Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Обобщающее повторение по теме "Текст. Стили речи и типы текстов" при подготовке к ЕГЭ

Разделы: Преподавание русского языка


Класс: 11

Цель:

  • обобщить теоретические сведения о стилях и типах текстов в русском языке;
  • совершенствовать навыки применения алгоритма - логической последовательности действий при определении стиля и типа текста;
  • дать возможность учащимся самостоятельно работать с предложениями различного синтаксического строения;
  • содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, находить орфограммы по определенному признаку;
  • развивать умение работать выборочно;
  • воспитывать бережное отношение к слову, прививать навыки вдумчивого чтения и умения аргументировано высказывать свою точку зрения;
  • провести рефлексию познавательных действий школьников

Оборудование: учебник А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой "Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. - М.: Вербум-М, 2007", обобщающие таблицы к теме, схемы для проведения анализа предложения, карточки для индивидуальной работы, карточки для проведения рефлексии, материал для домашней работы

ПЛАН

  1. Организационный момент -  2 минуты.
  2. Опорное повторение теоретического материала - 8 минут.
  3. Проверка домашнего задания -  5 минут.
  4. Работа с текстом упражнения 510 -  10 минут.
  5. Самостоятельная работа с текстом упражнения 511 - 5 минут.
  6. Восстановление текста в упражнении 512 -  10 минут.
  7. Подведение итогов урока - 1 минута.
  8. Разбор домашнего задания -  3 минуты.
  9. Выставление оценок - 1 минута.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем работать по теме "Синтаксис и пунктуация. Стили речи и типы текстов". Систематизируя знания по этой теме, мы готовимся к качественному выполнению тестовых заданий, предлагаемых на Едином Государственном Экзамене.

Сообщение плана урока и посыл на рефлексию:

На ваших столах находится план, по которому мы будем сегодня заниматься. Это таблица, две колонки которой не заполнены. В конце урока вам предстоит определить, на каком этапе работы у вас возникли трудности и какие, чтобы ликвидировать их впоследствии.

2. Опорное повторение теоретического материала:

Для того чтобы практическая работа была продуктивной, необходимо повторить теоретический материал по теме. И сделаем мы это с помощью уже известного вам способа: перед вами - таблички с названиями стилей, систематизируйте их и расскажите, каким образом мы можем определить принадлежность текста к тому или иному стилю:

Первоначально разрозненные термины должны быть выстроены в схему:

Вспомним, что наряду со стилями речи, в русском языке есть и несколько типов текстов. Назовите основные: (Повествование, описание, рассуждение - в это время учитель крепит термины на доску). Сейчас я прочитаю определение, а вы должны решить, о каком типе текстов здесь говорится:

По мере прочтения определения тексты крепятся рядом с терминами и получается демонстрационная таблица:

повествование это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности
описание это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков
рассуждение это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли

3. Проверка домашнего задания:

Обратимся к текстам, которые вы создавали дома по заданию №3 упражнения 509. Итак, послушаем несколько созданных вами текстов. Слушающие же определяют, текст какого типа создан, и оценивают его достоинства и недостатки. (Прослушиваются 2-3 ученика и мнение об их работах).

Что же, ваши рассуждения о мужестве интересны. Наверняка, отношение к мужественности и интеллигентности у вас еще будет меняться с годами. Но, безусловно, будут люди, которые, несмотря ни на что, останутся для вас образцом мужественности. Для целого поколения 80-х годов XX столетия таким человеком был Глеб Жеглов - герой фильма "Место встречи изменить нельзя" знаменитого советского режиссера Станислава Говорухина (разговор о режиссере и киноленте у нас еще состоится на уроках МХК). Так вот. Для многих образ бескомпромиссного Жеглова отождествлен с исполнителем этой роли Владимиром Семеновичем Высоцким (юбилей которого недавно отмечала вся наша страна, и информацию о котором вы можете и сегодня видеть на наших стендах).

4. Работа с текстом упражнения 510.

Талантливый и многоплановый, Высоцкий оставил след не только в кино, театре, музыке. Обратимся к его стихотворению "Песня о друге" (упражнение 510, страница 381).

Прочитаем текст и подумаем, как связан он с нашим сегодняшним разговором о мужестве: (чтение текста одним из учащихся).

Итак, какова же основная мысль текста? (Сущность человека проявляется по-настоящему только в экстремальных условиях)

Докажите стилевую принадлежность данного текста. (Художественный стиль, так как воздействует с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей)

Какие средства использует поэт для создания образности, эмоциональной напряженности? (Синтаксический параллелизм: большинство предложений стоятся по схеме "придаточное условия - главная часть"; анафора - единоначалие нескольких предложений с союза ЕСЛИ; антонимы: друг - враг, плох - хорош; синонимы: не скулил, не ныл; хмур, зол; сравнение: шел как в бой; эпитет: стоял хмельной).

Я хочу обратить ваше внимание на такие строки:

И не друг и не враг
            а так:
Если парень в горах -
            не ах:
Оступился - в крик:

Как видите, в этих строчках явно недостает некоторых слов. Анализируя предложения, мы сказали бы, что они неполные. В стихосложении же это фигура речи, которая называется эллипсис. В стихотворении Высоцкого она создает эффект мудрого лаконизма, лирической взволнованности, разговорного просторечия, делая смысл текста доступным для понимания.

5. Работа с текстом упражнения 511.

Надеюсь, мудрые советы В.С. Высоцкого пригодятся вам в жизни.

Вообще, мудрость - понятие вне времени. Что вы думаете о мудрости? Когда человек может назвать себя мудрым?.. (2-3 ответа учащихся)

Обратимся к материалу упражнения 511. Сейчас вам предстоит в парах поработать с афоризмами из книги Л.Н. Толстого "Путь жизни": вы читаете афоризм, решаете, текст ли перед вами, называете средства связи в нем. На выполнение этого задания у вас 3 минуты:

Итак, первая пара - набор 1, вторая - 2 и т.д.

А теперь запишем предложения под номером 7: первое - для си