Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 3-м классе "Понятие об окончании и его роли в речи"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Вид урока: знакомство с новым материалом.

Тип урока: урок-экскурсия.

 Х О Д У Р О К А

1. Организационный момент

2. Словарная работа

На доске слово:

Родина

– Ребята, как по-другому называется наша Родина?

Россия

– Следующее слово спрятано в ребусе:

(столица)

– Государство, в котором мы живем – Россия.

– А что такое государство?

– Назовите столицу России.

-Запишите себе в словарь следующие слова:

Родина, Россия, столица, Москва.

-Сколько слогов в каждом слове, переносов?

3. Наблюдение над особенностями окончания как изменяемой части

– Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие по Москве.

(на доске рисунки с изображением Москвы)

– Прочитайте текст №1 (у каждого на парте), вставляя пропущенные слова.

– Можно назвать это текстом? Почему? Что такое текст?

– Запишите получившийся текст себе в тетрадь

“ … – столица нашей Родины. Часто приезжают в…… друзья из разных стран. Вечером улицы и площади …заливает море огней”.

Выпишите столбиком слово “Москва” так, как оно звучит в предложениях.

Москва

Москву

Москвы

– Выделить изменяющуюся часть в рамочку

На доске плакат: “Изменяемая часть слова называется окончанием”.

  1. Распознавание форм одного и того же слова

На парте текст №2.

– Найдите в тексте существительное, которое называет один и тот же предмет.

В Москве много мостов. По мостам мчатся машины. Идут по мосту пешеходы.

– Выпишите их в столбик.

мостов

мостам

мосту

– Выделите ту часть слова, которая не изменяется.

– Как она называется.

– Что такое корень?

– Укажите ту часть слова, которая изменяется.

– Как она называется?

– Назовите начальную форму этого слова (мост).

– В слове “мост” – нулевое окончание

5. Игра (физкультминутка)

– Я называю существительное. Когда вы услышите существительное с нулевым окончанием, хлопните в ладоши.

– Девочки, конь, слоны, верблюд, окна, птицы, салют, пенал, двери, ученик.

  1. Наблюдение над ролью окончания как средства выражения связи слов в предложении
  2. – Прочитайте то, что написано на доске.

    Люди любуются московскими мосты.

    – Что вам здесь не нравится и почему?

    Связаны ли эти слова друг с другом по смыслу?

    – Какое из этих слов по смыслу связано, а по форме нет?

    – Что нужно сделать со словами “мосты”, чтобы оно и по форме было связано с другими словами? – Измените окончание.

    – Что у нас получилось?

    – Что такое предложение?

    – Запишите предложение, выделите окончание. Как вы думаете, для чего служит окончание в слове “мостами”?

    На доске: Окончание служит для связи слов в предложении.

  3. Синтаксический разбор
  4. Люди любуются московскими мостами.

    – Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Укажите части речи.

  5. Упражнения в распознавании форм одного и того же слова

(По времени используются один или все три текста. Тексты на слух или на парте. По желанию учителя.)

  1.  

-Вы прослушаете текст о музеях.

В Москве более 60 музеев – исторических, научных, военных, художественных, литературных. Самый посещаемый музей – Государственная Третьяковская галерея. В этом музее хранятся картины выдающихся художников.

– Выписываем однокоренные слова.

музеев

музей

музее

– Какое окончание в слове “музей”?