Творческие искания Л.Н. Толстого. "После бала" - одно из последних произведений писателя. Урок-презентация

Разделы: Литература


Тема: Творческие искания Л. Н. Толстого. «После бала» – одно из последних произведений писателя.

Примечание. Закавыченные обороты и слова являются отрывками из писем, дневников, «Исповеди» Л. Н. Толстого. В течение урока могут быть прочитаны стихи А. Фета «Графу Л. Н. Толстому» и «Льву Толстому» Андрея Белого. (См. Приложение 1)

Цели:

  1. Знакомство с жизнью и нравственными исканиями великого писателя.
  2. Развитие умения анализировать и систематизировать материал: составление таблицы.
  3. Словарная работа.
  4. Развитие умения творчески подходить к решению поставленных вопросов.
  5. Развитие речи учащихся.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого; техническое оборудование, необходимое для проведения презентации.

Жизнь есть творчество, то есть
образование высших форм…

Л. Н. Толстой

Ход урока

1. Объявление темы урока.

(См. Приложение 2. Слайд 1. Портрет Л. Т. Толстого. Тема урока. Эпиграф.)

2. Основные вехи жизни и творчества писателя. Рассказ учителя, чтение учащимися стихов, относящихся к теме урока.

Проблемный вопрос

 – Из изученных произведений Л. Н. Толстого вам известны пока лишь два – рассказ «Кавказский пленник» и повесть «Детство» (1852 г.). «Детство» – первое произведение писателя. Когда Толстой принес повесть в журнал «Современник», руководил которым Н. А. Некрасов, последний поменял название произведения на «Историю моего детства». Подобное решение возмутило молодого Толстого, однако это были отнюдь не амбиции начинающего автора. В чем отличие названий произведения? О чем может быть произведение с названием «Детство», как меняет содержание книги название «История моего детства»? (Слайд 2. Л. Н. Толстой и Н. А. Некрасов: противостояние.)

 – Толстой не ставил перед собой задачу создания автобиографии. Он размышлял не о своем детстве – а именно в таком ключе трактовало произведение некрасовское название, Толстой говорил о детстве как о нравственном ориентире будущей взрослой жизни любого человека. (Слайд 3. Ясная Поляна – родовое поместье Толстых.)

Размышления и выводы урока заносим в таблицу «Жизнь есть увеличение своей души» (размышляем над названием таблицы, цитатой из дневника Толстого). (Слайд 4. Первая строка таблицы.)

 – Вскоре, уже после военной службы на Кавказе и в Севастополе (Толстой – участник Крымской войны) в жизни писателя наступает непростой период «душевной ломки», когда он пытается выстроить свои взаимоотношения с окружающей действительностью, будь то общественная жизнь или литературная.

Проблемный вопрос

– Есть в творчестве, наверное, каждого писателя произведения, которые мало известны широкому кругу читателей или не известны вовсе. Как вы думаете, какие причины могут вызывать подобное положение вещей? (Запрет на произведение, неоконченное произведение, творческая неудача и др.)

 – Именно к творческой неудаче можно отнести произведения Л. Н. Толстого, датируемые 1856 – 1859 годами: повести «Альберт», «Люцерн», «Из записок князя Д. Нехлюдова». В них жизненным идеалом на тот момент стала мысль о спасительной, врачующей силе искусства. Толстой стремится «обойти» социальный мир, вынашивает надежду обрести гармонию в мире моральном и в мире искусства. Что значит для человека замкнуться на искусстве? (Уйти от острых социальных проблем, а значит – от общества; предоставить их решение другим людям, может быть, не очень достойным; отказаться от активной жизненной позиции.)  (Слайд 5. Вторая строка таблицы.)

 – После творческой неудачи Толстой принимает решение уйти из литературы и уезжает в Ясную Поляну, где целиком посвящает себя практической деятельности – организовывает школу для крестьянских детей, 20-ти мальчиков и девочек. (Слайд 6. «Азбука». Иллюстрация А. Пахомова.) Подобные занятия не являлись для русской жизни чем-то новым. Зачастую филантропствующие помещики учили грамоте детей своих крепостных, и это не запрещалось властями. Толстой хотел, чтобы дети научились осмысленно воспринимать окружающий мир и обобщать знания о нем. С этой целью в 1872 году он пишет «Азбуку», которая при жизни писателя переиздавалась 28! раз. Впоследствии Толстой сердился по поводу того, что в критической литературе его «Азбуке» не уделялось должного внимания. Занимаясь с детьми, Толстой постепенно приходит в себя: в 1863 году в свет выходит повесть «Казаки». О чем она? О счастье. О счастье жить вдали от цивилизации, о счастье любить, кроме того, сквозной мыслью в «Казаках» станет утверждение идеала жизни для других.

 Проблемный вопрос

 – Что возродило Толстого к жизни как художника? (Слайд 7. Третья строка таблицы.)

– 60-е годы – время жизненной и творческой зрелости писателя. Эпопея «Война и мир» – вершинное произведение Толстого. «Я старался писать историю народа», – пусть эти слова станут пока единственным комментарием к данному произведению, его вам предстоит изучать в будущем. (Слайд 8. Четвертая строка таблицы.)

 – Однако состояние, когда писатель не знал, как ему жить дальше, приходит все чаще и чаще. В 1879 году он закончил свою «Исповедь», в которой искренне признавался, что был близок к мысли о самоубийстве. Одиночество в семье (Толстой пишет завещание, в котором указывает на то, что отныне семья не имеет никаких прав на литературное наследство отца) и… опять вопрос: зачем ты живешь? И это после «Войны и мира»!

