Интегрированный урок русского языка и чтения в 3-м классе "Определение имени прилагательного. Н.Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей"

Разделы: Начальная школа


Тема: Определение имени прилагательного.

Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (Отрывки из глав: « Как Незнайка был художником», «Как Незнайка сочинял стихи»).

Цели:

  1. Познакомить с определением имени прилагательного как самостоятельной частью речи, обозначающей признак предмета; отвечающей на вопросы: какой? какая? какое? какие?; согласующейся с именем существительным в роде и числе. Формировать умение определять род и число имени прилагательного по признакам имени существительного; учить распознавать постоянные и непостоянные признаки существительного и прилагательного; познакомить с ролью имен прилагательных в речи;
  2. Развивать познавательную активность учащихся через творческую деятельность; развивать понятийный аппарат, речь; каллиграфический навык письма;
  3. Воспитывать коллективизм, взаимоуважение, аккуратность, побуждать и мотивировать интерес к чтению.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Подготовительная работа: ознакомление на уроках внеклассного чтения с отрывками повести Н.Н.Носова, подготовка презентации, наглядных пособий, ТСО.

Оборудование:

  1. Наглядные пособия (схемы, таблицы, иллюстрации, «Карта Цветочного города», коротышки – Незнайка, Тюбик, Гунька);
  2. ТСО (магнитофон-аудиозапись); презентация урока;
  3. Учебник русского языка (3 класс) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 1997, 2006, с изменениями; карточки для чтения и индивидуальной работы, карточки для самопроверки и самооценки;
  4. Книги: Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (Роман-трилогия).

Ход урока:

I. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!
Сегодня в зимний, солнечный денек
К кому пришла я на урок?
Вы ребята не скучайте,
Дружно хором отвечайте,
Класс свой громко называйте (3 а, б, в…)
А меня зовут …
Как у вас здесь хорошо:
Уютно, чисто и светло!
Все ребята подровнялись
Нарядные и красивые мне попались!
А теперь всем можно сесть,
Но прошу детей учесть,
На уроке не скучать
Смело руки поднимать,
Получать лишь только (5!)

II. Каллиграфическая минутка

На урок я к вам спешила,
Коротышек прихватила.
Посмотрите каковы.
Вы знакомы, быть должны.
Этого зовут (Незнайка)

- А почему его так назвали?

- А это что за человечек держит краски, кисти? (Тюбик)

- Это – Гунька, друг Незнайки.

- А каких других малышей- коротышек вы знаете? Назовите. (Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Молчун, Ворчун, Знайка)

- А за что их называют коротышками?

- Все они хотели к нам на урок попасть, да слишком много их в Цветочном городе живет. Лучше мы отправимся в Цветочный город:

1-ая группа – на Ландышевую улицу
2-ая группа – на Розовую улицу
3-я группа – на Солнечную улицу

(На каждый ряд выставляются пустые коробки для сбора предметов, являющихся поощрениями за правильные ответы. В итоге к концу урока должны получиться букеты ландышей, роз и букет солнышек.)

  Н  Н  Н  

 - Чтобы коротышки приняли нас хорошо, гостеприимно мы должны отгадать, что обозначают эти три заглавные буквы:

- Здесь зашифровано Ф. И.О. автора, который придумал сказочных человечков.

- Молодцы! Роман-сказку написал Н.Н. Носов. Это трилогия: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». (Выставка книг)

- Сели правильно, красиво,
Спинки подровняли,
Локоточки подобрали.
- Надо прописать безотрывно ННН.

- Пропишите в тетради до конца строки, но сначала повторите: «Пишем правильно и красиво».

- Молодцы, в тетрадях порядок, аккуратные буквы, красивые.

III. Введение в раздел.

 

- Посмотрите, дети, как Незнайка нарядно одет. Что он надел? А это что?

- Галстук, шляпу, брюки, рубашку.

- Незнайка улыбается, значит у него хорошее что? (Настроение).

- Запишите эти 4 слова с экрана с комментированием. (Комментированное письмо).

- Что объединяет эти слова? Почему они записаны в первой группе? ( Имена существительные).

- Что обозначает имя существительное? (Предмет).

- Скажите, галстук, какой? (Зелёный, красивый, нарядный и т.д.)

- Молодцы, много признаков назвали. Запишем один из признаков, названных вами.

