Урок-праздник, посвященный музыкально-поэтическому творчеству русского народа в 3-м классе "Музыка моего народа"

Разделы: Музыка


Цель:

  • расширить представление детей о народной культуре;
  • познакомить учащихся с исполнителями народной музыки;
  • закрепить знания о народных традициях и обрядах.

Оформление зала:

  • название праздника «Как у нас было на Волге»;
  • выставка прикладного искусства, приготовленная классными руководителями 3-х классов, учащимися и их родителями.

Гости праздника:

  • школьный фольклорный коллектив «Лад»;
  • ансамбль народных инструментов школы искусств.

Ход урока

Учитель: - Добрый день, дорогие ребята, учителя, уважаемые гости! Я очень рада видеть всех в нашем красивом и уютном зале. И сегодня мой наряд особенный. Ребята, как называется мой костюм? (Ответ: «Русский народный».)

- Правильно, ведь наш праздник посвящён музыкально-поэтическому творчеству русского народа.

На уроках музыки, изобразительного искусства, чтения вы многое узнали о народном творчестве, о его традициях и обрядах. Я думаю, что вы с удовольствием поделитесь тем, о чём узнали, чему научились. А какой же праздник без гостей?

Я с удовольствием приглашаю на сцену ансамбль народных инструментов школы искусств, в которой занимаются ребята из нашей школы, они откроют наш праздник!

(Звучат народные наигрыши в исполнении ансамбля народных инструментов.)

Учитель: - Давайте дружно похлопаем нашим музыкантам!

Сегодня очень важно говорить о народной культуре. Ведь это наш быт, одежда, архитектура, прикладное искусство-это история нашего народа. Но лучше всех рассказывает о жизни человека – народная песня. Я хочу, чтобы мы начали своё исполнение песней, которая пришла к нам из глубины веков «Вниз по матушке по Волге».

(Исполнение песни «Вниз по матушке по Волге».)

Учитель: - Ребята, как вы думаете, что было главным в жизни простого человека, крестьянина? (Ответ: «Вырастить урожай, хлеб-главное богатство, без хлеба человеку трудно прожить».)

- Правильно. Вырастить хлеб, дожить до следующего урожая – это было главным в жизни крестьянина. В связи с этим возникают крестьянские праздники и обряды. У крестьянина был свой календарь. Назовите основные народные праздники и обряды, связанные с ними.

Ученики:

- Масленица. Обряд сжигания чучела зимы.
- Зимние святки, а обряд-колядование.
- Летние святки. Обряд «Завивание берёзки», поклонение первой зелени.

Учитель: - Когда же начинались праздники?

Ученики: - Зимой.

Учитель: - Почему?

Ученики: - Зимой нужно было готовить всё для посева. В это время молодые люди ходили по дворам с песнями, желали добра друг другу и хорошего урожая в новом году.

Учитель: - Молодцы. И так, представим себе тёплый зимний вечер, ярко светит луна и издалека доносится песня. Смотрите – это весёлые колядники! Встречайте!

В зале появляются участники фольклорного коллектива школы с песней. (Рисунок 1, Приложение 1)

 

Ку - ры ря - бы - е не пой-тя ра - но … и т.д.

Колядники:

- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
- Дома ли хозяин с хозяюшкой?

Хозяин первого дома: - Нету, нету хозяина дома, уехал в поле пшеницу сеять.

(Не хочет угощать колядников, жадный.)

Колядники его дразнят:

Тешен, потешен, хозяин от повешен
за задний желоб, за тонкий волос,
волос от сорвался, хозяин оборвался
о тын головой, о щипицу бородой.

- Ну, спасибо этому дому, поехали к другому.

(Снова поют «Куры рябые».)

Колядники:

- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
- Дома ли хозяин с хозяюшкой?
- Не дашь ножку – выбьем окошко!
- Не дашь пирога – мы корову за рога!

Хозяйка второго дома: - Проходите, гости дорогие, угощу вас пирогами, сладкими блинами. Но сначала угадайте мои загадки.

1. Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, трава)
2. Чёрненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
3. Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько, по полу скок-скок, по лавкам скок-скок и сел в уголок. (Веник)

- Молодцы! Проходите попеть с нами весёлые песни.

(Исполняют песню.)

«Жил я у пана» - шуточная. (Рисунок 2, Приложение 2)

Учитель: - Внимание, внимание! Начинаем состязание. Закрывайте, пожалуйста, ушки, выступают любители частушки!

(Выходят желающие принять участие в исполнении частушек.)

Начинают участники фольклорного коллектива:

- Мы ребята озорные с двадцать первой школы.
К вам приехали сюда – будемте знакомы.

(Подключаются и другие исполнители из зала.)

Учитель: - Молодцы. Замечательно спели частушки.

Но наиболее ярко ум и смекалка народа проявилась в пословицах и поговорках. Какие вы знаете?

Дети готовились заранее, поэтому с удовольствием отвечают:

- труд человека кормит;
- тише едешь, дальше будешь;
- с умным найти, с дураком-потерять и т.д.

Учитель: - Замечательно. Хорошо подготовились. Знаете, ребята, зима была холодная, долгая, все запасы заканчивались. Нужно было скорее посадить и вырастить новый урожай. Что для этого делали крестьяне?

Ученики: - Зазывали весну. Выходили за околицу, становились на самое высокое место и закликали весну песнями.

Учитель: - Правильно. Как называются такие песни? Вы их знаете? (На уроках музыки исполнялись календарные песни.)

Ученики: - Заклички или веснянки.

(Рисунок 3, Приложение 3)

Ай, жа во ро - на - чки… и т.д.

Учитель: - Молодцы.

В самый тёплый день семена бросали в землю, и как только появлялась первая зелень, девушки шли в лес водить хороводы, завивать берёзку. И я приглашаю всех в наш весёлый хоровод!

(Все встают в хоровод и поют песню, в исполнении принимает участие ансамбль народных инструментов.)

Учитель: - Ну вот, какой же праздник был бы без народных инструментов? Скажите, какие вы знаете? (Называют.)

- А вам хотелось бы сыграть сегодня вместе с нашими музыкантами?

(Выходят желающие, учитель раздаёт трещётки, ложки, бубен и т.д.)

- Сейчас прозвучит мелодия плясовой песни, и каждый инструмент сыграет её по-своему, немного изменяя характер, ритм. Как называется такое произведение?

Ученики: - Вариации.

Учитель: - Молодцы.

(Исполнение вариаций на тему песни «Светит месяц» вместе с ансамблем народных инструментов.)

Учитель: - Дорогие ребята, уважаемые гости, наш праздник подходит к концу, но встречи с народным искусством не заканчиваются. Ведь народной песне жить, народному искусству быть!

(Все участники встают и исполняют песню, в которой воспевается слава нашему народу «Донцы-молодцы».)

Список литературы

  1. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». «Поют дети» №10 - сост. Е.А.Краснопевцева - М., Советская Россия, 1989 г.
  2. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста – сост. П.А.Сорокин., издательство «Музыка», Москва, Неглинская, 14.
  3. Русские народные песни выпуск №4 - сост. Ю.А.Зацарский, всесоюзное издательство «Советский композитор», Москва, к-6, Садовая-Триумфальная ул.,14-12.
  4. Сказки, пословицы, загадки. Из «Книги для чтения» и «Азбуки» Л.Н.Толстого.- М., Дет. лит., 1989 г.