Обобщающий урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Разделы: Химия


ЦЕЛИ.

  • Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять знания на практике.
  • Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать индивидуально, в парах, коллективно.

ОБОРУДОВАНИЕ.

  • периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева,
  • портрет Д. И. Менделеева.

Урок проводится в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора и компьютеров.

Знания и умения, необходимые учащимся во время урока.

Знать: формулировку периодического закона, структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, значение периодического закона, строение атома и распределение электронов в атомах химических элементов.

Уметь: разъяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы, определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов; давать общую характеристику химического элемента по положению в периодической системе и строению атома; сравнивать металлические и неметаллические свойства элементов одного периода и одной группы.

ДЕВИЗ УРОКА: "Чтобы стать настоящим химиком, надо знать, уметь, думать!"

ЭПИГРАФ УРОКА: (стихи Степана Щипачёва)

":Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".

ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии, который пройдёт в форме игры по теме: "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева".

Презентация.

Слайд 1

(учащиеся записывают тему в тетрадях).

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по замечательной стране, название которой : зашифровано, и вы узнаете его, когда выполните "Стартовое задание".

(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).

Слайд 2

"Стартовое задание"

ВАРИАНТ 1

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

Электронные схемы Группы
1 2 3 4 5 6 7
2е 4е Щ Ж Э Х А Б У
2е 8е 2е В И К М Н О П
2е 1е М С Ы Ф Ю А Я
2е 8е 5е Р Б Т В И Е Г
2е 8е 1е Ч Д Ж И К З М
2е 8е 7е Л О В Н У П Е
2е 8е 3е Р Т С Х Ц Ч Ф
2е 3е Щ Ы К Э М Н К
2е 8е 6е О Я А В С И О
2е 5е Ю П Р М Й В Х

Ответ: "Химический"

Слайд 3

ВАРИАНТ 2

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, число протонов и нейтронов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

Число протонов и нейтронов Группы
1 2 3 4 5 6 7
13р 14n А Г Э Г О С Б
12р 12n В Л Щ К И П Н
15р 16n Б О П Е Е К У
19р 20n М Ц У А Д Ы Э
17р18n Й З Ф Л З Л Е
6р 6n К М Я Н Ю Ю Я
8р 8n П С Т Д Ч Т В

Ответ: "Элемент"

Слайд 3

Название страны: "Химический элементарий".

Станциями нашего путешествия будут:

  1. Теоретическая "Менделеевская викторина".
  2. Объясняй-ка "Мои соседи".
  3. Узнавай-ка "Расскажи мне обо мне".
  4. Отдыхай-ка.
  5. Практическая "Составь код".
  6. Исследовательская "Зажги огонёк".

УЧИТЕЛЬ: Ребята, какова цель нашего путешествия? (ответы учащихся).

Слайд 4

Цель: проходя через станции, мы должны расширить и проверить знания о химических элементах периодической системы, периодическом законе и строении атома. На станциях вы будете получать жетоны или баллы за активную работу, и отмечать результаты своей работы на листах контроля.

Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

": Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".

УЧИТЕЛЬ: Ребята, в стране "Химический элементарий" много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. Жители "Химического элементария" хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о её создателе?

Первая остановка на станции теоретической.

Слайд 5

1. Станция теоретическая. "Менделеевская викторина"

УЧИТЕЛЬ: Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ - жетон.

Думаю, вы, ребята, замечали, что
"Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок,
Как чудо Природы,
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок".

Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?

УЧЕНИК: Гением можно назвать Д. И. Менделеева.

УЧИТЕЛЬ: Какой закон открыл Д.И.Менделеев?

УЧЕНИК: Периодический закон был открыт в 1869 году.

УЧИТЕЛЬ: А почему Менделеев назвал открытый им закон законом периодичности. Не могли бы вы его прочесть?

УЧЕНИК: Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомных масс (весов).

УЧИТЕЛЬ: Мне, известно, что формулировка закона, претерпела изменения на основе теории строения атома. Кто вспомнит современную формулировку?

УЧЕНИК: Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядер атомов этих элементов.

УЧИТЕЛЬ: В виде чего предложил Д. И. Менделеев графическое изображение периодического закона?

УЧЕНИК: Графическое изображение периодического закона Менделеев предложил в виде Периодической системы химических элементов.

УЧИТЕЛЬ: Что вы можете сказать о структуре Периодической системы химических элементов?

УЧЕНИК: Периодическая система представлена горизонтальными рядами (их семь) - периодами (большими и малыми) и вертикальными столбцами (их восемь) - группами, состоящими из главных и побочных подгрупп.

УЧИТЕЛЬ: Меняются ли свойства элементов в периодах и группах? Объясните, как они меняются?

УЧЕНИК: В периодах с увеличением относительных атомных масс (слева направо) наблюдается ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. Группы состоят из двух подгрупп. В главных подгруппах (сверху вниз) с увеличением относительных атомных масс усиливаются металлические свойства элементов и ослабевают неметаллические.

