Обобщающее повторение по теме "Текст. Стили речи и типы текстов" при подготовке к ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Класс: 11

Цель:

  • обобщить теоретические сведения о стилях и типах текстов в русском языке;
  • совершенствовать навыки применения алгоритма - логической последовательности действий при определении стиля и типа текста;
  • дать возможность учащимся самостоятельно работать с предложениями различного синтаксического строения;
  • содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, находить орфограммы по определенному признаку;
  • развивать умение работать выборочно;
  • воспитывать бережное отношение к слову, прививать навыки вдумчивого чтения и умения аргументировано высказывать свою точку зрения;
  • провести рефлексию познавательных действий школьников

Оборудование: учебник А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой "Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. - М.: Вербум-М, 2007", обобщающие таблицы к теме, схемы для проведения анализа предложения, карточки для индивидуальной работы, карточки для проведения рефлексии, материал для домашней работы

ПЛАН

  1. Организационный момент -  2 минуты.
  2. Опорное повторение теоретического материала - 8 минут.
  3. Проверка домашнего задания -  5 минут.
  4. Работа с текстом упражнения 510 -  10 минут.
  5. Самостоятельная работа с текстом упражнения 511 - 5 минут.
  6. Восстановление текста в упражнении 512 -  10 минут.
  7. Подведение итогов урока - 1 минута.
  8. Разбор домашнего задания -  3 минуты.
  9. Выставление оценок - 1 минута.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем работать по теме "Синтаксис и пунктуация. Стили речи и типы текстов". Систематизируя знания по этой теме, мы готовимся к качественному выполнению тестовых заданий, предлагаемых на Едином Государственном Экзамене.

Сообщение плана урока и посыл на рефлексию:

На ваших столах находится план, по которому мы будем сегодня заниматься. Это таблица, две колонки которой не заполнены. В конце урока вам предстоит определить, на каком этапе работы у вас возникли трудности и какие, чтобы ликвидировать их впоследствии.

2. Опорное повторение теоретического материала:

Для того чтобы практическая работа была продуктивной, необходимо повторить теоретический материал по теме. И сделаем мы это с помощью уже известного вам способа: перед вами - таблички с названиями стилей, систематизируйте их и расскажите, каким образом мы можем определить принадлежность текста к тому или иному стилю:

Первоначально разрозненные термины должны быть выстроены в схему:

Вспомним, что наряду со стилями речи, в русском языке есть и несколько типов текстов. Назовите основные: (Повествование, описание, рассуждение - в это время учитель крепит термины на доску). Сейчас я прочитаю определение, а вы должны решить, о каком типе текстов здесь говорится:

По мере прочтения определения тексты крепятся рядом с терминами и получается демонстрационная таблица:

повествование это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности
описание это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков
рассуждение это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли

3. Проверка домашнего задания:

Обратимся к текстам, которые вы создавали дома по заданию №3 упражнения 509. Итак, послушаем несколько созданных вами текстов. Слушающие же определяют, текст какого типа создан, и оценивают его достоинства и недостатки. (Прослушиваются 2-3 ученика и мнение об их работах).

Что же, ваши рассуждения о мужестве интересны. Наверняка, отношение к мужественности и интеллигентности у вас еще будет меняться с годами. Но, безусловно, будут люди, которые, несмотря ни на что, останутся для вас образцом мужественности. Для целого поколения 80-х годов XX столетия таким человеком был Глеб Жеглов - герой фильма "Место встречи изменить нельзя" знаменитого советского режиссера Станислава Говорухина (разговор о режиссере и киноленте у нас еще состоится на уроках МХК). Так вот. Для многих образ бескомпромиссного Жеглова отождествлен с исполнителем этой роли Владимиром Семеновичем Высоцким (юбилей которого недавно отмечала вся наша страна, и информацию о котором вы можете и сегодня видеть на наших стендах).

4. Работа с текстом упражнения 510.

Талантливый и многоплановый, Высоцкий оставил след не только в кино, театре, музыке. Обратимся к его стихотворению "Песня о друге" (упражнение 510, страница 381).

Прочитаем текст и подумаем, как связан он с нашим сегодняшним разговором о мужестве: (чтение текста одним из учащихся).

Итак, какова же основная мысль текста? (Сущность человека проявляется по-настоящему только в экстремальных условиях)

Докажите стилевую принадлежность данного текста. (Художественный стиль, так как воздействует с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей)

Какие средства использует поэт для создания образности, эмоциональной напряженности? (Синтаксический параллелизм: большинство предложений стоятся по схеме "придаточное условия - главная часть"; анафора - единоначалие нескольких предложений с союза ЕСЛИ; антонимы: друг - враг, плох - хорош; синонимы: не скулил, не ныл; хмур, зол; сравнение: шел как в бой; эпитет: стоял хмельной).

Я хочу обратить ваше внимание на такие строки:

И не друг и не враг
            а так:
Если парень в горах -
            не ах:
Оступился - в крик:

Как видите, в этих строчках явно недостает некоторых слов. Анализируя предложения, мы сказали бы, что они неполные. В стихосложении же это фигура речи, которая называется эллипсис. В стихотворении Высоцкого она создает эффект мудрого лаконизма, лирической взволнованности, разговорного просторечия, делая смысл текста доступным для понимания.

5. Работа с текстом упражнения 511.

Надеюсь, мудрые советы В.С. Высоцкого пригодятся вам в жизни.

