Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Слово о писателе"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Ввести учащихся в атмосферу внутренней жизни творчества писателя.
  2. Развивать познательную активность, творческие способности, умение анализировать художественное произведения.
  3. Вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству.

Оборудование: портрет писателя, фотоальбом, музыка Рахманинова “Концерт для фортепиано с оркестром”, романс “Утро туманное, утро седое”.

Эпиграф к уроку:…Вы любите людей, и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда…

И.С.Тургенев

План урока.

  1. Чтение воспоминаний о писателе.
  2. Слово учителя об эпохе.
  3. Романс “Утро туманное, утро седое”.
  4. Слово учителя о Тургеневе-писателе. “Записки охотника”.
  5. Комментарии к повестям “Ася”, “Первая любовь”.
  6. Сообщение ученицы о Полине Виардо.
  7. Чтение отрывков из писем Тургенева к Полине Виардо.
  8. Стихотворение в прозе “Когда меня не будет”
  9. О творческих исканиях писателя.

Ход урока

1. Звучит тихо музыка: Рахманинов “Концерт для фортепиано с оркестром”.

Учитель: Перенесемся во II половину 19 века. Франция,1876 г. Мы присутствуем на одном из знаменитых литературных собраний. Вспоминает Ги Де Мопассан, великий французский писатель.

1 ученик: Ивана Тургенева я увидел впервые у Гюстава Флобера. Дверь отворилась. Вошел великан. Великан с серебряной головой, как сказали бы в волшебной сказке. У него были длинные седые волосы, густые седые брови и большая седая борода, отливавшая серебром, и в этой, сверкающей снежной белизне - доброе, спокойное лицо с немного крупными чертами. Это была голова Потока, струящегося свои воды, или что еще вернее, голова предвечного отца.

Тургенев был высок ростом, широкоплеч, сложения плотного, но не тушного-настоящей колосс с движениями ребенка, робкими и осторожными. Голос его, звуча, был слишком тяжел и с трудом двигался во рту…

Он чудесно рассказывал, но его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться. И он был невероятно наивен. Этот гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек и говоривший на всех языках. Европы так же свободно, как на своём родном…

2 ученик: Американский писатель Генри Джеймс.

Я не забуду впечатления, произведенного на меня первой встречей с Тургеневым. Он обворожил меня. …Все хорошие, все плодотворное было близко ему; казалось, он интересовался всем на свете, и в то же время в нем ни на мгновение не проявилось той самоуверенности, какая обыкновенно присуща только людям, пользующимся действительной славой, но и всякого рода мелким известностям. …В нем особенно поражало сочетание простоты с самой утонченной культурой. …

2.Слово учителя об эпохе.

Жизнь Тургенева проходила в изобиловавшую противоречиями эпоху. Восстание декабристов, реформа 1861 года, после которой развитие капитализма в России Пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались изменения, занявшие в некоторых странах Европы целые века.

Как верный сын своего времени, Тургенев не мог остаться в стороне от насыщенных проблем эпохи. Всю свою жизнь писатель боролся против крепостничества и реакции. “Ненависть к крепостному праву жила во мне, - писал Тургенев. - Она, между прочим, была причиной того, что я, возросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом! С детства возненавидел крепостничество”.

Но он не был политическим борцом и по многим вопросам расходился с представителями революционной демократии. Грустные, тяжелые думы о судьбе Родины, своей судьбе навещали Ивана Сергеевича Тургенева.

3.Послушаем романс, написанный на стихи Тургенева, чтобы представить себе грусть молодого Тургенева (Звучит романс “Утро туманное …”).

Может быть, эта грусть вылилась в стихотворение “В дороге” ставшим известным романсом.

Учитель: “Утро туманное, утро седое”. Какая грустная элегия! И ведь стихи пишет юноша, которому 23 года.

Писатель Тургенев стал под 30, после выхода “Записок охотника”. В 7 классе мы знакомились с этим произведением, попробуем вспомнить.

ВИКТОРИНА ПО СБОРНИКУ “ЗАПИСКИ ОХОТНИКА”

1.Почему этому сборнику было дано такое название? (Чтобы привлечь внимание читателя. Тургенев был увлечен охотой).

2.Сколько рассказов входит в сборник? (23)

3.Герой, какого рассказа рассказывал о том, что около плотины леший водился? (“Бежин луг”, “Илюша”).

4.Из какого рассказа это описание?

“Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и повоя. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста”… (“Бирюк”)

“Записками охотника” Тургенев стремился не только вызвать ненависть к крепостникам, но и сочувствовать к самому народу. “Никогда еще раньше внутренняя жизнь помещьего дома не выставлялась в таком виде на всеобще осмеяние, ненависть и отвращение” - писал Герцен. В крепостном крестьянине Тургенев показал человека, который так же, как и все люди достоин, иметь человеческие права. Ни в одном из рассказов этого цикла нет сцен истязания, нет призывов, к каким либо решительным действиям, но именно обыденные картины крепостнической жизни говорят об античеловеческой сущности всего общественного строя. Не случайно Герцен назвал “Записки охотника” написанным обвинительным актом крепостничеству”.

