Урок литературы в 8-м классе "Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"

Разделы: Литература


Цель урока

  • выяснить суть взаимоотношений Пугачёва и Гринёва;
  • показать противоречивость и обречённость характера Пугачёва;
  • развивать речь учащихся

Словарная работа - благодарность, противоречивость: милосердие и жестокость, беспощадность, обречённость, отсутствие смирения, великодушие, нравственный выбор.

Оборудование - иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", художественный фильм Александра Прошкина "Русский бунт", мультимедийная установка.

Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смутного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
А.С. Пушкин "Пир во время чумы"

Ход урока

1. Как вы думаете, к какому герою повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" можно отнести прозвучавшие слова?

Именно о противоречивой фигуре Пугачёва мы с вами сегодня и будем говорить.

Цель  урока - выявить основные черты образа Пугачёва в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", выяснить, что лежало в основе диалога Пугачёва и Гринёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв - человек чести?

Как соотносятся слова эпиграфа с изображением вождя народного восстания? (Есть люди, которые рассматривают жизнь как завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не жил. Это натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно сильные. Конечно, такие личности довольно редки, но они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль и истории. Именно таким человеком и был Емельян Пугачёв.)

Каким вы представляете его себе? - Рассмотрение гравюры и иллюстрации. В чём разница?

2. "Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти" - советовал Л.Андреев в начале ХХ века. Но это хорошо знал А.С.Пушкин еще в ХIХ веке, поэтому его обращение к истории ХVШ века не случайно. Может быть, и нам, чтобы идти в "завтра", надо оглянуться назад, к Пушкину, к тому, что открыли ему исследования о Пугачеве и что выразил он в "Капитанской дочке".

3. Четыре встречи Гринёва с Пугачёвым мы наблюдаем на протяжении всей повести. И каждая из этих встреч даёт читателю какое-то новое представление о главных героях, раскрывает глубинное содержание каждого из них. Итак, первая встреча. "Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?" - такова была тема домашнего сочинения-миниатюры. (Зачитываются некоторые работы).

Как мы видим, Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику - брат, обращение, в котором отсутствует какая-то ни была социальная иерархия. Савельич совершенно по-хамски тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему - позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв - с точки зрения христианской морали, милосердия, благодарности. Ведь все мы под Богом ходим, это милосердие не корысти ради, а ради Бога. И поэтому отношения пушкинских героев развиваются в дальнейшем исключительно в этой плоскости.

Тетради собрать для проверки.

4. Вторая встреча Гринёва и Пугачёва. Проявление каких черт Пугачёва мы наблюдаем в главе "Приступ"? ( Жестокость - "Унять старую ведьму!", беспощадность - "Вешать его!", милосердие, благодарность - за тулуп или за БРАТА? - сохранил жизнь Гринёву).

Проанализировать сцену откровенного разговора Гринёва и Пугачёва (глава 8 "Незваный гость")- Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв. А может быть, Пугачёв и в самом деле чудом воскресший царь Пётр III? ( Не умеет читать, образ мужицкого царя, в которого способны поверить только простые, малообразованные люди.)

Великодушие - "Казнить - так казнить, миловать - так миловать!", пожаловал Гринёву лошадь и тулуп. (Долг платежом красен).

5. В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?

- когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники - "люди, обречённые виселице, поют о виселице"

- когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения)

- когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его.

6. Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его. ("Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. "Емеля, Емеля! - думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь:" Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни:")

Почему в Гринёве просыпаются такие чувства?

7. Найдите в тексте повести сцену казни Пугачёва и предложение о его последнем взгляде. От чьего имени оно написано? Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент? - происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие.

Просмотр эпизода фильма Александра Прошкина "Русский бунт" - казнь Пугачёва.

- Какие новые черты мы видим в Пугачёве?

- Как можете прокомментировать? (Пугачёв кается в содеянном, наивно рассчитывая на прощение. Удар по лицу графом Паниным - "лежачего не бьют" - отсутствие христианского милосердия, не прощение. Отсюда вытекает справедливость сказанного Пугачёвым: "Я воронёнок, ворон-то ещё летает:". Т. е. порочный круг "око за око, зуб за зуб" не разорвётся, будут снова вспыхивать восстания, жестокие, кровопролитные. "Не приведи Бог видеть русский бунт, жестокий и беспощадный".)

 8. М. Цветаева, поэтесса XX столетия, в своём очерке "Мой Пушкин" так оценивала взаимоотношения Пугачёва и Гринёва:

"От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой, : такого любить - никакая благодарность не заставит. А чара - и не то заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимое, девушку. Чара: скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в магической внешности Пугачёва: Чара - в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара - в его опасной ласковости. Чара - в его напускной важности:

В "Капитанской дочке" Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел".

- Как М.Цветаева определяла суть отношений между Пугачёвым и Гринёвым?

- Согласны ли вы, что Пушкин в лице Гринёва так не вышел из-под магического влияния Пугачёва, внутренне соглашаясь с ним во всех его поступках?

(Вспомним, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово? Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андреевича или самого автора? Нравственный выбор Гринёва вполне ясен: "Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину".)

9. Подведение итога урока.

- Так что же за личность перед нами такая - Пугачёв?

- Можно ли назвать Пугачёва человеком чести?

- Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва? (Милосердие. Гринёв самим фактом своего общения с Пугачёвым как бы постоянно приглашает его покаяться. Эта назойливо открытая возможность мучительна для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее умиротворение. "Слушай, - продолжал я, видя его доброе расположение. - Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу... Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души." Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей... И Пугачёв понимает, что есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не "кровопийца" только!.. Суровая душа Пугачева была тронута.)

10. Вывод. Слово учителя.

"Капитанская дочка" оказалась своеобразным "завещанием" Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. В нашем материальном мире, в решении проблем экономических и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше.

11. Домашнее задание. Составить сложный план к сочинению по теме "Образ Пугачёва в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Приложение. Презентация к уроку Диалог Пугачёва и Гринёва в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка.