Урок контроля, оценки и коррекции знаний по теме "Культура Древней Греции", 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель урока: Развитие познавательного интереса у учащихся.

Задачи:

  • осуществление контроля и оценки знаний учащихся по теме "Культура Древней Греции";
  • развитие пространственных отношений (решение исторической задачи с использованием ленты времени);
  • развитие памяти, воображения, умения говорить логично, доказательно;
  • умение творчески применять полученные знания (сравнение Парфенона и древнеегипетской пирамиды);
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Методы обучения:

  • репродуктивный;
  • иллюстративный;
  • частично-поисковый (эвристический).

Оборудование:

Эпиграф урока: "Жизнь коротка, а искусство вечно" Из древних.

Ход урока

Обобщение полученных ранее знаний.

- Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Культура Древней Греции)

Сегодняшний урок - заключительный по этой теме, и мы проверим, насколько хорошо вы усвоили этот материал.

Мы с вами знаем, что не всё сохранила для нас история древнего мира: разрушены архитектурные памятники, забыты имена:

Обратите внимание! На доске выписано мудрое изречение, автор его неизвестен, его имя затерялось в веках. Но мы сегодня попытаемся доказать правоту его слов: "Жизнь коротка, а искусство вечно".

А) Начнем с небольшой разминки .

Представьте, что мы встретили двух путешествующих греков, послушаем их разговор:

ЗАДАНИЕ: Определите, жителями каких городов они являются.

(учащиеся разыгрывают сценку)

Как-то встретившись случайно на дороге, разговорились два путешествующих грека:

- Приветствую тебя! Откуда и куда держишь ты свой путь?

- Я люблю путешествовать, многое я видел, а сейчас возвращаюсь в свой родной город. Часто вспоминал я городские площади, украшенные храмами и другими постройками, повсюду много мраморных и бронзовых статуй:

- Да, я чувствую, что твой город очень красив. У меня же в родном городе нет ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. А к чужеземцам относятся очень неприветливо.

- Да? В отличие от вас наш город многолюден, на улицах можно встретить ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания. Все обмениваются новостями, занимаются делами.

- А в моем родном городе вдоль улиц тянутся одинаковые одноэтажные дома, нет театра. Всюду маршируют военные отряда, слышны отрывистые слова команды:

(Афины и Спарта)

Б) Исторический аукцион.

Продолжим наше путешествие. А для этого вспомним: что такое архитектура?

(искусство строить и украшать здания).

Я приглашаю вас на аукцион. Вам предстоит вспомнить об одном архитектурном памятнике и об одном шедевре скульптуры.

(на экране - изображение Акрополя)

- Какая часть Афин изображена на экране? (Акрополь)

- Как называется главный храм Акрополя? (Парфенон)

- Кто из вас знает больше об этом архитектурном сооружении, тот и победит в нашем аукционе.

(Предположительные ответы уч-ся: Парфенон - главный храм Акрополя, посвященный богине Афине - Деве (по греч.- Парфенос). Построен из белого мрамора с золотистым оттенком. Портики окружали храм с 4-х сторон. Колонны - дорического типа. Древние архитекторы поняли, что для того, чтобы колонны казались идеально прямыми, необходимы утолщения в средней части. Так как любой предмет в пустом пространстве кажется тоньше, чем в действительности, угловые колонны храма ставили ближе к соседним или делали их толще остальных.

На западном фронтоне Парфенона изображен спор между Посейдоном и Афиной из-за этой земли. На остальных фронтонах - все связанное с рождением Афины.

Позднее Парфенон был переделан в христианскую церковь, а затем- в мечеть, и просуществовал до 1687 года. В этот год Венеция вела войну с турками, которые превратили Акрополь в крепость, а Парфенон - в склад пороха. Однажды венецианское ядро пробило крышу и взорвало склад.

Через 100 лет разрушение храма завершил английский любитель древностей лорд Эльджин, который вывез многие произведения искусства Греции в Лондон).

В) Сравнение (на экране - Парфенон и пирамида Хеопса).

- Сравните два памятника архитектуры: Парфенон и древнеегипетскую пирамиду.

- Вспомните, что значит сравнить. (найти сходства и различия)

(уч-ся устно выполняют задание)

Г) Продолжение аукциона (на экране - статуя Афины - Девы).

- Перед вами статуя Афины Парфенос. Что вы знаете об этом памятнике скульптуры?