Вообще, мудрость - понятие вне времени. Что вы думаете о мудрости? Когда человек может назвать себя мудрым?.. (2-3 ответа учащихся)

Обратимся к материалу упражнения 511. Сейчас вам предстоит в парах поработать с афоризмами из книги Л.Н. Толстого "Путь жизни": вы читаете афоризм, решаете, текст ли перед вами, называете средства связи в нем. На выполнение этого задания у вас 3 минуты:

Итак, первая пара - набор 1, вторая - 2 и т.д.

А теперь запишем предложения под номером 7: первое - для синтаксического разбора, второе - для анализа входящих в него словосочетаний.

*В это время несколько человек выполняют задания на повторение фонетики, морфемики, орфографии с последующей самопроверкой по контрольной карточке.

Карточка 1

Дата ___________ Фамилия, имя _______________

Подчеркните буквы, которые обозначают два звука. Затранскрибируйте слово, в котором происходит оглушение.

Ел, ёрш, юла, ярко, поел, мою, моё, съел, объём, судья, вьюн, ёж.

Контрольная карточка 1

Ел, ёрш, юла, ярко, поел, мою, моё, съел, объём, судья, вьюн, ёж.

[i, о/ ш].

Карточка 2

Дата ___________ Фамилия, имя _______________

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая условия выбора орфограммы. Запишите словообразовательную цепочку слова БЕ_ЗВУЧНЫЙ.

И_давать непонятные звуки, во_становить текст, и_зябнуть на холоде, бе_звучный смех, ручей и_сох, ни_вергается водопад, от скуки ра_зевается, к бе_крайнему полю.

Контрольная карточка 2

Издавать непонятные звуки, восстановить текст, иззябнуть на холоде, беззвучный смех, ручей иссох, низвергается водопад, от скуки раззевается, к бескрайнему полю.

Беззвучный - звучный - звук.

Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении.

(Побудительное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

[: указ.мест.], (союзное слово что :).;

  • 1 часть - предложение побудительное, невосклицательное, односоставное, определенно-личное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
  • 2 часть - предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное).

И в уединении обдумай то, что узнал из общения с людьми.

Назовите словосочетания, которые встречаются в этом предложении:

  • обдумай то,
  • обдумай в уединении,
  • узнал из общения,
  • общения с людьми.

Какой тип связи объединяет эти словосочетания? (Управление)

Приведите примеры словосочетаний с другими видами связи (согласование: хороший друг, смелый человек и т.п.; примыкание: бежал быстро, сменил четко и т.д.)

6. Восстановление текста по заданию упражнения 512.

Мы говорили уже о том, что не всякий набор предложений мы назовем тестом. Обратимся к материалу упражнения 512. Прочитаем его: Текст ли это?.. В какой последовательности должны идти предложения, чтобы получился текст? (2, 3, 1)

С помощью чего связаны предложения в данном тексте? (1 и 2 - союз А; 2 и 3 - союз И и наречие ПОТОМУ).

Прочитайте схему (на закрытой доске). Какому предложению она соответствует (предложение № 2)?..

7. Выводы. Подведение итогов урока.

Итак, пришло время подводить итоги. Я думаю, что сегодняшний урок стал еще одной ступенькой на пути к преодолению трудностей ЕГЭ. А о том, над чем еще следует поработать, я надеюсь узнать из ваших оценочных листов. У вас есть 3 минуты, чтобы отметить положительные моменты урока и наметить план дальнейшей работы:

8. Разбор домашнего задания.

Обратите внимание на задание на дом: это текст, который поставить логическую точку в наших с вами рассуждениях о мужестве, интеллигентности, надежности, терпимости друг к другу. Вы должны выполнить несколько заданий к тексту, чтобы закрепить умение определять стиль, тип текста, основную мысль его. Есть здесь и задание №6, по которому вам предстоит составить мини-тест для соседа - количество вопросов в нем обговаривается. Желаю успеха. Спасибо за урок, работу на котором : (фамилии учеников) я оцениваю так: : (оценки).

Текст для домашней работы

(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. (А. Гербер)

1. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?

а) Не место красит человека, а человек место.

б) Мал золотник, да дорог.

в) Не все золото, что блестит.

г) Муравей невелик, а горы сворачивает.

2. К какому стилю речи относится текст?

а) к публицистическому;

б) к научному;

в) к разговорному;

г) к официально-деловому.

3. Каков тип речи текста?

а) описание с элементами рассуждения;

б) рассуждение;

в) повествование с элементами описания;

г) описание.

4. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста?

а) союз;

б) синонимы;

в) личное местоимение и лексический повтор;

г) союз и частица.

5. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста?

а) вводные слова, ряды однородных членов, антитеза;

б) метафора, антонимы, синонимы;

в) эпитеты, фразеологизм, антонимы;

г) разговорные выражения, эпитеты, гипербола.

6. Создайте мини-тест по материалам данного текста для соседа, включив задания по фонетике, лексике, морфемике, орфографии и морфологии.

Лист оценки урока

Дата _______________ Фамилия, имя ______________

№ п/п План урока Что узнал, вспомнил Что не понял, что хотел бы уточнить
1 Опорное повторение теоретического материала о стилях речи и типах текстов    
2 Проверка домашнего задания    
3 Работа с текстом упражнения 510    
4 Работа в парах с текстом упражнения 511    
5 Восстановление текста по материалам упражнения 512    
6 Разбор домашнего задания    
7 Оценка урока (содержательный, несодержательный; понравился, не понравился)