалку.

Мешалка выпадает из склянки вместе с потоком воды. В этом случае участник должен снова поместить мешалку в кислородную склянку.

7. Извлечь из кислородной склянки мешалку, склянку закрыть крышкой.

 

8. Принять исходное положение.

Участник держит кислородную склянку ладонью.