(Предположительные ответы уч-ся: В одном из залов Парфенона стоит 12-метровая статуя работы Фидия. Изготовлена она из слоновой кости и золота, на деревянном каркасе. У нее на груди - голова Горгоны - Медузы из слоновой кости. В правой руке она держит свою постоянную спутницу - богиню Нике ("Победа"), а в левой - копье и щит, на котором была изображена битва с амазонками. Фидий изобразил на щите и себя - лысого старика с поднятым камнем, стоящего рядом с Периклом.

1 раз в 4 года афинские девушки у жертвенника передавали жрицам сотканное новое покрывало для статуи Афины).

Обобщение. Греческие статуи - воплощение идеального представления о человеке. Статуи украшали общественные здания, улицы, храмы, площади - это отличало их от египетских статуй, спрятанных в пирамидах, гробницах и вовсе не призванных прославлять человека.

Д) Загадки.

- Кто из вас любит отгадывать загадки?

Сегодняшние загадки не простые! Среди принятых за обедом развлечений у греков была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из этих загадок - вопросов. Попытайтесь их разгадать.

- Я - черное дитя сверкающего огня, птица без крыльев; я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым)

- Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, потому что у меня нет глаз. (Зеркало)

- Не говори ничего и ты выразишь мое имя; но, если ты назовешь меня, говоря мое имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание)

Е) Конкурс Мюнхгаузена.

Уже не впервый раз мы получаем письмо от Барона Мюнхгаузена. Как всегда ваша задача - найти ошибки в рассказе Барона.

"Здравствуйте, ребята! Пишу вам после очередного путешествия на моей замечательной машине времени. На этот раз я был в Древней Греции и стал свидетелем интереснейшего события - Олимпийских игр, о чем и хочу вам рассказать.

Кстати, вы знаете, почему игры называются Олимпийскими? Это очень просто! Проходят они у подножия горы Олимп (В Олимпии, в Южной Греции), отсюда и название.

Приезжают на игры эллины из всех уголков Балканской Греции, со всех островов Эгейского моря, из греческих городов Малой Азии, даже из самых отдаленных колоний.

Участвовать в играх могут не только богатые греки, но и бедные, незнатные эллины, а также мужчины - рабы (допускались только свободные греки).

К играм готовились заранее, за 2-3 месяца, а за неделю до начала (за 10 месяцев, за месяц приезжали в Олимпию) участники прибывали к Олимпу(в Олимпию), где продолжали тренироваться.

Особенно любят принимать участие в играх земледельцы (Принимали участие только богатые, т.к. у бедных на это не было времени, они работали), чтобы продемонстрировать свою силу.

На стадионе - отдельные места для мужчин и женщин - вместе им сидеть не разрешалось (Женщины на игры не допускались).

Когда я попал в Грецию, как раз наступила зима - время олимпийских игр (Игры проводились летом).

Зрители встречали атлетов аплодисментами и громкими криками.

В игры входило 4 вида состязаний (5): бег, прыжки в высоту (в длину), метание копья и диска.

В последний день игр награждали победителей. Победителю Олимпийских игр ставят статуи, ему предоставляют почетные места в театре, до конца жизни его кормят за общественный счет.

Увлекательнее зрелища я не видел! Клянусь своей треуголкой!"

- какие ошибки допустил Барон Мюнхгаузен в своем рассказе?

Ж) Решение исторической задачи.

- Когда состоялись первые олимпийские игры? (776 г. до н.э.)

- Когда была построена пирамида Хеопса? (2600 г. до н.э.)

Задание: Какое событие было раньше и насколько?

З) Исторический кроссворд.

- О каких направлениях культуры мы ещё не говорили сегодня? (О театре, литературе).

Сейчас вы получите задания-кроссворды, куда включены термины и понятия, имена деятелей культуры, названия литературных произведений.

И) Заключение.

Мы вспомнили на уроке основные вопросы развития древнегреческой культуры.

- Как вы думаете, в чем заключается значение культуры Древней Греции?

(Предположительные ответы уч-ся: Культура Древней Греции оказала огромное влияние на дальнейшее развитие культуры во всем мире, ее значение мы чувствуем до сих пор).

Давно уже нет людей, создававших замечательные архитектурные постройки, шедевры скульптуры, литературные произведения, а мы до сих пор восхищаемся ими. А значит слова, прозвучавшие в начале нашего урока "Жизнь коротка, а искусство вечно" - верны.