Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Театральная деятельность как средство коррекции выразительности речи детей с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками


Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. С.Л Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР. Содержание логопедических занятий в подготовительной к школе группе включает в себя развитие диалогической и монологической речи; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности речи.

Анализ психолого-педагогической литературы выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

  • интонационную выразительность речи (мелодику, темп, ритм, тембр и логическое ударение);
  • мимику, жесты, позу говорящего.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Ученые единодушны во мнении, что театр является одной их самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисование и лепкой.

Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актеры перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Исследования по логопедической ритмике, проведенное Г. А. Волковой, убедительно показало, что театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценировка, приплясывания, напевания и т. д.).

В книге Г. А. Волковой «Логопедическая ритмика» определены требования к самостоятельной театральной деятельности детей от 5 до 6 лет: «Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать с собой рядом партнеров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Цель использования театральной деятельности на логопедических занятиях – создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов

Задачи:

  •  пополнять и активизировать словарь детей;
  •  расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  •  закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  •  продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  •  совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  •  совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  •  воспитывать культуру речевого общения.

Принципы:

  •  принцип активности ребенка;
  •  импровизационность;
  •  гуманность;
  •  системность знаний;
  •  учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  •  принцип интегративности всех видов деятельности;
  •  связь обучения и творчества.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

  •  артикуляционная гимнастика;
  •  упражнения для эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  •  задания для развития речевой интонационной выразительности;
  •  логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  •  развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
  •  упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
  •  театральные этюды;
  •  игры-драматизации.
  • Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.

Конспект логопедического занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В. Сутеева «Под грибом»(подготовительная к школе группа для детей с ОНР)

Цели:

Обучающие:

  • формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;
  • распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов логопеда и самостоятельно;
  • формирование эмоциональной лексики;
  • отработка дикции;
  • развитие речевой интонационной выразительности;
  • обогащение речи выразительными средствами русского языка;
  • развитие мимики, жеста, пантомимы;
  • обучение театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам сказки.

Коррекционные:

  • развивать произвольное и слуховое внимание;
  • развивать зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;
  • развитие общей и мелкой моторики детей.

Воспитательные:

  • воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.

Оборудование: картинки с изображением героев сказки; серии сюжетных картин по сказкам; маски-шапочки героев сказки; костюмы героев сказки; фонограммы записей звуков ветра, грома, дождя, леса; а/кассета «Здравствуй, осень золотая!»; м/фильм «Под грибом».

Предварительная работа: чтение и просмотр м/фильма В. Сутеева «Под грибом»; знакомство с пословицами о дружбе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приглашение в царство грибов.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести следующую волшебную чистоговорку.

Дети:

Ес-ес-ес – мы идем в лес.
Су-су-су – тихо осенью в лесу.
Ес-ес-ес – опустел осенний лес.
Су-су-су – грибы берем в лесу.
Ес-ес-ес – листву роняет лес.
Стве-стве-стве – грибы спрятались в траве.

2. Логоритмическое упражнение под музыку «Грибы» (Т. Попатенко, М. Пляцковский «Грибы»).

Логопед: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать грибы.

Дети:

Мы идем дорожками
Узкими тропинками.
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками

Золотым осенним днем
За грибами в лес идем.

Крепкий подберезовик
Вырос под березою.
Красный подосиновик
Вылез под осиною.

Золотым осенним днем
Мы грибы в лесу берем.

С полными лукошками,
С полными корзинами.
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками.

Золотым осенним днем
Мы грибы домой несем.

3. Пальчиковая гимнастика «Много мы грибов набрали».

Дети:

Много мы грибов набрали,
А потом пересчитали:

1 – лисичка,
2 – свинушка,
3 – опята,
4 – чернушка,
5 – пузатый боровик,
6 - малышка моховик,
7 – как шляпа, черный груздь,
8 – я назад вернусь.

Подберезовик хорош,
Подосиновик пригож.
А 10 будет белый –
Всей корзины нашей гвоздь.
Вы внимательно искали.
Много мы грибов набрали.
А теперь назад пойдем
И корзины унесем.

4. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети одевают шапочки-маски.)

Логопед: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке
(Муравьи)

Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)

Когда дождик капает,
Она в болоте квакает.
Кто это квакушка?
Зеленая….
(Лягушка).

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А все