Но Тургенев не стал только бытописателем униженных и оскорбленных. Он осветил мир чарующими красками русской природы, не случайно о нем говорили - певец русской природы. В тех же “Записках охотника” мы встречаемся с удивительно красивыми описаниями природы.

Ученик: Отрывок из рассказа “Касьян с красивой мечи”.

Есть в творчестве Тургенева тема, особенно близкая и дорогая писателю. Это произведения, в которых он прославляет юность. Каждый раз, когда писатель говорит о юности, голос его становиться взволнованно-задушевным, мы слышим ласковую нежность по отношению к тем, кто выходит в жизнь.

Послушаем ребят, которые к уроку прочитали такие повести.

Сообщение подготовившихся учеников о повестях:

1. “Первая любовь”.

2. “Асе”.

Учитель: Эти повести глубоко автобиографичные. Тургенев изображает своих героев и героинь в тот момент, когда они, каждый по-своему, но всегда глубоко и трудно проходят через испытание первой любовью. Изобразить напряжение биением молодого сердца помогли писателю не только наблюдения, но и его собственный опыт.

4. Рассказ ученицы о Полине Виардо. (Портрет)

Учитель: Женой Тургенева любимая женщина стать не смогла: у нее были муж, дети. И отношение их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. О глубоких чувствах свидетельствует переписка Тургенева с Полиной Виардо.

Послушайте несколько отрывков из писем и убедитесь об этом.

5. Выборочное чтение писем подготовившимися учениками (мальчик-девочка).

Учитель: Уже на закате жизни, в стихотворении в прозе “Когда меня будет”, Тургенев посвящает Полине Виардо поразительные по глубине и проникновенности строки. (Чтение учителем отрывка)

Эти строки выражают главное в отношениях Тургенева и Полины Виардо – их великая любовь была озарена великим служением искусству, без которого оба они не мыслили своей жизни.

Вынужденного по воле судьбы многие годы находиться вдали от Родины, на краю чужого гнезда”, Тургенева не покидают тяжкие раздумья о судьбе своей Родины.

После трагических событий французской революции творческой силой истории Тургенев начинает считать интеллигенцию. Он замечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином земли. Итогам этих раздумий является романы. “Накануне”, “Отцы и дети”.

Мы познакомимся с этими романами на последующих уроках,и вы узнаете, как близко воспринимал Тургенев каждое новое веяние эпохи.

В 80-е годы И.С.Тургенев создавал произведения оригинального жанра, которые он назвал “старческие”. Это небольшие стихотворения в прозе, написанные на разные темы: политические, философские, психологические. Одно из таких стихотворений вам известно “Русский язык”, в котором Тургенев пропел гимн родному языку. В одних стихотворениях Тургенев передал свои мрачные, грустные раздумья о смерти, о ничтожности человека в сравнении с величественной, бессмертной природой, в других чувствуется, как Тургенев преодолевал эти настроения, стремился заразить читателя жаждой жизни, борьбы.

Об этом его стихотворение “Мы еще повоюем”. (Чтение стихотворения учителем).

В начале 1882 г. Тургенев тяжело заболел. Он сознавал, что умирает, и мысль о том, что ему суждено умереть на чужбине, мучила его. Он мечтал о поездке в Россию, но это мечта оказалась неосуществимой.

Как горько быть осужденным на неподвижность, когда кругом все зелено, все цветет, когда в голове столько планов, когда тянет в родное Спасское, а об этом нельзя и думать.

Последние слова Тургенева переносили его на просторы родных орловских лесов и полей – к тем людям, которые жили в России и помнили его. “Прощайте, мои милые”. Гроб с телом Тургенева был привезен в Россию и похоронен на Волковом кладбище со всеми почестями, достойными его замечательного таланта.

Открывалась новая страница его судьбы – Жизнь после смерти.

28 октября мир будет отмечать день рождения - Ивана Сергеевича Тургенева. Прошло больше века, а вопросы, волновавшие писателя: о судьбе Родины, о том, что каждый человек рожден для счастья и любви, о смысле жизни…волнуют и нас. И я хочу, чтобы каждый из вас, в наше трудное время, в своем сердце сохранил и пронес через всю жизнь любовь к родине, к ближнему, ко всему, что мы называем жизнью.

“…Вы любите людей, и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда”: - помните эти слова ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА.

Домашнее задание: устное сочинение “Что я узнал о Тургеневе на уроке”.