Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель урока: Объяснить, какие согласные считаются непроизносимыми, показать способ проверки непроизносимых согласных; развивать навык правильно подбирать проверочные слова; повторить ранее изученные орфограммы; учить строить грамотные и полные упражнения; воспитывать трудолюбие, отзывчивость, аккуратность.

Оборудование: Учебник русского языка (автор А.В Полякова); тетрадь на печатной основе по русскому языку, сигнализаторы, веры с парными согласными, магнитофонная запись, компьютер, опорные таблицы, предметные картинки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

б/п  в/ф н

- Установите закономерность и продолжите строку. (парные согласные)

- Какая буква среди написанных по какому-то признаку «лишняя»? (Н) Почему? (не парная согласная)

- Тогда почему я её написала? Как она относится к парным согласным? (при проверке парных согласных после согласной должна стоять гласная или буква Н).

- Среди оставшихся пар какая пара тоже отличается от других по какому-то признаку? (Ж/Ш) Почему? (звуки этих согласных обозначают всегда твёрдые звуки).

- Так как же проверяется парный согласный на конце или в середине слова?

III. Орфографическая минутка.

Один ученик работает у доски с  комментированием, остальные работают в тетрадях.

Есть одна игра для вас,
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором дружно добавляйте.

А) Она нас всех встречает,
Серёжки надевает.
А платьице в полоску.
Ты узнаёшь … (берёзку).

Б) Быть должны всегда в порядке
Твои школьные … (тетрадки).

В) Хлоп – и конфета стреляет, как пушка!
Каждому ясно: это … (хлопушка).

Г) Сладкие крошки
На короткой ножке.
Кто проходит близко,
Кланяется низко.(ягодка).

- Что общего у всех этих слов? (одинаковые части слова: корень, суффикс, окончание)
- Какое слово «лишнее» по какому-то признаку? (ягодка – в нём два слога)
- Какие слова на эту же орфограмму вы услышали в текстах загадок? (назвать слова, показать веерами, какую согласную надо писать в этих словах

Индивидуальное задание:

Вставить пропущенные буквы в словах:

Гла…кая обло…ка
Лё…кая вя…ка
Бли…кие заморо…ки
Кре…кая дру…ба
Ро…кая бере…ка

Разобрать слова по составу и вставить пропущенные буквы:

Избу…ка
Зам…ро…ки
Закла…ка
Электр…во…
К…рму…ка

3, 4, 5 ученики работают по индивидуальным карточкам.

- Какие же правила русской орфографии учат нас писать корень слова правильно? (безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, …)

На экране презентация слайд №1
Постепенно в схеме появляются названия орфограмм по мере того, как ученики их называют. При этом третье окошко не заполнено пока.

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним «золотым» правилом русской орфографии, позволяющим грамотно писать корень слова.

V. Работа по теме.

1) Составьте из данных слов предложение:
(слова написаны на карточках для того, чтобы было удобно их переставлять на новые места)

Приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье

- Запишите это предложение.
- К какому жанру устного народного творчества относится это   предложение? (пословица)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (делай добро другим).
- Назовите в этой пословице однокоренные слова.
- Объясните знакомые орфограммы.
- В каком слове согласный звук не произносится, но буква. Обозначающая этот согласный звук пишется? (счастлив).
- Как вы думаете, как называется эта новая орфограмма, с которой мы будем работать на сегодняшнем уроке? (непроизносимая согласная).
- Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (счастье).
- Кто же сможет сформулировать правило проверки непроизносимых согласных в корне слова?

2) Чтение правила на странице 115 учебника. 

На экране презентация слайд №2
Четверостишье о способе проверки непроизносимых согласных

3) Выполнение упражнения №226 на странице 115 учебника.

- В каких же сочетаниях вам встретились непроизносимые согласные в словах?

На экране презентация слайд №3.
Опорная схема с сочетаниями букв, в которых пишутся непроизносимые согласные.

Эти сочетания – это орфограмма, где пишутся непроизносимые согласные.
- А какое интересное сочетание вы заметили в схеме? (СН)
- Это «хитрое» сочетание. Встречаются такие слова, когда не надо писать между буквами С и Н согласную Т. И опять на помощь нам придут проверочные слова. О таких словах мы будем говорить позже, будем учиться проверять их и правильно писать.

4) - А теперь внимание на экран. Перед вами задание по вариантам:
(дифференцированное задание)

На экране презентация слайд №4.
На экране слова с пропущенными непроизносимыми согласными.

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Можешь ты проверить сам
Своё внимание к словам.

1 вариант записывает слова с сочетаниями – сТн -,
2 вариант – слова с сочетаниями – зДн – и приписывают проверочные слова, орфограммы подчёркиваем.
3 группа учеников составляют рассказ на тему: «Ёлка наряжается, праздник приближается», используя опорные слова с непроизносимыми согласными:

ПРАЗ…НИК, СЧАС…ЛИВЫЕ, РАДОС…НЫЕ, ЗДРА…СТВУЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, СЕР…ЦЕ, ЧУДЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ЧУВСТВО.

Затем самопроверка:  Раз, два, три, четыре

Начинается игра.
Вы теперь не просто дети.
Вы теперь – учителя.

На экране презентация слайд №5.

На экране презентация слайд №6.

Дети доказывают, почему они написали такую согласную. Ученики из третьей группы читают получившиеся рассказы по данной теме.

На экране презентация слайд №7.

- Посмотрите на экран, прочтите слова, в которых в сочетании – СН не надо писать букву Т, так как её нет в проверочных словах. Проверим эти слова. Об этих словах мы ещё будем говорить на следующих уроках русского языка.

5) - Отгадайте загадку:

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене,
Найдётся сразу дело мне.
(лестница)

- Есть ли непроизносимая согласная в этом слове?
- Подберите проверочное слово.
- Это слово словарное, эту букву в слове нужно запомнить, её проверить нельзя. Также, как и в слове чувство нужно запомнить согласную букву В. (записать слова в словарики).
- А какие лестницы вы знаете? (каменные, деревянные, верёвочные, железные)
- Составьте предложение с этим словом.
- А теперь письмо по памяти (четверостишье о лестнице).

На экране презентация слайд №8.

- О какой же лестнице здесь идёт речь? (лестница – эскалатор(картинка)).

Запись и взаимопроверка.

IV. Закрепление урока.

- С какой же орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?
(с непроизносимой согласной)
- Как же проверить непроизносимую согласную?
- В каких сочетаниях пишется непроизносимая согласная?
- А в каких не пишется?
- Какие словарные слова вы запомнили?
- Назовите «золотые правила русской орфографии»?
- Почему их назвали «золотыми»?

- Игра «Забей мяч в ворота».

Нарисованы ворота с буквами Д и Т, на мячиках написаны слова с пропущенными буквами. Распределить слова по нужным воротам с названием проверочных слов.

ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ

- Какие мячики не попали ни в какие ворота? Почему?
(интересный, прекрасный, опасный, так как в них нет непроизносимой согласной)

IIV. Итог урока.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

VIII. Домашнее задание.

Стр.117., упр. 230 (правило, словарные слова повторить).