(Рассуждение: галстук – (какой?), шляпа (какая?), настроение (какое?), брюки (какие?).

Запись учителем на доске:

сущ.
галстук (какой?) зелёный

сущ.
шляпа (какая?) голубая

сущ.
настроение (какое?) весёлое

сущ.
брюки (какие?) жёлтые

Комментирование детьми.

- Сначала у нас были одни существительные, обозначающие предметы. (Читают эти существительные). А затем мы подбирали к ним какие слова? (Отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие?)

IV. Сообщение целей урока.

- Сегодня мы будем говорить о словах, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

- Узнаем, как называется эта часть речи.

- Будем наблюдать за этой частью речи и за её признаками.

- Узнаем, какие это признаки – постоянные или непостоянные!

Вот как много нам надо узнать.
Это вам не 2+5!
Вы работать все готовы? (Да)
Все ль сегодня вы здоровы? (Да)

V. Работа с определением (1 абзац). Постановка проблемы:

СЧР ПП

- Надо узнать, что обозначают эти буквы.

- Откроем стр. 209. Прочтите первый абзац текста в рамке внимательно, в этом абзаце есть ответ на наш вопрос.

- СЧР - самостоятельная часть речи.

- ПП - признак предмета (описание)

- Что значит признак? (Какой это предмет по форме, по цвету, по размеру и т.д.)

- О какой части речи нам говорят эти буквы, прочтите название части речи и сообщите тему нашего урока.

VI. Определение темы урока. Имя прилагательное.

VII. Наблюдение над признаками имен прилагательных, их ролью в речи.

1. Постановка проблемы. Упр. 308 стр.209.

308. Прочитай. Что означает название части речи - «прилагательное»? (Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление»).

2. Решение проблемы.

- К словам какой части речи «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные?

VIII. Продолжение наблюдений (2, 3 абзац).

1. Связь имени прилагательного с именем существительным. Работа в группах.

- Мы не зря, по-моему, оказались в Цветочном городе. Как называется этот цветок?(Ландыш.)

- А этот цветок?( Роза.)

- А это что такое?(Солнце.)

- К какой части речи относятся перечисленные вами слова?

- А здесь спрятались имена прилагательные (обратная сторона доски). Откроем их и прочитаем.

Дети читают группу слов на карточках: красивый, красивая, красивое, красивые, пахучее, жаркий, веселые, умные.

Ваша задача выбрать нужные прилагательные к именам существительным.

Работа в группах:

1-ая группа получает карточку:
Ландыш (какой?)…

2-ая группа получает карточку:
Роза (какая?) …

3-я группа получает карточку:
Солнце (какое?)…

(Звучит спокойная музыка во время работы детей в группах).

- Выберите по одному человеку из группы, который будет защищать решение команды.

(Дети, выходящие к доске, называют имена прилагательные).

Ландыш (какой?)…красивый
Роза (какая?) …красивая
Солнце (какое?)…красивое

- Что происходит с именами прилагательными? (Изменяются окончания).

- Почему? (Существительные разного рода.)

- Определим род имен существительных.

- А в каком числе находятся имена существительные? (В единственном).

- Почему? (Обозначают один предмет).

- Что еще вы заметили? (Имена прилагательные употреблены в том же роде и числе, что и имена существительные).

- Определим, какое слово в каждом словосочетании главное, а какое зависимое.

- От какого слова задаем вопрос? (Ландыш).

- Это главное слово. От него задаем вопрос к зависимому слову.

- Главное слово обозначаем крестиком, к зависимому ведем стрелочку. ( Поставим стрелочки от имен существительных к именам прилагательным).Молодцы!

- Почему не взяли остальные прилагательные? (Солнце не может быть пахучее, ландыш – жарким; умелые, весёлые, красивые – признаки нескольких предметов).

- Молодцы! Вы не только нарядные, красивые, но и умные!

Запись:

- Существительное дети во множественном числе, значит и прилагательное умные во множественном числе.

- Можно ли определить род этих имен прилагательных? (Нет).

- Проверим наши предположения, прочитав вторую часть вывода в учебнике.

Вывод: Они изменяются по родам и числам и связаны с именами существительными.

Юный лес, теплая погода, доброе сердце, родные лица.

- Что значит: «Имена прилагательные связаны с именами существительными». (Они согласуются в роде и числе).

- Правильно. Вид связи называется согласование.

- В чем согласуются существительные и прилагательные?

