Воспитание толерантности в классном коллективе

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Содержание:

  1.  Информация об опыте
  2. 1.1. Ведущие ключевые идеи
    1.2. Целевая линия опыта
    1.3. Актуальность опыта
  3.  Технология опыта
    2.1.Теоретическое обоснование опыта
    2.2 Подходы к воспитанию толерантности
    2.3. Воспитательная работа с учащимися и их родителями
    2.4. Диагностика воспитанности учащихся
  4. Результативность воспитательной работы
  5. Библиографический список
  6. Рецензия на опыт работы

 
Информация об опыте (приложение)

Целевая линия опыта

Цель опыта – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Ведущие ключевые идеи.

Главная задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать

Следовательно, ведущими ключевыми идеями будут следующие:

  • Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  • Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
  • Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
  • Формирование традиций классного коллектива.

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. "Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.   

 Таким образом, актуальность проблемы налицо - ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Теоретическое обоснование опыта.

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить.
Ученики 8 «А» класса.

Что же такое толерантность?

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Не зря этому уделяется большое внимание: по предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”, 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности».

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. 

Ушел в историю 2007 год, официально объявленный Годом ребенка. Наступивший 2008 год провозглашен Годом семьи. Не закончилось десятиление толерантности. Вне всякого сомнения, эти понятия неразрывно связаны между собой. Тема семьи ныне становится приоритетной, отражает общую озабоченность состоянием этого института, а точнее – кризисом семейных ценностей, который переживает современное общество.

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы», - так писал А.Н.Острогорский. Поэтому в настоящее время семья и школа неразрывны между собой. И сегодня учителя хотят, чтобы родители не боялись классных руководителей, а считали их своими помощниками, доверяли им, были терпимы. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию, терпимости к другим людям.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через сомышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию.

Подходы к воспитанию толерантности

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, я опираюсь на личностно-ориентированный и деятельностный подход. В своей работе я придерживаюсь принципов и правил, которые помогают мне построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативно.

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного качества, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Правила

  • развитие интереса к проблеме толерантности;
  • развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;
  • четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
  • постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.

Правила:

  • тщательное изучение особенностей личности воспитанника;
  • организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);
  • определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Правила:

  • опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром;
  • учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);
  • отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;
  • использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Правила:

  • подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;
  • демонстрация последствий толерантности и интолерантности;
  • поиск способов решения, сотрудничество и диалог;
  • возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия).

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Правила:

  • организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах.

Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Правила:

  • выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;
  • создание ситуации успеха

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Правила:

  • изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;
  • опираться на возможности и уровень социальной среды;
  • интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Правила:

  • соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;
  • перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

Правила:

  • актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;
  • организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Правила:

  • побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности

Таким образом, учитывая все принципы и правила воспитания толерантности в классном коллективе, я организую воспитательную работу, добиваясь высоких результатов.

Воспитательная работа с учащимися и родителями

Система классных часов и коллективно-творческих дел, которые я разработала за два года, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Учитывая возрастные особенности своих учеников, я в течение учебного года проводила коллективные дела, которые помогли каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Поскольку для моих учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, я опираюсь на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекаю родителей к делам класса. Стараюсь помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.

С этой целью я проводила диагностику учащихся методом незавершенных предложений, организовывала с ребятами «День Бабушек», ребята сами готовили и проводили классные часы на тему «Моя семья», «Счастливый дом», «Что такое толерантность?», совместно с родителями организовали конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые», где участниками конкурса были мальчики и папы класса, праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые». Большое значение имеет и работа, организованная с родителями. Родительское собрание совместно с учащимися «Трудом красивым славен человек», на котором родители рассказывали о своих профессиях, а также круглый стол с родителями «Дарим шар земной детям», родительский диспут «Наша встреча всерьёз и надолго», лекция на тему «Как хорошо, что есть на свете мы» служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи.

Для моих учеников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется коллективом. На этом этапе я формировала и развивала чувство сплоченности классного коллектива, обучала детей взаимодействию при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, воспитывала у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением, а также формировались традиции классного коллектива.

Я проводила анкетирование учащихся «Классный коллектив глазами ученика», интересно прошли классные часы «Ты, да я, да мы с тобой», «Я и мое имя», «О дружбе», учащиеся класса сами составляли «Декларацию прав и обязанностей учеников класса», проводили аукцион «Книга рекордов нашего класса», подготовили и провели диспут «Легко ли быть настоящим другом?», организовали праздник «Мама, папа, я - спортивная семья», и КВН «Наш класс». Со стороны за деятельностью класса наблюдал наш родительский комитет, который регулировал, направлял и финансировал ребят.

В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей - мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. В классе учатся ребята семи национальностей: курды, турки, корейцы, татары, белорусы, грузины и русские. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Поэтому на следующем этапе воспитательного процесса я обращала внимание на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развивала желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формировала стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывала у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.