УЧИТЕЛЬ: В чём физический смысл порядкового номера элемента?

УЧЕНИК: Порядковый номер элемента показывает: заряд ядра атома, количество электронов, вращающихся вокруг ядра, число протонов в ядре.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы успешно справились с заданием, посчитайте количество жетонов и поставьте соответствующее количество баллов в листах контроля. Мы продолжаем путешествие. Ребята, сколько всего элементов в периодической системе? Да, их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в чёткую размеренную жизнь страны. Придётся помогать: объяснять их свойства и возможности. Следующая станция "Узнавай-ка".

Слайд 6

2. Станция узнавай -ка. "Расскажи мне обо мне"

Учащиеся работают письменно, характеризуют элементы по плану.

Дать характеристику элементу с порядковым номером 11 - 1 вариант, 16 - 2 вариант

План характеристики элемента, по положению его в ПС.

Химический символ и название элемента.

Положение элемента в ПС:

а) порядковый номер

б) относительная атомная масса

в) номер периода (малый, большой)

г) номер группы, подгруппа (главная и побочная)

3. Строение атома химического элемента:

а) заряд ядра атома, число протонов и нейтронов

б) общее число электронов

в) число энергетических уровней

г) число электронов на внешнем электронном слое

д) схема строения электронной оболочки атома

4. Свойства атомов элемента:

а) металлические

б) неметаллические

Слайд 7

3. Проверяй-ка

  • 10-11 верных ответов - "5" баллов
  • 7-9 верных ответов - "4" балла
  • 6 верных ответов - "3" балла

УЧИТЕЛЬ: Многие жители "Химического элементария" плохо знают своих соседей и просят нас рассказать о них.

4. "Мои соседи"

Учащиеся работают у доски.

1-й ученик

Расположить элементы в порядке возрастания металлических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

а) Ве; О; В; С;

б) Ва; Ве; Са; Мg

2-й ученик

Расположить элементы в порядке возрастания неметаллических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

а) Аl ; Nа; Р; С ;

б) Рв; Si; С; Sn

Слайд 8

5. Станция "Отдыхай-ка". Физкультминутка

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.

Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.

Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет:хром.

Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.

Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".

Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.

Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.

Слайд 9

6. Станция практическая. "Составь код"

Учащиеся выбирают дорожки: зелёная - задание на компьютере (программированная работа по перфокартам).

(Учащиеся получают оценки и выставляют их в лист контроля.)

Красная - учащиеся выполняют тестовую работу на листочках.

Тестирование

Чему равно общее число электронов в атоме кремния.

А. 3

Б. 4

В. 14

Г. 28

2. Сколько нейтронов в атоме брома?

А. 35

Б. 44

В. 45

Г. 80

3. Чему равно массовое число атома меди?

А. 4

Б. 29

В. 63

Г. 64

4. Сколько энергетических уровней в атоме серы?

А. 3

Б. 6

В.16

Г. 32

5. Сколько протонов в атоме хлора?

А. 17

Б. 35

В. 35,5

Г. 52

6. Сколько электронов вращается вокруг ядра в атоме фтора?

А. 2

Б. 7

В. 9

Г. 19

7. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне бора.

А. 2

Б. 3

В. 5

Г. 11

8. Сколько электронов максимально может находиться на третьем энергетическом уровне?

А. 2

Б. 8

В. 18

Г. 32

Слайд 10

Тестирование

Верные ответы

1-В 2-В 3-Г 4-А 5-А 6-В 7-Б 8-В

  • 8 ответов - "5"
  • 7 ответов - "4"
  • 6 ответов - "3"

(Учащиеся считают количество верных ответов и выставляют баллы в лист контроля.)

УЧИТЕЛЬ: Спасибо, ребята, вы замечательно работали. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны. Но жители "Химического элементария", видно, не хотят отпускать вас, ребята: так вы порадовали их своими знаниями. Нам приготовлено последнее испытание, выполнив которое, вы "зажжёте огонёк" в честь нашего путешествия в страну "Химический элементарий".

Слайд 11

7. Станция исследовательская. "Зажги огонёк"

(Учащиеся выполняют программирование задание, за каждый правильный ответ получают жетон, выставляют баллы в лист контроля.)

УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие в страну "Химический элементарий". Нам осталось подвести итоги.

Учащиеся обмениваются листами контроля, подсчитывают баллы и выставляют оценки.

Слайд 12

Итоги путешествия

  • 15-16 баллов - "5" - зелёный вагончик
  • 12-14 балла - "4" - желтый вагончик
  • 8-11 баллов - "3" - красный вагончик

Слайд 13

Домашнее задание творческое:

  • сочинить загадки о химических элементах;
  • найти интересные сообщения о значении химических элементов

Слайд 14

Благодарю вас за урок!

Приложение 2. Карточки.

Приложение 3.

Приложение 4.