Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа курса "Законы русской орфографии"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Актуальность введения в школе курса "Законы русской орфографии" по выбору определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 24 часа.

Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю (с октября по апрель).

Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;
  • доступность;
  • последовательность и системность изложения материала;
  • преемственность и перспективность;
  • связь теории с практикой;
  • наглядность;
  • целостность.

Курс "Законы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  • условия, от которых зависит написание;
  • норму, действующую при данных условиях;
  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  • правильно писать сложные слова,
  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • правильно писать не с разными частями речи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Темы занятий Кол-во часов Краткое содержание Знания, умения, навыки
1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. 1 Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова. Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.
2. Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня. 1 Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные. Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов. Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.
3. Правописание о/ё после шипящих в корне слова. 1 Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё. Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов.
4. Правописание приставок на -з / -с. 1 Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с. Знать три группы приставок в зависимости от их правописания.
5. Написание ы в начале корня после приставок на согласный. 1 Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы. Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило.
6. Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных. 1 Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться.
7. Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. 1 Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю. Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова.
8. Правописание чередующихся гласных в корне слова. 1 Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн-

Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я).

Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием.
9. Разделительный Ъ. 1 Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-. Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-.
10. Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. 2 Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц. Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости.

Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы.

11. Употребление приставок пре- и при-. 1 Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их. Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).
12. Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. 1 Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.
13. Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). 1 Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).
14. Правописание суффиксов имён прилагательных. 1 Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных  -к- (-ск-). Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных.
15. Правописание суффиксов глаголов. 1 Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению.
16. Правописание суффиксов причастий. 1 Правописание суффиксов причастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. Знать суффиксы причастий и условия их употребления.
17. Написание не с именами существительными, именами прилагательными. 1 Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными. Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы.
18. Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями. 1 Вспомнить правила написания не с глаголами и деепричастиями. Развивать навыки и умения написания данных частей речи с не. Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах.
19. Написание не с причастиями. 1 Формировать навык употребления н и нн в причастиях. Уметь определять зависимые от причастия слова, полную и краткую форму причастия. Знать, как пишется не с причастиями.
20. Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. 1 Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-. Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании.
21. Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. 1 Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных. Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме.
22. Употребление прописных букв. 1 Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв. Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв.
23. Правила переноса. 1 Закрепить правила переноса слов. Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме.
Итого: 24 занятия

К данному курсу разработан сборник упражнений. Фрагмент из этого сборника можно посмотреть в приложении.

Приложение

Список используемой литературы

  1. Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
  2. Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
  3. Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
  4. Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
  5. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
  6. Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
  7. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
  8. Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
  9. Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
  10. Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
  11. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
  12. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
  13. Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
  14. Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
  15. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
  16. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
  17. Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
  18. Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
  19. Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
  20. Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.