Порядок выполнения действий, 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок повторения и закрепления материала.

Цели урока.

Образовательные:

  • повторить и закрепить правила, определяющие порядок выполнения действий первой и второй ступени, схему и программу выполнения действий;
  • распределительный закон умножения.

Развивающие:

  • развитие умений записывать выражения по программе вычислений, выполнять действия по схеме.
  • развитие самостоятельности мышления: выражать своё мнение, выделять главное, делать выводы.
  • развитие личностного саморазвития учащихся.
  • развитие умений и навыков вычислительного характера.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, усидчивости, внимания и трудолюбия.
  • формирование самостоятельности и активности, гуманных отношений на уроке.

Оборудование:

МКТ, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Структура урока.

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Актуализация знаний. (12 мин.)
  3. Использование знаний в стандартной ситуации. (10 мин.)
  4. Математический диктант. (5 мин.)
  5. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (12 мин.)
  6. Постановка домашнего задания. (1 мин.)
  7. Подведение итогов. (3 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверяется готовность класса, учащихся к уроку. Учитель отмечает отсутствующих и объявляет цели урока.

2. Актуализация знаний.

Учитель проверяет домашнее задание учащихся. Одного из учеников приглашает к доске для решения № 646 из домашнего задания.

Предполагаемая запись ученика на доске:

Решение:

(1215 + 1387) – 64 • 29 = 746.

  1. Сложить числа 1215 и 1387.
  2. Перемножить числа 64 и 29.
  3. Вычесть из результата команды 1 результат команды 2.

Остальные учащиеся в это время выполняют устные упражнения. (На экране появляются задания с помощью МКТ).

  1. Вместо квадратиков подставьте такие числа, кроме 1, чтобы равенства оказались верными.
а) __• х • 7 = 42х 6
б) __ • 4 • ? в = 60в 3; 5
  1. Вычислите:
а) 63 • 49 + 49 • 137 9800
б) 348 • 25 – 148 • 25 5000

Учитель предлагает прокомментировать решения.

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Выполним умножение чисел 63 и 49.
  2. Умножим число 49 на 137.
  3. Результат команды 1 сложим с результатом команды 2.

Учитель. Все ли согласны с решением?

Ученик. Я не согласен с ней. Можно решить этот пример удобным способом. Для этого применим распределительный закон умножения относительно сложения. Находим сумму чисел 63 и 137, в результате которой, получим круглое число 200 и умножим это число на 49.Получим ответ: 9800.

Учитель. Правильно.

Аналогично решается задание б).

Учитель дает несколько минут времени для повторения опорных знаний. Учащиеся работают в парах. Затем учитель вызывает к доске двух учеников.

Ученик 1. Какие действия относятся к действиям первой ступени?

Ученик 2. Сложение и вычитание чисел называют действиями первой ступени.

Ученик 1. Какие действия относятся к действиям второй ступени?

Ученик 2. Умножение и деление чисел называют действиями второй ступени.

Ученик 1. В каком порядке выполняют действия , если выражение содержит действия первой и второй ступени и в нем нет скобок?

Ученик 2. Если выражение содержит действия первой и второй ступени, и в нём нет скобок, то сначала выполняют действия второй ступени, а затем – действия первой ступени.

Ученик 1. В каком порядке выполняют действия в выражениях без скобок, если в него входят действия одной и той же ступени?

Ученик 2. Если в выражении нет скобок, и оно содержит действия только одной ступени, то их выполняют слева направо.

Ученик 1. В каком порядке выполняют действия в выражениях, где содержатся скобки?

Ученик 2. Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках (учитывая при этом правила 1 и 2 ).

Учитель вызывает к доске другую пару.

Как задать программу вычислений выражения: (814 + 36 • 27) : ( 101 – 2052 : 38)?

Запишем следующие команды:

  1. Перемножим числа 36 и 27.
  2. Сложим 814 с результатом команды 1.
  3. Разделим 2052 на 38.
  4. Вычитаем из 101 результат команды 3.
  5. Разделим результат команды 2 на результат команды 4.

