Модель урока геометрии в 7-м классе в технологии личностно-ориентированного обучения с использованием ИКТ

Разделы: Математика


Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации посредством самостоятельной работы.

Цели:

1) Образовательная:

  • Создание условий для освоения каждым учеником стандарта образования.
  • Формирование знаний и умений при доказательстве теоремы и решении простейших задач по теме.

2) Развивающая:

  • Способствовать развитию элементов творческой, самостоятельной  деятельности учащихся.
  • Развивать речь, умение мыслить, анализировать, обобщать, высказывать свои мысли чётко, лаконично.

3) Воспитательная:

  • Воспитание уважительного отношения к сверстникам и ответственного отношения к учебному труду.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристического.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point (приложение 1), опорная схема (приложение 2), тест-достижений (приложение 3), контрольный лист (приложение 4).

План урока

Блоки

Этапы урока

Время

1

- организационный момент
- сообщение темы урока, постановка цели
- актуализация изучения темы

8 мин.

2

Основная часть:

- мотивация
- первичное усвоение нового материала
- осознание, осмысление
- первичное  закрепление и применение нового материала

22 мин.

3

Подведение итогов урока:

- выполнение Теста-усвоения
- рефлексия

8 мин.

4

Домашнее задание и рекомендации по его выполнению

2 мин.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный   момент

Проверяет готовность учащихся к работе на уроке, их рабочее место. Приветствуя учеников, создаёт ситуацию успеха. Формулирует тему урока.

Подготавливают рабочее место для урока. Записывают число и тему урока в тетрадях.
2. Целеполагание, актуализация знаний Просит учащихся самостоятельно сформулировать цели урока и задачи, после ответов корректирует и дополняет. Самостоятельно определяют цели урока и задачи, записывают их себе в тетрадь. Например: цель 1: Узнать, чему равна сумма углов треугольника.
 

Предлагает рассмотреть каждое слово, входящее в тему урока.
Главное слово - «ТРЕУГОЛЬНИК».
Задаёт вопросы учащимся:

- С какой фигурой сегодня будем работать на уроке?
- Что такое треугольник?
- Как треугольники различают?
- Какие виды треугольников вы знаете?

Показывает слайд №2: «Виды треугольников».
Второе слово - «УГОЛ». Задаёт вопросы учащимся:

- Какую фигуру называют углом?
- Какие виды углов бывают?

Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы учителя.

3. Мотивация

Проверяет домашнюю работу, заданную по группам:

1 группа – построить треугольник, измерить его углы и найти их сумму.
2 группа – вырезать треугольник и перегибанием углов найти их сумму.

Учитель показывает два наглядных пособия:

Первое – иллюстрация домашнего задания 2 группы.

Второе – иллюстрация чертежа к доказательству теоремы.

По группам рассказывают и показывают, что у них получилось. Анализируют, выдвигают гипотезу о том, что сумма углов треугольника  равна 180o и предлагают этот факт доказать, у предыдущей цели ставят «+» и пишут в тетрадь цель 2, например: Доказать, что сумма углов треугольника равна 180o.

4. Первичное усвоение нового материала

Углы треугольника образуют в сумме развёрнутый угол.

Записывает на доске формулировку теоремы, дано, что доказать, выполняет чертёж. При этом задаёт вопросы учащимся:

- Что дано в теореме?
- Что нужно доказать?
- Какие дополнительные построения необходимо выполнить, чтобы доказать теорему?

Вместе с учителем записывают всё в тетрадь, отвечают на вопросы учителя, выполняют чертёж.

 

 

  Предлагает в парной или индивидуальной работе доказать теорему и выполнить запись доказательства в тетради самостоятельно или используя опорную схему (прилагается). Используя опорную схему, доказывают теорему, записывают доказательство в тетрадь.
  Просит договориться в паре одного из учеников прочитать запись доказательства по тетради, второго проверить доказательство по своей тетради и уточнить с помощью вопросов то, что неубедительно.

Ученики слушают, проверяют, исправляют.

У предыдущей цели ставят «+» и пишут
для себя цель 3, например: Научиться применять теорему.

Отвечают на вопросы, поясняя, обосновывают свои ответы.

5. Осознание, осмысление

1.  Предлагает учащимся устное задание (показывает слайд №3, приложение 1).

Существуют ли треугольники с такими углами? Почему?

а) 30o, 60o, 90o
б) 46o, 160o, 4o
в) 75o, 80o, 25o
г) 100o, 20o, 60o
д) 120o, 30o, 15o

2. Предлагает учащимся поработать в парах, а именно:

- поменяться тетрадями с соседом;
- в тетради соседа написать градусные меры трёх углов;
- определить в своей тетради: существует ли треугольник с такими углами?

Слушают учителя, выполняют задания, отвечают на вопросы.
 

3. Задаёт учащимся вопросы, на которые они должны ответить «да», «нет» и «почему»?

Могут ли в треугольнике быть такие углы? Почему?

а) два угла по 90o?
б) два тупых угла?
в) два острых угла?

Показывает слайд №4: «Наглядное обоснование» (презентация, приложение 1).

г) какие углы могут быть в треугольнике?

Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, доказывают свою точку зрения.

6. Первичное закрепление и применение

4. Предлагает учащимся самостоятельно в тетради, а трём ученикам по желанию у доски, построить 3 треугольника: остроугольный, тупоугольный, прямоугольный. Строят треугольники самостоятельно в тетради, сверяются с доской.
 

1) Предлагает вернуться к устному заданию и у существующих треугольников назвать их виды, показывает слайд №6 (презентация, приложение 1).

2) Предлагает типовое задание по применению нового материала, показывает слайд №7 (презентация, приложение 1).

Найдите третий угол треугольника и определите его  вид:

а) 27o и 60o?
б) 78o и 12o?
в) 24o и 87o?

Отвечают на вопросы учителя.
7. Итог, рефлексия

Учащимся предлагается проверить, как они усвоили материал на уроке с помощью «Теста-достижения» и оценить сегодняшний урок и свою работу на этом уроке.

Подводят все вместе итог урока, отвечая на вопросы:

- Всех ли целей урока достигли?
- Что понравилось на уроке? Что нет? Почему?
- Что было самое интересное?
- Как проявил себя класс при работе на уроке?
- Перспективы работы на следующий урок?

Выполняют тест-достижения. Проводят само или взаимопроверку. Оценивают урок и свою работу на нём. У последней цели ставят «+» и формулируют цели на следующий урок.
8. Домашнее задание

Предлагает открыть дневники и записать домашнее задание (слайд № 7):

1) обязательно:

- Пункты: 30, 31 (читать).
- Теорему о сумме углов треугольника с доказательством знать.
- № 223(а, б).

2) желательно:

- Найти доказательство теоремы другими способами и сравнить какой проще.
- № 228(а).

Записывают в тетрадь домашнее задание.
 

Благодарит учащихся за работу на уроке, объявляет оценки (слайд № 8), прощается с классом.

Прощаются с учителем.