Элективный курс "Строительный дизайн"

Разделы: Технология


В условиях повышения человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятельность, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в которой живет и работает человек. Создание промышленных изделий, комплексов и предметов быта, отвечающих эксплуатационным характеристикам, не может быть осуществлено без дизайнера в непосредственном контакте с инженером, технологом, экономистом, экологом. В этой связи особую значимость приобретает изучение элективного курса “Строительный дизайн”, который является составной частью эстетической и трудовой подготовки учащихся.

Цель курса: Формирование основ проектной деятельности учащихся для развития образного мышления и пространственного представления в условиях предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации выпускников основной школы.

Основными задачами курса являются:

  • знакомство школьников с основными методами художественного проектирования.
  • формирование ключевых знаний и выполнение различных видов графических изображений.
  • повышение общей графической культуры.
  • всестороннее развитие образного мышления и пространственного представления, имеющих важное значение в художественно конструкторском творчестве.

Вместе с тем в процессе изучения данного курса учащиеся рассматривают вопросы эстетики мира вещей, организации предметной среды приобщения к проектировочной деятельности, позволяющей более грамотно подходить к эстетике бытовой среды, рабочей зоны, зоны отдыха. Программа включает в себя общие сведения о графических изображениях, применяемых в практической деятельности. Важное место отводиться ознакомлению учащихся с видами проектной графики, современными способами организации инженерно-конструкторского труда. При изучении теоретического материала придерживаемся определенной методической последовательности в анализе форм и конструкции объектов на основе сравнения, раскрытия графического состава изображения, обоснованного выбора. Основой такого обучения является развитие пространственного воображения, художественно конструкторской зрелости, самостоятельного подхода в решении различных задач, связанных с вопросами художественного проектирования.

Общее количество часов, отводимое на курс в 9 классе 14 часов из них 4 часа на теоретические занятия и 10 часов на практические занятия.

В процессе преподавания -курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, круглый стол, индивидуальные и групповые беседы, описания профессий, конкурсы.

Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой познавательной деятельности учащихся, имеющих профессиональную направленность учащихся. Основные задачи профессиональных проб— ознакомление учащихся с группой смежных или родственных профессий, формирование допрофессионнальных знаний и умений. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности.

Знания:

  • Основные методы проектирования
  • Эстетические качества предметной среды, в которой живет и работает человек
  • Технологию изготовления промышленных изделий

Умения:

  • Выполнять несложные проекционные чертежи объектов открытого пространства.
  • Определять характер используемого графического изображения в зависимости от темы художественного проектирования.
  • Пользоваться приемами проектной графики с целью иллюстрирования творческих замыслов.
  • Проводить художественно-конструкторский анализ и синтез различных изделий по модульной схеме.
  • Учитывать формообразующие факторы при художественном конструировании предметов труда и быта.
  • Проектирование общественного интерьера и организации открытого пространства.

Ожидаемые результаты:

  • Более осознанный выбор выпускниками основной школы дальнейшего профиля обучения и профессиональная ориентация выпускников в сфере “Человек художественный образ.

Уровни обученности и их оценивание

1 уровень:

Учащиеся имеют незначительные информационные сведения в данной сфере. Не имеют опыта. Основной мотив “слышал”, “предложили”. Имеет неустойчивые знания по другим предметам.

2 уровень:

Имеет информационные сведения о данной сфере профессиональной деятельности. Основной мотив “мне интересно”, “хочу знать больше”, “имею первоначальные умения”.

3 уровень:

Обширные сведения о данной сфере профессиональной деятельности. Основной мотив “пробовал ранее”, “мне интересно”, (кружки, секции), “хочу знать больше”, “хочу углубить”, “хочу связать свое будущее с этой профессиональной деятельностью”.

Уровни
Критерии
Репродуктивный Конструктивный Творческий
Интерес Работает только под контролем, может бросить дело Работает без системы, но дело до конца доводит самостоятельно Работает с интересом, ровно и систематически
Активность Работает по рекомендации педагога При выборе объекта советуется с пе6дагогом Самостоятельный выбор объекта труда
Объем труда
(число законченных работ)
Ниже нормы (одно функциональное помещение) Соответствует норме (несколько функциональных комнат) Выше установленной нормы (квартира)
Знания и умения Низкий Средний Максимально возможный уровень
Творчество, оригинальность выбора Копии чужих работ Работы оригинальные, но на базовом образце Работы оригинальные
Качества прилежания
(школьная отметка)
3 4 или 5 5

Учебно-тематический план

Введение

Некоторые исторические закономерности развития формы в технике и быту. Моральное старение формы. Стиль и мода в дизайне.

