Работа с детьми старшего дошкольного возраста по обучению элементам синхронного плавания

Разделы: Работа с дошкольниками


Синхронное плавание – это сочетание плавания и танца. Синхронное плавание укрепляет опорно-двигательный аппарат, совершенствует дыхательную систему, общую координацию, умение слушать и понимать музыку.  На протяжение 6 лет обучаю девочек старшего дошкольного возраста элементам синхронного плавания. Разработала план-программу секции “Русалочки” по обучению старших дошкольников элементам синхронного плавания, рассчитанную на 2 года.

Цель: Развитие ребенка, формирование средствами музыки, ритмичных, синхронных движений, плавательных умений и навыков, способностей, качеств личности.

Как известно, чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, формирования красивой осанки. В связи с взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями секции вытекают следующие задачи:

А. Развитие музыкальности:

  • Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, ее содержание;
  • Развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
  • Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
  • Развитие музыкальной памяти.

Б. Развитие двигательных качеств и умений:

  • Развитие ловкости, точности, координации движений;
  • Развитие гибкости и пластичности;
  • Воспитание выносливости, развитие силы;
  • Формирование правильной осанки, красивой походки;
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свободное место в бассейне, перестраиваться в круг, становиться друг за другом);
  • Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
  • Совершенствование плавательных умений и навыков.

В. Развитие творческого воображения и фантазии:

  • Развитие способности к импровизации в движении.

Г. Развитие психических процессов:

  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов (умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом формой музыкального произведения по фразам);
  • Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Д. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сопереживать другим людям и животным (радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет во время движения;
  • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

С точки зрения доступности для движения музыкальные произведения выбираю:

  • небольшими по объему (3-4 минуты);
  • удобными по темпу в воде (умеренно-быстрыми или умеренно - меленными и разнообразными по темпу, т.е. с ускорениями и замедлениями);
  • музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения понятны детям.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус.

В процессе освоения нового материала методы и приемы работы направлены на то, чтобы:

  • максимально сконцентрировать внимание детей;
  • вызвать интерес к новой композиции;
  • активизировать детей с учетом индивидуальных способностей.

Освоение танца детьми происходит примерно в течение 3-4 недель. При этом ставлю задачу: абсолютно точного и синхронного исполнения движений.

Занятие провожу 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут (15 минут обучение плаванию, 10 минут – обучение, закрепление элементов синхронного плавания и 5 минут – свободное плавание). Вода доходит до уровня груди.

Последовательность разучивания танца в течение месяца:

1 неделя Прослушивание мелодии, обсуждение темпа, характера, движений. Разучивание танцевальных движений на суше.
2 неделя Разучивание танцевальных движений в воде
3 неделя Закрепление движений в воде, обучение синхронности в выполнении движений
4 неделя Синхронное выполнение танца.

План работы секции по обучению детей старшей группы элементам синхронного плавания см. Приложение 1.

План работы по обучению детей подготовительной группы элементам синхронного плавания см. Приложение 2.

Композиции с элементами синхронного плавания для детей старших групп см. Приложение 3.

Композиции с элементами синхронного плавания для детей подготовительных групп см. Приложение 4.