В этом мне помогли такие мероприятия, как классные часы «Культура мира. Человек среди людей», «Стремись делать добро», «Мы - команда одного корабля», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», ребята устраивали фольклорный праздники «Русские посиделки», «Масленица», готовили сообщения в форме познавательной экскурсии в заочный краеведческий музей на тему «История национального костюма», проводили осенние игры и состязания совместно с родителями класса, читательскую конференцию по сказкам народов мира, праздник «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».

Как я уже отмечала, для школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.

Поэтому целью воспитательного процесса в классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Таким образом, я стараюсь создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Поэтому я привлекала к работе и тесно сотрудничала со школьным психологом Кадацкой Галиной Валентиновной.

Психологические знания, полученные моими учениками на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни. Но следует отметить, что если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребенок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. К сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия. Чтобы этого не произошло, я старалась увлечь ребят работой, заинтересовать каким-либо делом, как в классе, так и в общешкольном мероприятия, которые проводятся в школе регулярно. Результативными были классные часы на тему «Наши отношения», «Учимся договариваться», «Улыбка и смех приятны для всех», «Шесть шагов разрешения конфликта», «О правах и обязанностях ребенка», где ребята познакомились с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы, а также в работе помогла психологическая игра «Необитаемый остров», пресс – конференции с участием родителей на тему «Однажды в моем классе...», «От простых проступков до угроз», родительские собрания «Я- с семьёй, она - со мной, и вместе мы со школой», «Детская шалость и нравственная ответственность», а также «Час общения» в форме познавательной игры.

Таким образом, в классе создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Сформирована совместная работа учащихся, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл. Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися. Создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей. Каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело.

Результативность воспитательной работы

В течение двух лет, работая со своим классом, я достигла хороших результатов. Мои ученики раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться к друг другу, в классе нет конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам, сами планируют, готовят и проводят внеклассные мероприятия, среди них нет «маленьких начальников», они все равны, относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть. Мои ученики с интересом и азартом соревнуются в различных конкурсах, очень любят побеждать, но и умеют проигрывать. А главное, все родители активно принимают участие в организации и проведении как КТД, так и родительских собраний, конференций, диспутов, активно работает родительский комитет.

На протяжении двух лет в классе я старалась формировать самоуправление, и думаю, что мне это удалось. Ребята ощущают себя организаторами своей жизни, как в классном коллективе, так и в школе. Ведь воспитательная структура, основанная, на системе самоуправления способствует развитию личности. Таким образом, у ребят накапливается опыт самоуправления поведением, осознанное самосовершенствование (подражание, самовоспитание, следование положительному примеру). Включение в систему самоуправления обеспечивает у школьников формирование организаторского опыта.

В моём классе структура самоуправления выглядит следующим образом. Схема.

Организуя работу по секторам, в классе сложились свои традиции такие, например, как проведение «Дня именинника», ежемесячный выпуск каждым сектором газеты на различные темы, подготовка и проведение классных часов каждым сектором по очереди согласно плану, поздравление ветеранов ВО войны,

Вместе с ребятами мы готовили и проводили открытые классный час для учителей и учеников школы на тему «Что такое толерантность?», брейн-ринг « Знатоков русского языка», игру-путешествие «История+Литература» для учащихся 8-х классов, вместе подготовили и провели лекцию на тему «Влияние чтения на выбор профессии», поздравляли ветеранов ВО войны, готовили для них концерт, проводили линейку Памяти, посвящённую освобождению станицы Нижнебаканской от фашистских захватчиков. Также мои ученики отлично провели мероприятие для жителей станицы в честь 145-летия станицы Нижнебаканской. Ученики получили хорошие отклики от главы сельского поселения Рябченко И.В., которая присутствовала на празднике, а также она вручила в качестве подарка памятные буклеты о малой родине. В 2007 году учащиеся активно принимали участие в подготовке и проведении районного семинара заместителей директоров школ «Работа администрации СОШ № 11 по внедрению современных воспитательных технологий, по расширению участия органов государственно-общественного управления школой в учебно-воспитательной работе», на котором дали открытый классный час по теме «Семейные традиции и праздники». На районном семинаре «Сущность технологического подхода в образовательном пространстве многонациональной школы» я делилась опытом с коллегами, и ребята демонстрировали своё мастерство, выступая с приветственным словом. Блинова Евгения и Кан Валерия отлично провели линейку, посвящённую последнему звонку.

Ученики моего класса принимали активное участие в предметных олимпиадах школьного и районного уровней ( Блинова Евгения, Орехова Алина, Салетдинова Ленура, Юрченко Евгения, Кан Валерия). Во всероссийских олимпиадах «Кенгурёнок» и «Медвежонок» пробовали свои силы Блинова Евгения, Юрченко Евгения, Кан Валерия, Гришаев Николай. Юрченко Евгения награждена грамотой за творческое участие в районном фестивале-конкурсе «Зеркало природы-2008».

Как результат воспитательной работы также хочется отметить и работу с родителями. Система работы с родителями предусматривает вовлечение их в классное самоуправление. Образуя классный родительский комитет, родители создали свои органы самоуправления и решали некоторые вопросы жизни класса самостоятельно. Под моим руководством планировали, готовили и проводили всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с другими родителями, оказывали помощь в воспитании детей класса, анализировали, оценивали и подводили итоги сотрудничества школы и семьи.

