Интегрированный урок: физика + валеология + история + технология по теме "Электрический ток и его действие на человека"

Разделы: Физика


Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: урок смотр знаний.
Цели урока:

  • повторить и обобщить знания по теме: (основные понятия, формулы, законы);
  • осуществить интеграцию предметов физика, технология, ОБЖ, история, валеология;
  • показать применение знаний на практике;
  • продолжить работу по развитию мышления, умения делать выводы, анализировать;
  • воспитание культуры труда, навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью.

Оборудование:

  • на доске развешены портреты ученых: Ома, Ампера, Вольта, Ленца, Лодыгина, Яблочкова, Якоби.
  • на демонстрационном столе: у-образная трубка, угольные электроды, калий йод, спиртовой раствор фенолфталеина;
  • на ученических столах раздаточный материал, оценочные листы;
  • на доске: план урока,
  • на каждой парте ксерокопии “Правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией”

План урока:

  • Орг. Момент.
  • Мотивационное начало.
  • Проверка Д/З.
  • С/Р «Экскурс в историю».
  • Изучение нового материала.
  • Электротехничекая пауза.
  • Демонстрационный эксперимент.
  • «Жизнь среди молний»
  • Д/З.
  • Итог урока. Рефлексия.

Мотивационное начало.

Через мультимедийный проектор показать фрагмент кинофильма «Гроза» по драме Н.А. Островского. (момент, когда гремит гром и народ в панике бросается бежать).

Учитель: По оценке метеорологов, за секунду в землю ударяют 100 молний, которые высвобождают электрические заряды, накопленные в 200 грозах, это каждое мгновение бичует Землю. Любой удар молнии распространяется со скоростью 80000 миль в секунду, составляющей около половины скорости света, и порождает температуру, достигающую около 50000°С.

Любое электрическое явление в природе у человека вызывает удивление и страх.

О правилах поведения и защите от таких явлений мы поговорим сегодня на уроке.

Ваши знания по физике об электрическом токе необходимы и применимы в работах по технологии, в быту, в технике. Эти знания необходимы в ряде профессий, как электрик, монтер, энергетик и т.д. Применение электрического тока велико, но и при пользовании им необходимо соблюдать технику безопасности. Посмотрите какие цели я поставила перед собой на этот урок. (см. презентацию к уроку Приложение 1)

Учитель: А какие цели вы сами поставите перед собой на урок?

Учащиеся (2 человека) зачитывают стихотворение:

Сегодня вспомним все о токах -
Заряженных частиц потоках,
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы.
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке.
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем.
Всех проводов, величество,
Зовется “Электричество”
Проявим нынче мы уменья,
Законы объясним, явленья
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновенье.
Эксперименты проведем,
И все с пятерками уйдем!

Учитель: Спасибо! Итак, для участия в уроке вы должны получить допуск. Отчитайтесь о выполнении домашнего задания.

Вам были предложены 2 схемы с лампами, выключателями и штепсельными розетками. В какой схеме розетка включена правильно, а в какой нет?

Ответ: 1 схема правильная, во 2 монтер ошибся: неверно соединены выключатель и розетка для лампы. Её нужно включать так, чтобы она не зависела от выключателя: он, размыкая цепь лампы, не должен прекращать подачу тока в розетку.

Учитель: Поставьте себе оценку в оценочный лист.

Самостоятельная работа:
Через мультимедиа проецируются портреты ученых. За 5 минут подпишите изобретения , которыми ученые прославили свои имена.

Проверка: По желанию спросить уч-ся.

Критерий оценки.

1 неправильный ответ «4».
2-3 неправильных ответа «3».
4 и более «2».

Смена динамических поз: Встаньте, кто получил «5», «4», «3». Поставьте оценку в оценочный лист.

Изучение нового материала.

В жизни мы имеем дело с множеством эл. приборов, создающих нам комфорт. Но, зачастую из-за незнания правил техники безопасности, мы подвергаем опасности свою жизнь и жизнь и здоровье окружающих нас людей. Каждый встречающийся с электрическими установками должен ясно представлять опасность тока, неуклонно выполнять требования техники безопасности, а при поражении эл. током – уметь оказать первую медицинскую помощь.

В случае поражения эл. током, он определяется законом Ома, а значит зависит от приложенного напряжения и сопротивления кожи.

Запишите закон Ома для участка цепи на доске.

Сопротивление кожи при точечном контакте является определяющим фактором, который ограничивает ток. Сухая кожа имеет высокое сопротивление, а сырая или мокрая будет обладать низким сопротивлением, т.к. ионы, находящиеся во влаге обеспечат беспрепятственное проникновение тока в тело.

