Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Учитель начальной школы: возможности профессионального роста

Разделы: Общепедагогические технологии


Перед современным педагогом стоит задача поиска возможностей максимально продуктивной адаптации к изменяющимся условиям деятельности и способов наиболее конструктивного профессионального и личностного развития в этих условиях, осмысления различных аспектов своей деятельности с опорой на новые системы отсчёта в плане представлений о себе, своей миссии, своей позиции между ребёнком и культурой. При самом поверхностном наблюдении становится ясно, что действия, установки и позиция, а значит, и сознание педагога при общении с детьми имеют важнейшее значение для определения пути, по которому будет двигаться развиваться ребёнок. Особенно это значимо для 1 ступени обучения, где роль учителя в становлении и развитии личности ребёнка трудно преувеличить.

Начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов на 1 ступени обучения. Разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются всеми учебно-методическими комплектами по всем предметам с 1по 4 классы. Переход к современному образованию не может быть реализован без чёткого ответа на вопрос “как обучать?” Учитель должен получить конкретный и понятный алгоритм своей деятельности по подготовке и проведению уроков, который не разрушал бы личный практический опыт, вписывался в уже имеющиеся у него представления о том, что хорошо для детей, что помогает ученику стать успешным. С другой стороны, эти знания должны включать в себя имеющиеся в педагогике и психологии научные знания об общих закономерностях эффективного развития детей, которые сегодня напоминают рассыпную мозаику.

Всё более очевидным становятся основные недостатки существующего школьного образования - не только его перегруженность, но и то, что оно не несёт в себе личностного смысла для ученика. Таким образом, рост вариативности образовательной системы должен стать одним из приоритетных направлений модернизации.

В настоящее время в г.Комсомольске-на-Амуре действует 6 образовательных программ 1 ступени обучения (слайд 2 (см. презентацию)).

Действующие модели начального образования в городе представлены на слайде.

Основной стратегией работы учителей 1 ступени обучения остаётся развивающее обучение Л.В.Занкова с использованием программ новых УМК.

Методы работы с учителями имеют различный потенциал. Например, проблемно-деловые и рефлексивно – ролевые игры, позволяют создать ситуации, в которых через самооценку происходит проблематизация опыта педагогической деятельности. Формируется потребность в изменениях. Однако, чтобы закрепить мотив, учителю демонстрируются “образцы” успешного решения выявленных проблем, организуется просмотр уроков (видеоуроков) коллег, работающих по новым методикам.

Знакомство с новыми вариативными моделями начального образования осуществляется с помощью информационных методов (лекции, педагогические чтения), но они недостаточны для формирования практических умений. Этому служат комплексные методы работы: педагогические мастерские, мастер-класс, работа в творческих группах. Подробнее остановлюсь на организации и деятельности творческих и проблемных групп для педагогов начальной школы. Организация и работа методического объединения учителей начальных классов ориентирована на единство нового содержания образования, новых форм организации образовательного процесса, новых форм оценки качества образования младших школьников. На протяжении последних трёх лет в городском информационно-методическом Центре происходит смещение акцентов с ретрансляции методических рекомендаций на организацию и управление процессом непрерывного профессионального самосовершенствования педагогов. Ведущими методическими формами данного процесса стали семинары, творческие встречи, рефлексивно-ролевые игры, мастер-классы, проведённые на базе ГИМЦ, ММЦ, образовательных учреждений города. Важным фактором успешного внедрения результатов научных исследований и передового педагогического опыта в массовую практику является опора на творческих, наиболее опытных учителей. Ведь даже будучи высококвалифицированными работниками, без поддержки коллег, не все учителя смогут разобраться в каждой, возникающей в процессе жизнедеятельности школы, проблеме. Практика показывает, что такую миссию “первопроходцев” по внедрению в учебный процесс достижений науки успешно могут выполнить небольшие группы учителей, именуемые творческими, проблемными или инициативными.

Основными задачами творческих групп являются разработка рекомендаций на основе изучения достижений науки и пробное внедрение их в практику, поиски эффективного применения результатов научных исследований, создание передового опыта. Эти группы называют также проблемными, т.к. они создаются для решения актуальных педагогических проблем. Они часто именуются инициативными, т.к. состоят из людей, стремящихся работать по - новому.

Работа в творческой и проблемной группе органично связана с понятиями “самостоятельность”, “творчество”, “вариативность”, “рефлексия”, поддержка индивидуальности”. Процесс создания творческих и проблемных групп при организации экспериментальной работы проходит по определённому плану.

  • Кратко о каждой группе.

Творческая группа “Гармония” действует в городе на протяжении 4-х лет и объединила 25 педагогов, работающих по данному УМК.

Цель: наработка практического опыта преподавания по программам нового комплекса, совершенствование подходов индивидуального и дифференцированного обучения, обобщение первого опыта педагогов, работающих по УМК “Гармония”.

Постоянными участниками творческих встреч были учителя начальных классов 13 школ города. В 2007 – 2008 уч.году педагоги творческой группы в количестве 6 человек посетили межрегиональный семинар по УМК “Гармония” в г.Хабаровске, на котором рассказали о деятельности творческой группы и дальнейшей работе. Учителями творческой группы планируется больше времени уделить использованию ИКТ на уроках, анализ урока, с использованием ИКТ.

Творческая группа “Занковцы” организована на базе ГИМЦ в 1992 году