Я думаю, что представленная работа станет примером эффективности использования выбранных мною методов и форм работы, заинтересует классных руководителей, поможет им так, как помогает мне более эффективно организовать процесс воспитания.

Библиографический список

  1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал. 2001.
  2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2003.
  3. Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.
  4. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. - 2002 . № 4.стр 12-16.
  5. Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001 № 9. стр 23-24
  6. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.
  7. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) «. Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.

Рецензия
на целостное описание опыта
 Саловой Зои Владимировны учителя
МОУ СОШ №11станицы Нижнебаканской Крымского района
на тему «Воспитание толерантности в детском коллективе».

Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО говорил: “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”.

И это, действительно, так, ведь актуальность проблемы утверждения идеалов толерантности в нашем обществе сегодня не вызывает сомнений. Сложности общественного развития во многом обусловлены отсутствием развитого правового, демократического сознания. Ценности толерантности являются краеугольным камнем этого сознания. Поэтому дальнейшее движение общества по пути демократии и свободы невозможно без создания системы, которая воспитывала бы ценности толерантности у подрастающего поколения. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны. Конфликт в этих условиях становится точкой отсчета для улучшения дальнейшей жизни и роста личности, а не основой для вражды с этим миром. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле. Осознание этих идей приводит к принятию Декларации принципов толерантности на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году. В Российской Федерации в августе 2001 года была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности».

В каком воспитании нуждаются учащиеся? Что им нужно, чтобы войти во взрослый мир и жить в нём, не причиняя вреда другим, сохранив себя как самобытную личность? Как воспитать терпимость по отношению к людям? Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами?

Актуальность опыта Саловой З.В. на данный момент несомненна, так как она нашла ответы на поставленные вопросы и продолжает работать над ними дальше. Цель её опыта- воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Ключевые идеи, которыми руководствовалась Зоя Владимировна имеют большое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для организации методической работы в школе, так как диагностика её учащихся показала, что уровень воспитанности возрастает, учащиеся активно участвуют в школьных, районных и всероссийских конкурсах и олимпиадах. При чём налицо их толерантное отношение к окружающим.

Большую помощь в организации и проведении внеклассной работы, где приоритетным направлением является толерантность, играет разработанная система классных часов и коллективно-творческих дел. Использование новых методов, форм и средств воспитания помогают организовывать и проводить открытые классные часы, лекции, игры-путешествия на школьном, районном уровнях.

Учителя, з/д по воспитательной работе, методисты, присутствовавшие на семинарах, дают высокую оценку проведённым внеклассным мероприятиям, их организации и активной работе учащихся.

В своей работе с учащимися и их родителями Зоя Владимировна пользуется основными принципами и правилами воспитания толерантности. Умело ставит цели и задачи, и также хорошо их реализует, привлекая к активному участию учащихся и родителей.

Творческий подход в воспитании толерантности проявляется в тесной связи внеклассной и учебной работы, которая проводится целенаправленно и систематически развивает интерес к изучению такого нового понятия как «толерантность»

Зоя Владимировна составляет интересные презентации к своим мероприятиям, пользуется электронными учебными пособиями, библиотекой электронных наглядных пособий, мультимедийными приложениями, использует в работе сеть Интернет. Её ученики с удовольствием собирают материал, систематизируют его, проводят самостоятельно внеклассные мероприятия.

Положительным качеством опыта Саловой З.В. является то, что её ученики раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться к друг другу, в классе нет конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам, они все равны, относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими какие они есть. Учащиеся с интересом и азартом соревнуются в различных конкурсах, очень любят побеждать, но и умеют проигрывать. А главное, все родители активно принимают участие в организации и проведении как КТД, так и родительских собраний, конференций, диспутов, активно работает родительский комитет.

Я считаю, что качество обобщения опыта соответствует критериям передового педагогического опыта.

Приложения, представленные Саловой З.В., вызовут интерес как у классных руководителей, так и у руководителей МО и методистов.

Опыт Саловой З.В. может быть использован как в общеобразовательных школах, так и в других учебных заведениях.

Работой Зои Владимировны заинтересовались учителя нашей школы и школ района (Ю.М.Балковая, О.Н.Никитина, И.В.Арамеско, Н.А.Пархамчук., она неоднократно выступала, обобщая и распространяя свой опыт работы, на заседаниях МО классных руководителей. На районной конференции «Сущность технологического подхода в образовательном пространстве многонациональной школы» она выступила с докладом.

Материалы опыта есть в социальном проекте «Диалог-путь к пониманию», в рамках работы экспериментальной площадки на базе школы по теме «Создание оптимальных условий по организации поликультурного пространства средствами образования в сельской школе многонационального состава», они также опубликованы на школьном сайте и на сайте фестиваля педагогических идей «Открытый урок», в журнале «Мир русского слова».

Педагоги нашей школы и школ района считают, что внедрение опыта Саловой З.В. целесообразно в школах, и его можно внести в краевой банк данных передового педагогического опыта.

Заместитель директора по УВР, Ж.В.Виснер