Толстой занимается наукой – она не дает ответа на главный вопрос. Спасением для писателя становится религия, и он «опять начал жить». Почему? Толстой обращается к простому народу, отказывается от жизни своего круга, неустанно занимается физическим трудом. (Слайд 9. Картина И. Репина «Л. Н. Толстой на пашне».)

Вместе с жизнью народа Толстой принял и народную веру, утверждавшую, что необходимо «жить по-божьи», а значит «нужно… трудиться, смиряться, терпеть и быть милостливым». Однако наступит час, когда Толстой разойдется с официальной церковью. Главным основанием этого станет отношение церкви «к войне и казням». Толстой не мог даже допустить мысли, что война – противоестественное всему человечеству состояние – могла быть хоть как-то и кем-то оправдана. А церковь не только одобряла ее», «в церквах молились об успехе нашего оружия, и учителя веры признавали это убийство делом, вытекающим из веры».

Писатель отрицал загробную жизнь, а стало быть, ад и рай, отрицал бессмертие души. Согласно толстовской позиции, чтобы обессмертить свое имя, человек должен жить во благо другим людям. (Слайд 10. Пятая строка таблицы.)

 – Поздний Толстой – это красивый, могучий старик, который ничуть не уступает себе молодому, наверное потому, что в старости приходит «ощущение понимания смысла жизни, такого ясного, что становится жутко». (Слайд 11. Портрет «Л. Н. Толстой в последние годы жизни».)

Одно из произведений тех лет, одно из последних произведений Толстого, – рассказ «После бала». Содержание рассказа определяет проблема зависимости-независимости человека от среды. Толстой гордится своим героем, у которого хватило сил противостоять злым силам мира, не уподобляться им. И вместе с тем рассказ переполнен болью за несовершенство мира, в котором вынужден жить человек. (Слайд 12. Шестая строка таблицы.)

Толстой тяжело уходил из жизни, решившись в ночь с 27 на 28 октября 1910 года на 83-м году оставить навсегда свой дом. Смерть настигла его 7 ноября на станции Астапово. Но тайна смысла человеческой жизни была уже раскрыта им.

В конце урока таблица выглядит примерно так:

«Жизнь есть увеличение своей души»

Этап жизни

Творческие и нравственные искания Толстого

Как это отражается
в творчестве

1. Молодость. Военная служба на Кавказе (1851 – 1853)

Поиск себя: «чтобы не говорили, что я баклуши бью».

Детство как нравственный ориентир будущей взрослой жизни.

Три этапа (условно) в детстве человека:

– гармония с миром;
– утрата согласия маленького человека с окружающим миром (смерть матери, сословные условности, недоверие к людям);
– нравственное выздоровление благодаря настоящей дружбе).

Повесть «Детство».

2. Период «душевной ломки». Творческий кризис (1856 – 1859)

Толстой стремится «обойти» социальный мир, вынашивает надежду обрести гармонию в мире моральном и в мире искусства.

Мысль о врачующей силе искусства.

Повести «Альберт», «Люцерн», «Из записок князя Д. Нехлюдова».

3. Ясная Поляна. Школа для крестьянских детей

Деятельность на благо людей: возвращение в литературу.

«Азбука», «Кавказский пленник», «Казаки». «Светлость» произведений.

4. Зрелость

Обращение к событиям «крупного общенационального и частного значения».

Человек должен оставить свой след в истории.

«Война и мир», «Анна Каренина».

5. «Остановка жизни». Разлад в семье

Богоборчество Толстого. Толстовская религия: «…важнее того, чтобы добром платить на зло, ничего нет». Согласно толстовской позиции, человек смертен; бессмертным он становится, если живет во благо людей.

«Исповедь».

6. «Эпилог»

Проблема зависимости – независимости человека от среды. Для того, чтобы открылось «что хорошо, а что дурно» в окружающем мире, необходимо стечение обстоятельств, жизненный случай.

Пьесы, повести, рассказ «После бала». Романы «Воскресенье», «Хаджи-Мурат».

3. Рефлексия.

 – А теперь попробуйте расшифровать эпиграф урока. (Слайд 1. Портрет Л. Т. Толстого. Тема урока. Эпиграф.)

 – Как вы думаете, хорошо это или плохо, когда человек меняет свои взгляды на жизнь? О чем говорит в данном случае пример Толстого? (Приобретая все больший жизненный опыт, человек начинает совсем по-другому смотреть на многие вещи. Со зрелостью приходит мысль о том, а что сделал я в своей жизни такого, чтобы меня помнили, что я могу предложить следующим за мной поколениям, чему могу научить. Пример Толстого показывает, как постепенно оттачивается определенная жизненная позиция, как горько и тяжело, через нравственные страдания, через ошибки дается познание мира и самого себя.)

 – Какие моральные ценности ставит Толстой во главу угла? (Жить ради людей, уметь прощать, уметь противостоять жизненным обстоятельствам; постоянно искать себя и др.)

4. Домашнее задание

Прочитать рассказ Л. Н. Толстого «После бала».

Литература

  1. Капитанова Л. А. Л. Н. Толстой. В жизни и творчестве. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2000.
  2. Линков В. Я., Саакянц А. А. Лев Толстой. Жизнь и творчество. – М.: 1982.
  3. С сайта http:\\www.ru.wikipedia.org
  4. Энциклопедия для детей Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики 19-го века. – М.: Аванта+, 2002.