Художественно-конструкторский анализ и синтез. Этапы художественного проектирования:

1 Этап. Предпроектное исследование. Фиксация вариантов решения изделия и его деталей в виде линейной графики, зарисовок.

2 Этап. Художественно-конструкторский поиск. Разработка и воплощение творческих идей в эскизах. Схематичное изображение задуманного. Эскизы деталей, отдельных узлов, конструктивных элементов. Приемы моделирования изделия, интерьера, объектов, размещенных в открытом пространстве. Материалы для макетирования и принадлежности.

3 Этап. Разработка эскизного проекта. Планы, особенности их графического выполнения. Компоновочные схемы. Чертежи с применением разрезов и сечений.

4 Этап. Составление проектно-конструкторской документации. Понятие о чертежах. Проектная графика. Виды проектной графики — линейная, монохромная (одноцветная), полихромная (многоцветная). Эскизная графика. Аппликация. Шаблоны. Перевод графически найденной формы в объемную. Машинная графика. Понятие об автоматизации проектирования. Возможности обработки информации, представленной в графической форме на ЭВМ. Перспективы развития художественного проектирования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п Наименование темы Работы, выполняемые учащимися Количество часов Вид контроля
Всего В том числе
теория практика
1 Совершенствование формы предмета быта на основе пропорциональных оптимальный соотношений Чертежи, технические рисунки в цвете. 1 0,25 0,75 Оценка чертежа
2 Проектирование оригинальной мебели для отдыха с учетом особенностей местной национальной культуры. Эскизы деталей, отдельных узлов, конструктивных элементов. 1 0,25 0,75 Оценка эскизов
3 Проектирование зон квартиры или дома с учетом стилевого единства (прихожая, кухня, детская комната) План развертки стен, с передачей фактуры. 2 1 1 Защита мини-проектов
4 Проектирование школьного интерьера (учебного кабинета, коридора, спортивного зала) Макетирование из бумаги или мягкого материала. 2 0,5 1,5 Презентация макета школьного интерьера
5 Проектирование элементов благоустройства внешней среды, малые формы (фонари, зоны отдыха и т.д.) Эскизные зарисовки, макетирование из любого материала. 2 0,5 1,5 Презентация макета благоустройства внешней среды
6 Построение перспективы о задуманной форме. Перспективная проекция (рисунок) 1 0,25 0,75 Рисунок, оценка
7 Выполнение фронтальной перспективы здания в природной среде. Перспективная проекция (рисунок) 1 0,25 0,75 Рисунок, оценка
8-9 Проектирование собственного здания с внутренним оформлением интерьера, с предметами мебели. (профессиональная проба) Профессиональные пробы 4 1 3 Защита проекта
  Итого   14 4 10  

Предлагаемые темы для проектной деятельности:

  • Проектирование фасадной территории школы.
  • Проектирование пришкольного участка.
  • Проектирование спортивной площадки на территории школы.
  • Проектирование классной комнаты.
  • Проектирование школьного интерьера для кабинета литературы в стиле “гостиной”.
  • Проектирование школьного интерьера для кабинета изобразительного искусства
  • Проектирование школьного интерьера детской площадки для учеников начальной школы.
  • Проектирование школьной метеорологической площадки.

Проведение проб

Технологическая проба Ситуативная проба Функциональная проба
Задание. Освоение приемов работы с формами. Получение из плоских фигур объемных. Задание. Разработать свой вариант мебели, здания, ландшафтной среды. Задание. Создать свой дом в окружающей среде с внутренней планировкой в цвете.
Условия. Производит под руководством учителя различные зарисовки. Условия. Ученик самостоятельно разрабатывает свой вариант дома, мебели и т.д. Условия. Самостоятельно передать реальное.
Результат. Задание считается выполняемым, если ученик дает четкое представление о задуманном. Результат. Задание считается выполненным, если достаточно полно передан характер задуманного. Результат. Задание считается выполненным, если используя вариативность, смогли выявить характер изделия, наиболее верно соединили художественную целостность.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

  • Способы проецирования — карточки из черчения.
  • Эскизы и технические рисунки.
  • Техническое рисование — обучающие карточки.
  • Мода и модные направления — современный дизайн.
  • Основы цветоведения - карточки.
  • Декоративно-прикладное искусство в школе.
  • Художественное конструирование.

ЛИТЕРА ТУРА

  1. Краткий словарь по технической эстетике.
  2. Минервин Г.Б. 0 красоте вещей. - М., 1981 г.
  3. Ростовцев Н.Н. Техническое рисование. — М., 1999 г. 4. Холминский Л.М. Дизайн — М., 1995 г.
  4. Черневич Е.В. Язык графического дизайна. — М., 1998 г.