Конспекты уроков по рассказу И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Разделы: Литература


Цель: Создать условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Задачи:

  1. Развивать умения художественного восприятия, художественного истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей.
  2. Активизировать, творчески трансформировать умения речетворческой и коммуникативной деятельности (при помощи творческого пересказа, творческого описания, характеристики явления с помощью художественных средств, интервьюирования, выразительного чтения, консультирования, подготовки выступления).
  3. Развивать исследовательские умения (целеполагания, планирования деятельности, сбора материала и его обобщения, наблюдения).

 Тип урока – систематизация и обобщение знаний.

 Форма проведения урока – коллективно-групповое исследование.

Этапы урока

Формы и виды учебной деятельности

Содержание урока

1. Эмоциональ-ный настрой
2. Мотивация

Коллективная. Проблемные вопросы
/2 м

Учитель. Не подскажете ли, который час? В чем измеряется время? Если бы не было возможности обратиться к часам, как бы вы определили время?

Учащиеся. По солнцу, по теням, по цветам, от события к событию.

Учитель. Какие значительные события стали своего рода отсчетом «нового времени», «нового периода» в нашей жизни?

Учащиеся. Поездка, знакомство, день рождения.

Учитель. Рассмотрите материал на ваших столах, к какому понятию (времени или событию) можно отнести эти слова?  Какой это художественный прием? Разберите свои примеры.

(На столах карточки с примерами олицетворений [время] течет, изменяется, тревожит, торопит)

3. Определение темы, цели исследования

Коллективно-групповая. Обсуждение, дискутирование
/4 м

Учитель. Попробуем понаблюдать за временем в литературном произведении. Предмет нашего исследования − рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».  Помогите сформулировать тему и цель исследования.

 Учащиеся. Примерные формулировки темы.
− Время в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
− Отсчет времени в рассказе «Господин…»
− Образ времени в рассказе «Господин…»

Определение цели
− Выяснить, каков образ времени в рассказе.
− Определить, какое время изображает И.А.Бунин в рассказе

4. Планирование работы. Выбор способов деятельности

Коллективная беседа
/2 м

Учитель.  Что стало своеобразным отсчетом времени в пространстве рассказа?

 Учащиеся. Восхождение господина на корабль «Атлантида».

 Учитель.  За какими еще временными промежутками, особенностями времени предложите понаблюдать? Давайте составим план наблюдений. (В помощь материалы с указанием временных промежутков, среди которых есть и ошибочные варианты).

 Учащиеся (примерные формулировки ответов).
− Будем характеризовать течение времени на корабле;
− Обсудим само время путешествия;
− Выясним отношение героев ко времени.

5. Актуализация знаний. Сбор нового материала
а) Течение времени на корабле

Групповая и индивидуальная. Составление рекламного описания корабля

Учитель.  Вслед за путешественниками и вам предлагаю взойти на «Атлантиду».  А группах составьте своего рода рекламный проспект, демонстрирующий достоинства корабля.  Представьте от каждой группы «рекламного агента».

Коллективная беседа

Учитель.  Почему именно этот корабль был выбран Господином?

 Учащиеся.
− Из-за роскоши.
− Мог себе позволить.
− Осуществил свою мечту.

 Учитель. Что требует этот мир роскоши?

 Учащиеся
− Особых правил поведения.
− Соблюдения «церемониала».
− Соблюдения традиций.
− Соответствия представлениям о норме поведения.

Реализация индивидуального домашнего задания. Составление режима дня

Учитель. Представим себе, что бы мог предложить капитан корабля своим пассажирам.

 Ученик. Рассказывает от лица капитана о возможном распорядке дня.

Коллективная

Учитель. А часы какой фирмы носил Господин? Как он ориентировался во времени?

Учащиеся. По корабельной сирене.

Индивидуально-групповая

Учитель.  Подберите эпитеты к слову «сирена», выберите наиболее точные.

 Учащиеся. Сирена − резкая, равнодушная, неприятная…

Индивидуально-коллективная
/10 м

Учитель.  Обобщим наши наблюдения.  Каково же время на корабле? Представьте свои материалы-записи на доске.

 Учащиеся. Упорядоченное, загнанное в рамки, «бессобытийное», строго распределено без учета интересов людей

б) Время
путешествия

 

Учитель.  Строго распределено не только время на корабле, но и маршрут путешествия Господина.

Поисковая деятельность по тексту. Индивидуально-парная

На какое время планировал выехать в путешествие Господин?
Каков смысл употребления слова «целых» два года?
Проконсультируемся в парах.

 Учащиеся.  Господин мог себе позволить отдохнуть.  Время Господин исчисляет материальным достатком.

Групповая − межгрупповая

Учитель. Задание на групповую работу.  В какое время отправился в путешествие? Почему?
Какие же места хотел посетить Господин?  Какое общее характерное название есть для этих мест?  В чем смысл употребления выражения «Старый свет» в рассказе?  Представление о каком времени старается создать И.Бунин?

 Учащиеся.  Время, в котором живет Господин, остановившееся, «отжившее». Он пытается убежать от зимы, от старости.  Но сам Господин считает, что это начало жизни.

Коллективная
/7м

Учитель.  Как понять указание И.А.Бунина на тот факт, что Господин только начинает жить?

 Учащиеся.  Господин словно пытается управлять временем, по своей воле запускать его заново

в) Отношение Господина ко времени

Индивидуальная. Творческий пересказ. Интервьюиро-вание
/7 м

Учитель.  Смог ли подчинить время Господин из Сан-Франциско?
Задания для индивидуальной деятельности.
− Чем стал памятен остров Капри для семьи из Сан-Франциско?
− Как свою смерть принял Господин?
− Как воспринимали окружающие (слуги, посетители ресторана и гостиницы, владельцы гостиницы) смерть Господина?
(«Журналисты» готовят опросы, «персонажи» рассказа предполагаемые ответы).

6. Обобщение собранного материала

Коллективно-групповая. Синтезирование материалов
/5 м

Учитель.  «Время остановилось…» утверждает И.Бунин.  Каким же показано время в рассказе, по отношению к каким людям оно ведет себя так безжалостно?
Учащиеся (представляют групповые обобщения на доске).  Время в рассказе − неумолимое,  бесстрашное,  неостановимое,  неподчиняющееся.  Власть над временем − призрачная.  Человеку время неподвластно,  карает тех, кто им пренебрегает.

7. Индивидуализация
домашнего задания

Коллективно-индивидуальная
/2 м

Учитель.  Каково продолжение строчки «Время остановилось… (и изменилось пространство вокруг).  О каком пространстве идет речь?  Какие еще пространственные рамки вы бы выделили в тексте? Какие из них вы бы хотели описать, охарактеризовать к следующему занятию.

8. Рефлексия

/1 м

 

Приложение. «Обсуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”»