Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Конспекты уроков по рассказу И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Разделы: Преподавание литературы


Цель: Создать условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Задачи:

  1. Развивать умения художественного восприятия, художественного истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей.
  2. Активизировать, творчески трансформировать умения речетворческой и коммуникативной деятельности (при помощи творческого пересказа, творческого описания, характеристики явления с помощью художественных средств, интервьюирования, выразительного чтения, консультирования, подготовки выступления).
  3. Развивать исследовательские умения (целеполагания, планирования деятельности, сбора материала и его обобщения, наблюдения).

 Тип урока – систематизация и обобщение знаний.

 Форма проведения урока – коллективно-групповое исследование.

Этапы урока

Формы и виды учебной деятельности

Содержание урока

1. Эмоциональ-ный настрой
2. Мотивация

Коллективная. Проблемные вопросы
/2 м

Учитель. Не подскажете ли, который час? В чем измеряется время? Если бы не было возможности обратиться к часам, как бы вы определили время?

Учащиеся. По солнцу, по теням, по цветам, от события к событию.

Учитель. Какие значительные события стали своего рода отсчетом «нового времени», «нового периода» в нашей жизни?

Учащиеся. Поездка, знакомство, день рождения.

Учитель. Рассмотрите материал на ваших столах, к какому понятию (времени или событию) можно отнести эти слова?  Какой это художественный прием? Разберите свои примеры.

(На столах карточки с примерами олицетворений [время] течет, изменяется, тревожит, торопит)

3. Определение темы, цели исследования

Коллективно-групповая. Обсуждение, дискутирование
/4 м

Учитель. Попробуем понаблюдать за временем в литературном произведении. Предмет нашего исследования − рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».  Помогите сформулировать тему и цель исследования.

 Учащиеся. Примерные формулировки темы.
− Время в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
− Отсчет времени в рассказе «Господин…»
− Образ времени в рассказе «Господин…»

Определение цели
− Выяснить, каков образ времени в рассказе.
− Определить, какое время изображает И.А.Бунин в рассказе

4. Планирование работы. Выбор способов деятельности

Коллективная беседа
/2 м

Учитель.  Что стало своеобразным отсчетом времени в пространстве рассказа?

 Учащиеся. Восхождение господина на корабль «Атлантида».

 Учитель.  За какими еще временными промежутками, особенностями времени предложите понаблюдать? Давайте составим план наблюдений. (В помощь материалы с указанием временных промежутков, среди которых есть и ошибочные варианты).

 Учащиеся (примерные формулировки ответов).
− Будем характеризовать течение времени на корабле;
− Обсудим само время путешествия;
− Выясним отношение героев ко времени.

5. Актуализация знаний. Сбор нового материала
а) Течение времени на корабле

Групповая и индивидуальная. Составление рекламного описания корабля

Учитель.  Вслед за путешественниками и вам предлагаю взойти на «Атлантиду».  А группах составьте своего рода рекламный проспект, демонстрирующий достоинства корабля.  Представьте от каждой группы «рекламного агента».

Коллективная беседа

Учитель.  Почему именно этот корабль был выбран Господином?

 Учащиеся.
− Из-за роскоши.
− Мог себе позволить.
− Осуществил свою мечту.

 Учитель. Что требует этот мир роскоши?

 Учащиеся
− Особых правил поведения.
− Соблюдения «церемониала».
− Соблюдения традиций.
− Соответствия представлениям о норме поведения.

Реализация индивидуального домашнего задания. Составление режима дня

Учитель. Представим себе, что бы мог предложить капитан корабля своим пассажирам.

 Ученик. Рассказывает от лица капитана о возможном распорядке дня.

Коллективная

Учитель. А часы какой фирмы носил Господин? Как он ориентировался во времени?

Учащиеся. По корабельной сирене.

Индивидуально-групповая

Учитель.  Подберите эпитеты к слову «сирена», выберите наиболее точные.

 Учащиеся. Сирена − резкая, равнодушная, неприятная…

Индивидуально-коллективная
/10 м

Учитель.  Обобщим наши наблюдения.  Каково же время на корабле? Представьте свои материалы-записи на доске.

 Учащиеся. Упорядоченное, загнанное в рамки, «бессобытийное», строго распределено без учета интересов людей

б) Время
путешествия

 

Учитель.  Строго распределено не только время на корабле, но и маршрут путешествия Господина.

Поисковая деятельность по тексту. Индивидуально-парная

На какое время планировал выехать в путешествие Господин?
Каков смысл употребления слова «целых» два года?
Проконсультируемся в парах.

 Учащиеся.  Господин мог себе позволить отдохнуть.  Время Господин исчисляет материальным достатком.

Групповая − межгрупповая

Учитель. Задание на групповую работу.  В какое время отправился в путешествие? Почему?
Какие же места хотел посетить Господин?  Какое общее характерное название есть для этих мест?  В чем смысл употребления выражения «Старый свет» в рассказе?  Представление о каком времени старается создать И.Бунин?

 Учащиеся.  Время, в котором живет Господин, остановившееся, «отжившее». Он пытается убежать от зимы, от старости.  Но сам Господин считает, что это начало жизни.

Коллективная
/7м

Учитель.  Как понять указание И.А.Бунина на тот факт, что Господин только начинает жить?

 Учащиеся.  Господин словно пытается управлять временем, по своей воле за