Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок русского языка в 3-м классе "Понятие об окончании и его роли в речи"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Вид урока: знакомство с новым материалом.

Тип урока: урок-экскурсия.

 Х О Д У Р О К А

1. Организационный момент

2. Словарная работа

На доске слово:

Родина

– Ребята, как по-другому называется наша Родина?

Россия

– Следующее слово спрятано в ребусе:

(столица)

– Государство, в котором мы живем – Россия.

– А что такое государство?

– Назовите столицу России.

-Запишите себе в словарь следующие слова:

Родина, Россия, столица, Москва.

-Сколько слогов в каждом слове, переносов?

3. Наблюдение над особенностями окончания как изменяемой части

– Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие по Москве.

(на доске рисунки с изображением Москвы)

– Прочитайте текст №1 (у каждого на парте), вставляя пропущенные слова.

– Можно назвать это текстом? Почему? Что такое текст?

– Запишите получившийся текст себе в тетрадь

“ … – столица нашей Родины. Часто приезжают в…… друзья из разных стран. Вечером улицы и площади …заливает море огней”.

Выпишите столбиком слово “Москва” так, как оно звучит в предложениях.

Москва

Москву

Москвы

– Выделить изменяющуюся часть в рамочку

На доске плакат: “Изменяемая часть слова называется окончанием”.

  1. Распознавание форм одного и того же слова

На парте текст №2.

– Найдите в тексте существительное, которое называет один и тот же предмет.

В Москве много мостов. По мостам мчатся машины. Идут по мосту пешеходы.

– Выпишите их в столбик.

мостов

мостам

мосту

– Выделите ту часть слова, которая не изменяется.

– Как она называется.

– Что такое корень?

– Укажите ту часть слова, которая изменяется.

– Как она называется?

– Назовите начальную форму этого слова (мост).

– В слове “мост” – нулевое окончание

5. Игра (физкультминутка)

– Я называю существительное. Когда вы услышите существительное с нулевым окончанием, хлопните в ладоши.

– Девочки, конь, слоны, верблюд, окна, птицы, салют, пенал, двери, ученик.

  1. Наблюдение над ролью окончания как средства выражения связи слов в предложении
  2. – Прочитайте то, что написано на доске.

    Люди любуются московскими мосты.

    – Что вам здесь не нравится и почему?

    Связаны ли эти слова друг с другом по смыслу?

    – Какое из этих слов по смыслу связано, а по форме нет?

    – Что нужно сделать со словами “мосты”, чтобы оно и по форме было связано с другими словами? – Измените окончание.

    – Что у нас получилось?

    – Что такое предложение?

    – Запишите предложение, выделите окончание. Как вы думаете, для чего служит окончание в слове “мостами”?

    На доске: Окончание служит для связи слов в предложении.

  3. Синтаксический разбор
  4. Люди любуются московскими мостами.

    – Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Укажите части речи.

  5. Упражнения в распознавании форм одного и того же слова

(По времени используются один или все три текста. Тексты на слух или на парте. По желанию учителя.)

  1.  

-Вы прослушаете текст о музеях.

В Москве более 60 музеев – исторических, научных, военных, художественных, литературных. Самый посещаемый музей – Государственная Третьяковская галерея. В этом музее хранятся картины выдающихся художников.

– Выписываем однокоренные слова.

музеев

музей

музее

– Какое окончание в слове “музей”? Выделите в оставшихся словах изменяющуюся часть слова.

– Как она называется?

2.

– А сейчас отгадайте загадку:

“Ты беседуй чаще с ней – будешь вчетверо умней”.

(книга)

– В следующем тексте речь пойдет о…

В Москве тысячи библиотек. Множество книг занимают полки библиотек. Здесь вы всегда отыщете нужную книгу. Кто-то возьмет книги, необходимые ему для работы, а кому-то она нужна для приятного и полезного отдыха.

Ученик у доски выписывает слова

книг

книгу

книги

– Выделите ту часть слова, которая изменяется.

– Как она называется?

– Что такое окончание?

– Какое окончание в слове “книг”?

– В Москве много учреждений, где люди могут отдохнуть, получить эстетическое удовольствие, расширить свой кругозор.

– Давайте вспомним, где мы с вами были? (дельфинарий, цирк, театр им. Сац ...).

3.

– Слушаем дальше рассказ о Москве и ее театрах.

Москва славится своими театрами. Многие люди стремятся попасть в Большой, Малый театры, Современник.

Выпишем однокоренные слова.

театрами

театры

театру

– Выделите окончание.

– Что такое окончание?

– Для чего служит окончание?

9. Итог урока

– Чему вы учились сегодня на уроке?

– Какая часть слова называется окончанием? (Чтение хором с доски первого определения).

– Для чего служит окончание? (Чтение хором второго определения).

– Есть ли окончание существительных конь, стол? Как оно называется?

– Что еще понравилось на уроке?

– Что нового узнали?

– Ребята, кто знает, как называют людей, которые любят свою Родину, интересуются ее историей? (патриоты).

– Сегодня я умышленно не ставила вам оценки по ходу урока. Я очень довольна вашей работой, поэтому каждый из вас сейчас получит в руки оценку вашего труда. Пока я раздаю ваши оценки, вы прочтите про себя то, что написано на обратной стороне.

Чтение хором

На конце любого слова

Окончанье ищем снова.

Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Окончанье мы найдем,
Его в рамочку возьмем.

– Я очень довольна вашей работой на уроке, поэтому домашнего задания сегодня не будет.