Учитель предлагает рецензировать ответы учащихся, а затем дает задание одному из учеников для составления схемы вычисления и нахождения значения выражения.

Предполагаемая запись ученика на доске:

Учитель. Какие выводы можно сделать из ответов учащихся?

Ученик. Каждое выражение задает программу своего вычисления и эту программу можно изобразить в виде схемы.

3. Использование знаний в стандартной ситуации.

Учитель предлагает сначала задания для устного решения по цепочке №№ 634 (в, г), 635, 637, 638 (б, г), а затем дает задание всему классу решить письменно №№ 632(а), 631.

№ 631.

По заданной схеме запишите выражение и выполните действия.

№ 632 (а).

Составьте схему вычисления и найдите значение выражения.

а) 86 • 12 : 8 + 1414 : 14 = 230.

Одновременно у доски двое учащихся выполняют №№ 629, 630.

Физкультминутка. (Учащиеся с помощью специальных упражнений снимают усталость, набирают силы для дальнейшей работы).

Математический диктант.

Запишите числовое выражение и найдите его значение:

  1. Разность семидесяти и двадцати девяти, увеличенная на одиннадцать.
  2. Частное шестидесяти и пяти, увеличенное вдвое.
  3. Из пятидесяти вычесть сумму двадцати четырех и девяти.
  4. Какое действие выполняется последним при нахождении значения выражения 79 – 27 + 13 – 9 + 11?
  5. Какое действие выполняется первым при нахождении значения выражения 85 + (42 – 18) – 15?

Верно ли высказывание:

  1. Сложение и вычитание называют действиями второй ступени.
  2. В выражении (78 + 94) – 137 скобки можно не писать, так как при этом порядок действий не изменится.
  3. В выражении (175 – 100) : 25 скобки можно не писать, так как при этом порядок действий не изменится.

IV. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Вариант 1.

Найдите значение выражения, применяя распределительный закон умножения:

а) 143 • 24 + 24 • 157 7200
б) 36 • 248 – 148 • 36 3600

Решите уравнение:

а) 37у = 444;
б) 300 – 6к = 48;
в) (с – 8) • 12 = 132;
г) 30в – 2в = 532.

Запишите программу вычислений выражения (6944 : 32 – 183) • (79 + 47), составьте схему вычисления и найдите его значение.

Вариант 2.

Найдите значение выражения, применяя распределительный закон умножения:

а) 746 • 58 – 58 • 546 11600
б) 43 • 27 + 35 • 27 – 58 • 27 540

Решите уравнение:

а) у : 17 = 34;
б) 7с + с – 12 = 28;
в) 243 – (к + 83) = 112;
г) 232: в + 21 = 50.

Запишите программу вычислений выражения (1833: 47 + 467)• 57 - 47• 307, составьте схему вычисления и найдите его значение.

Вариант 3

Найдите значение выражения, применяя распределительный закон умножения:

а) 367 • 287 + 287 • 133 143500
б) 56 • 49 + 227 • 49 – 283 • 49; 0

Решите уравнение:

а) 416 : к + 24 = 50;
б) 42у – 28у + 180 = 600.

Угадайте корень уравнения у + у – 35 = у + 20.

Запишите программу вычислений выражения 378 • 305 – 8208 : (44 • 506 – 22188), составьте схему вычисления и найдите его значение.

Учитель с помощью МКТ высвечивает на экране ответы каждого задания. Учащиеся карандашом исправляют свои ошибки и ставят себе оценку.

V. Постановка домашнего задания.

Учитель. Повторить п.15, решить №№ 644, 647 ( в, г, е ), 649.

Составить кроссворд по теме: “Умножение и деление натуральных чисел” (это задание выполняют только желающие).

Подведение итогов.

Учитель предлагает учащимся оценить ответы тех учеников, которые были самыми активными на уроке. Затем вместе с учащимися подводит итог урока.