- В роде и числе.

- Можно ли определить род имени прилагательного во множественном числе? (Нет.)

- Что значит, «изменяются по родам и числам»?

- Признаки рода и числа прилагательного постоянные или непостоянные? (Непостоянные).

- Род имени существительного постоянный признак? (Да).

2. Наблюдение за изменением имен прилагательных.

- Прочтите вопрос после вывода в учебнике:

Как ты думаешь, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?
Без предмета нет признака.

Физминутка. (Приложение 2)
(Японская песня – игра: «Научи нас!». Дети повторяют движения за учителем).

IX. Первичное закрепление знаний и умений

1. Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.

- Однажды Незнайка решил стать поэтом. Послушайте, какие стихи он сочинил.(Учитель читает отрывок из главы «Как Незнайка сочинял стихи»)

После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. (Вот что он сочинил)

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопышка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

- Какое мнение сложилось у вас о Незнайке, как поэте? Почему? (Горе-поэт).

- Выпишите из стихов Незнайки имена сущ.+прил. (по образцу) и укажите род, число имен прилагательных. (Работу выполняют ученики самостоятельно на карточках, а один на обратной стороне доски).

2. Определение рода и числа прилагательных.

- Ребята, слышите, Незнайка с Гунькой о чем-то спорят.

- Прочтите название главы.

- Прочтите отрывок из главы самостоятельно, подготовьтесь читать громко и выразительно!

«Как Незнайка был художником».
После того как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником.

Незнайка говорит: Садись, Гунька, сейчас я тебя рисовать буду.
Гунька обрадовался, сел поскорее на стул, и Незнайка принялся его рисовать. Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза.

- А художником удалось Незнайке стать, как вы считаете? Почему? (Учитель показывает портрет).

- Прочитайте последнее предложение.

- Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза.

3. Самостоятельная работа. Самоконтроль.

  • Найти в этом предложении словосочетания сущ.+ прил. Над существительными поставить крестик - это главное слово и задать вопрос к имени прилагательному – это зависимое слово.
  • Над именем прилагательным написать, в форме какого рода и числа оно употреблено.

- Как будем определять? (По признакам имени существительного).

4. Творческая работа.

- Попробуем себя в роли писателей или поэтов. Напишите мини- сочинение или стишок по следующему плану:

  1. Моего друга зовут... (Мою подругу зовут…)
  2. Характер.
  3. Внешность.

- Придумайте к нему заголовок. В тексте надо использовать имена прилагательные. Описать, какой характер, какие глаза, какие волосы, какое настроение часто бывает у друга (у подруги). Но, описывая своего друга, мы должны помнить, что мы – не « горе - художники и поэты», как Незнайка. (Звучит спокойная музыка во время творческой работы детей).

5. Чтение наиболее удавшихся работ.

- Молодцы!

X. Итог.

- Вам понравилось в Цветочном городе? Теперь посмотрим, какие вы внимательные. Продолжите предложения.

ИП – это…(СЧР)
ИП обозначают…(ПП)
ИП отвечают на вопросы…(какой? какая? какое? какие?)
ИП изменяются по…и…(родам и числам)
ИП согласуются с именами…(существительными)

- Вы оказывается не только нарядные, красивые, но и находчивые, внимательные, дружные, умелые.

- Какие части речи я называю?

- Имена прилагательные. (Хором).

XI. Самооценка.

- Нарисуйте на кружочках личико у коротышки с улыбкой, если вы считаете, что хорошо работали на уроке и помогали учителю и одноклассникам или с гримасой, если все наоборот. (Кружки учитель раздает заранее).

- Покажем друг другу, какое личико у коротышки.

- От улыбок ещё светлее стало!

- Перед вами карта Цветочного города. Давайте украсим ее цветами и солнышками из наших букетов. (Дети закрепляют свои значки на соответствующих улицах).

XII. Домашнее задание.

Дома правило учите!
Упражненьем закрепите! (стр.227 упр. 1, правило стр.209.)
Вам спасибо за урок!
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подровняйтесь, со мною попрощайтесь.
Сказки Носова читайте
Коротышкам привет передавайте!

(Звучит веселая музыка).

Используемая литература:

  1. Н.Н. Носов: «Приключение Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»;
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя.-М.: Баласс, 2007.
  3. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык», 3 класс.-М.: Баласс, 2006 г.