Проект "Путешествие в Африку"

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях не очень благоприятного климата и сильных перегрузок в учебном году дети воспринимают лето как один единый праздник. Задача родителей и педагогов организовать летний отдых с максимальной пользой для ребят. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы. Она включает в себя четыре последовательных этапа: выбор темы проекта, планирование проектной деятельности, проживание темы проекта и рефлексию. Проект «Путешествие в Африку» осуществлялся летом этого года в старшей группе детей, работающей по «Программе воспитания и обучения».

1-й этап: выбор темы проекта

Тема проекта была предложена детьми, после того, как один мальчик из нашей группы отправился с семьей в Египет, в работе был использован опыт детских садов города Сургута.

Схема реализации проекта.

Тематика блока: “Ознакомление с окружающим миром”.

  1. Название проекта: “Путешествие в Африку”.
  2. Вид проекта: исследовательско-творческий, групповой.
  3. Участники проекта: дети старшей группы «А» детского сада «Улыбка».
  4. Возраст детей: 4-5 лет.
  5. Взаимодействие педагогов и родителей.
  6. Продукт детской деятельности: проект “Путешествие в Африку”, выпуск газеты.

Предварительная работа:

  • Ознакомление с художественной литературой по теме “Африка”
  • Просмотр мультфильмов “Король Лев”, “Катерок”, “Крошка Енот”, “Доктор Айболит” и документальных фильмов о природе и животных африканского континента.
  • Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Африка”
  • Выставка африканских игрушек-животных.
  • Дидактические настольные игры: “Кто, где живет?”, “Где, что растет?”, “Обитатели жарких стран”
  • Рисование животных, обитающих в Африке.
  • Прослушивание музыкальных произведений народов Африки и знакомство с детскими песенками про Африку.
  • Заполнение таблицы:
Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
В Африке очень жарко. Там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы. Там не бывает зимы. Кожа у людей там черного цвета. Во что играют африканские дети?
Какие еще животные живут в Африке?
Какие растения, кроме пальм, там растут?
Какие страны есть в Африке?
Доктор Айболит и в самом деле был в Африке, или это выдумка?

2-йэтап – планирование проектной деятельности.

Сроки реализации проекта: 1 неделя.

Задачи развития детей в проектной деятельности: учить детей ориентироваться на карте, глобусе, прокладывать по карте маршрут путешествия, закреплять знания о разных видах транспорта и его использовании в разных климатических условиях, дать представления о культуре африканских народов, флоре и фауне африканского континента.

План проектной деятельности

День недели Первая половина дня Вторая половина дня
Понедельник Рассматривание глобуса и карты, определение местоположения Африканского континента, прокладывание маршрута, выбор транспортного средства, подготовка к путешествию: обучение приемам складывания багажа. Изготовление корзины воздушного шара, составление списка необходимых вещей, рисование «Фотография перед отлетом», назначение ответственных за ведение календаря и дневника «путешествия»
Вторник Изготовление воздушного шара, сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Африку», работа с календарем: отсчет дней «путешествия» от начала проекта, зарисовка в календаре всех важных событий После дневного сна дети входят в группу с измененной средой: исчезли все обычные игрушки, вокруг только африканские животные, пальмы, лианы. Просмотр документального фильма об Африке, изготовление коллажа «Африка».
Среда В группе появляются «охотники» с ружьями, сетями, капканами для «охоты» на могучих слонов, красавиц антилоп, зубастых крокодилов, безобидных черепах. Задача детей – спасти животных Африки. Пишем письмо родителям. Рисуем «фотографии» на фоне африканских пейзажей и животных. Запечатываем в настоящие конверты, идем на экскурсию на почту, отправляем письма. Стираем свою одежду: носочки, маечки. Пришиваем пуговицы, приводим в порядок группу и «стоянку»
Четверг Появление местных жителей: негра, арабов, берберов. Общение с жителями, чтение африканских сказок (по-русски), обучение детей африканским подвижным играм, обучение детей «африканскому танцу» и игре на шумовых музыкальных инструментах. Рассказ и показ местными жителями о своих условиях проживания, обычаях. «Африканский» полдник. Поиск «клада», который оставили местные жители. Изготовление подарков для родителей. Решение проблемных ситуаций: «Как сварить еду без огня и кастрюли?» , «Из чего построить укрытие от солнца и дождя?», «Что делать, если ночь застала в джунглях?»
Пятница Переправа через Нил (спортивные соревнования), добывание бананов, постройка жилья, «водные конкурсы». Сюжетно-ролевая игра «Возвращение домой» Праздник встречи с родителями. Обучение родителей африканским народным играм, вручение подарков, выставка работ, чтение писем, обмен впечатлениями, чаепитие.

3-й этап – проживание темы проекта

В проживании темы проекта можно выделить два вида событий. Одни задают смысл совместной деятельности и создают эмоционально-насыщенные представления детей о тех или иных культурных традициях, областях знаний. Другие – создают необходимые условия для обобщения детского опыта, его осознания и рефлексии. Сначала создаются условия для погружения детей в тему. Каждый ребенок должен увидеть разнообразные эмоционально-привлекательные возможности собственного участия в общем для всех деле. Затем дошкольник овладевает знаниями и способами их применения в деятельности, вместе со взрослыми пробует применять полученные знания и умения в разнообразных ситуациях. После чего создаются условия для того, чтобы ребенок стал реальным субъектом освоенной им деятельности. Активные помощники и участники проектной деятельности – родители. Именно они помогают создать в группе необходимую развивающую среду по теме проекта: приносят из дома имеющиеся у них предметы, книги, альбомы, помогают в изготовлении костюмов, декораций, пособий. Без участия родителей у нас просто физически не хватало бы времени на создание такой яркой и динамичной развивающей среды.

4-й этап – рефлексия по теме проекта

Продуктом детской деятельности явилась газета, где дети рассказали о том, что они узнали в процессе путешествия: В Африке нефть есть, на сандаловом дереве сандалии не растут, есть джунгли и большая пустыня Сахара, а еще река Нил и озеро Виктория, очень трудно добывать воду из-под земли: мешками с дырками, жуки в пустыне живут в норках, а еще в Африке живут горбатые коровы, дома строят на сваях, выдалбливают в земле на несколько «этажей» вглубь, женщины носят вещи на голове, арабы завязываются в платки, а негры почти не носят одежды, крокодилы едят мясо, рыбу, а иногда и людей, судя по названиям местности, доктор Айболит был в Африке. Воспитателям проект позволил:

  • вовлечь в процесс воспитания и обучения родителей. Они являлись активными участниками тематических мероприятий, проектной деятельности детей, участвовали в создании развивающей среды в группе;
  • предоставить каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них различных компетенций.