Урок русского языка во 2-м классе "Главные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формировать первоначальное представление о распространённых и нераспространённых предложениях;
  • развивающая: повторить пройденный материал, расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление,познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся ,формировать навык самоконтроля;
  • воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью,овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию  на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.

Оборудование: паровозик,картина, словарные слова, разрезные карточки, картинки с животными, тучка, солнышко. У учащихся: сигнальные карточки, тучка, солнышко, разрезные карточки, клей.

Ход урока.

1. Организационный момент. Вступление - объявление темы урока.

( Дети входят под музыку в класс и встают на свои места)
- У нас сегодня необычный урок. Вы вошли в класс под музыку П.И. Чайковского, прозвучал отрывок из его произведения "Времена года".Эта музыка должна была создать вам приятный настрой, хорошее настроение.
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А теперь давайте послушаем сами себя,какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат тучка и солнышко.Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее тучками. (прикрепляю на доске магнитами).
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить
- А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока и понять каких целее должны добиться.
(Озвучивание темы урока и целей:" Главные члены предложения". Будем закреплять полученные знания о главных членах предложения, восстанавливать деформированные предложения, развивать память, речь, мышление и познавательный интерес.)

2. Чистописание ( под музыку"Голубой вагон").

- Итак, отправляемся в путь! Солнышко нам светит ярко, указывает дорогу по которой мы отправимся на нашем весёлом паровозике до первой станции "ЧИСТОПИСАНИЕ".
- Тему чистописания определим сами, если верно сложим все непроверяемые и проверяемые буквы в данных словах:
собака, эскимос, пенёк, нить.
- Это слово ОСЕНЬ- оно будет ключевым на нашем уроке, все задания будут напоминать нам об этом прекрасном времени года.
- Скажите,что вы заметили? На какие правила эти слова.
- Называем слово, правило, проверочное слово.( собака-слов.слово,эскимос- парн.согл.- эскимосы, пенёк-безуд.гласн.-пень,нить-мягкий знак)
- Приступим к написанию. Осень- года очень красивое время года, постарайтесь сейчас и вы в своих тетрадях написать быстро,но красиво это слово 4 раза.
- Вспомните месяца осени. Со словом сентябрь составьте предложение (Сентябрь осень начинает).

Вспомним правила написания при письме:

1 уч. Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
2 уч. Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
3 уч. Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Выполняется зарядка для пальчиков ( "Ветер сильно вдруг подул…").

3. Словарная работа ( под муз.приехали в" осенний лес", экол. доска).

- Посмотрите, сколько в осеннем лесу зверей,которые хотели бы продолжить путь вместе с нами.
- Давайте назовём их: медведь,лисица,заяц,собака,ворона,воробей.
- Какие это слова?(словарные).
- Сейчас сядем на свои места и запишем их в свои тетради, обозначив ударения в словах.
- Эти слова помещены на доске.( на зелёной доске магнитами)
- А теперь проверим написание.
- Кто допустил одну ошибку? 2? 3?
- Почти все справились с заданием,можем посадить животных в вагончик.
- Едем дальше, станция "Зарядкино."

4. Физкультминутка.

Мы в Рощино, мы в Чащино
Собрались в дальний путь.
Мы ехали, мы ехали,
Пора и отдохнуть.
Ветер тихо клён качает.
Вправо, влево наклоняет.
Раз, наклон, два, наклон,
Зашумел листвою клён.

5. Основная часть урока.

- Приехали в "Рощино".
- Посмотрите на Буратино, к кому он направляется?(к Мальвине).Он ей несет в своей книге интересную картину осени на которой написал четверостишье. Идём с ним –вверх-вниз-вверх-вниз.
- Ой, беда! Книга упала и всё из неё высыпалось, растерялось в беспорядке. Нужно срочно помочь Буратино. Постараемся верно сложить всё четверостишье, чтобы у нас получилась одна строфа и картина к ней.
- Прежде чем приступить к работе, мы должны вспомнить, что такое предложение?

( Предложение- это группа слов, которая выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится .?! знак)

- Приступим к работе. Подсказка: каждое предложение имеет свой цвет.

Осень наступила, высохли цветы.
И глядят уныло поле и кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях.

-Что такое озимь? ( озимый посев, посев зерновых культур осенью, перед зимой, его всходы)
- Молодцы! Справились, посмотрите какая красивая картина получилась. Что за время года? (осень)

Формирование видения смысловых связей слов в предложении.

- Давайте разберём по главным членам последнее предложение.
- Перед вами не простая задача. Нужно верно назвать слово, обозначающее предмет речи, т.е. –подлежащее; слова связанные с предметом речи,т.е.- сказуемое.
- Прочитайте хором написанное предложение на бумажной ленте.( Только зеленеет озимь на полях).
- Разорвите его на слова и прочитай те в другом порядке.(Только на полях зеленеет озимь).
- Найдите предмет речи, о чём говорится в предложении? (озимь)
- Приклейте его в тетрадь и подчеркните 1 чертой.
- Задаём вопрос от подлежащего( озимь что делает?- зеленеет)- это сказуемое, приклейте в тетрадь и подчерните 2 чертами.
- Сколько здесь выражено мыслей(1)
- Простое это предложение или сложное?( простое)
- Значит сколько стволов будет у нашего дерева? (1).
- Изобразите ствол, заключив на его листы главные слова.
- Только зеленеет озимь на полях. Распространённое это предложение или нет? Докажите почему? (у нас остались слова: только и на полях) - А кто вспомнит как называются эти члены предложения?

6. Аутотренинг.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко…
ПАУЗА
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Подтянуться, улыбнуться! Всем открыть глаза и красиво сесть!

7. Закрепление.

Комментированное письмо с самостоятельным разбором предложений .

А)
1 уч .Осень наступила, высохли цветы.
2 уч. И глядят уныло голые кусты.

Проверка с последующим самоконтролем :
- Кто допустил 1 ошибку? 2?3?

Б) Работа по карточкам в парах.
- Нам осенний лес преподнёс новое задание: на кленовых листиках нужно прочитать строчки  каждому свою, а затем сложить листики так, чтобы получилось одно красивое четверостишье.

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной.

- Кто допустил ошибки? Запишите 1 предложение и проверьте его друг у друга.

В) Зарядка для глаз( профилактика близорукости)

1. И.П. – стоя, руки вперёд. Круговые движения руками в одном и в другом направлении.- 10 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения рук в левую сторону, а затем в правую.
2. И.П. -  стоя , смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 3-4 раза.
3.И.П. – сидя , крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить несколько раз.
4.И.П. – сидя, моргать быстро в течение 10 сек.Упражнение улучшает кровообращение.
5. И.П. – сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. снять  пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Г) Коллективная работа у доски .

- А сейчас пора возвращаться нам из осеннего леса домой, но дорогу всю ветром поломало, на быстренько нужно снова её правильно построить. Соберём все части и сможем прочитать и проговорить запись.

Нашли мы ежика в лесу

И принесли домой.

Пускай по кухне бегает

Колючий и смешной.

Д)

- Теперь проговорим все вместе. Идём за мной ( по классу), запоминаем, проговаривая слова.

Е)

- Попробуйте рассказать своему товарищу и записать.
- Проверяем.
- Молодцы! Справились с заданием, едем домой. Но для прежде, чем сядем в наш весёлый паровозик – запишем домашнее задание :
А) для … повторить словарные слова и выполнить упражнение из пособия Узоровой Нефёдовой на с. 14 № 15
Б) для… по пособию Узоровой Нефёдовой с.16 № 20 ( списать и правильно подчеркнуть главные члены предложения)
В) для… творческое задание  по пособию Узоровой Нефёдовой с. 16 № 21 ( составить и записать по опорным словам небольшой рассказ про осень).

8. Подведение итогов

- Вот и закончилось наше веселое путешествие.
- Чем сегодня занимались на уроке, что особенно понравилось?
- Вы все справились с трудностями. Поднимите руки кому было легко?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

 

- Молодцы, спасибо, всем. Урок закончен.