Сухая кожа: 105 Ом

Влажная кожа: 1500 Ом.

Практическая работа:

Вызываются по желанию2 ученика.
Задание: Измерьте сопротивление ладоней. 1 ученик: сухие. 2 ученик: мокрые. (Учащиеся измерениями подтверждают теоретические выводы)

Верно, при пользовании током надо соблюдать технику безопасности. Проверим ваши знания по соблюдению т/б в следующих ситуациях.
(Через мультимедийный проектор проецируются “учебные” ситуации по нарушению техники безопасности, а учащиеся должны подметить нарушение и сделать из наблюдений вывод по исправлению ошибок)

  • Учитель помыл руки, не вытерев их, начал работать с электрическими приборами, собирать электрические цепи.
  • Замена электрической лампочки при ее включении в сеть.
  • Ремонт утюга при включенном состоянии.
  • Пользуется электрическим кипятильником с отколотой, поломанной штепсельной вилкой.
  • Одновременно включают в сеть много потребителей. В это время происходит отключение электроэнергии в связи с перегрузкой цепи.
  • Накрыть электрическую лампу газетой.

(Правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией даны каждому на парту - Приложение 2)
Учитель: Нарушение правил приводит к поражению человека. Обратите внимание на правила пожарной безопасности. (проецируются через мультимедийный проектор и раздаются каждому ученику)

Правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией.

  • Включайте в электросеть утюг, плитку, чайник и другие электроприборы, только исправные и при наличии несгораемой подставки. Не размещайте включенные электроприборы близко к сгораемым предметам и деревянным конструкциям.
  • Следите, чтобы электрические лампы не касались бумажных и тканевых абажуров. Не закрывайте домашними предметами автотрансформатор и стабилизатор и не устанавливайте их на пол.
  • Не забывайте, уходя из дома, включить электроосвещение и все электроприборы, в том числе и телевизор, радиоприемник, радиолу и другие.(кроме холодильника).
  • Не применяйте большого количества соединительных шнуров и удлинителей.
  • Не допускайте одновременного включения в электросеть нескольких мощных потребителей электроэнергии (телевизор, камин, чайник и др.), вызывающих перегрузку сети.
  • Опасно промачивать электропровода, заклеивать их обоями, подвешивать на гвозди, оттягивать, завязывать в узлы. Применять ветхие соединительные шнуры, удлинители. Все это приводит к нарушению изоляции и короткому замыканию электроприводов и горению изоляции.
  • Опасно пользоваться неисправными выключателями, розетками, штепселями, подключать оголенные концы при помощи скрутки проводов к электросети. В этих случаях возникают большие переходные сопротивления, которые приводят к сильному нагреву электропроводов и горению изоляции.
  • Серьезную опасность представляет использование нестандартных, самодельных предохранителей (“жучков”).
  • Электросеть от перегрузок и коротких замыканий защищают предохранители только фабричного изготовления.
  • Следите за исправностью и чистотой всех электробытовых приборов. К монтажу электропроводки и ремонту электроприборов привлекайте только специалистов. В этих случаях будет исключена возможность возникновения пожара от электроприборов.

Ученик: Наиболее чувствительны к Эл. току: мозг, грудные мышцы, нервные центры. Если эл. ток пропустить через сердце, то возникнут нескоординированные сокращения желудочков – желудочковые фибрилляции. Однажды возникнув, они не прекращаются. В течение 1-2 мин сердечные мышцы, не получившие кровь слабеют – может наступить смерть.

Сообщение учащегося о первой помощи пострадавшему.

Учитель физики: Как вы думаете, польза действия тока на организм есть?

Сообщение учащегося: Действие электрического тока на организм может быть и положительным. Это используется в медицине. Например, при радикулите, неврологии и других заболеваниях применяют гальванизацию, приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение. Посредством электрических раздражений мозга (электрошок) лечат психические заболевания. Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности.

Электротехническая пауза.

Учитель: Чтобы не совершать ошибок в лабораторных условиях необходимо правильно собирать эл. цепи, а для этого помнить схематические обозначения приборов. По рисункам назовите приборы. (Учащиеся дают ответы)

Демонстрационный эксперимент: Определение полярности источника тока.

Проведем электролиз Калий Йод. Для этого нам понадобится: источник постоянного тока – 15 В, ключ, у – образный сосуд, угольные электроды.
Учитель: Как, имея перечисленные предметы, определить полярность источника тока?
Учащиеся дают ответ:

Калий устремится к катоду (обнаружение фенолфталеин)
Йод – к аноду (видно по характерному коричневому цвету).
По цветовому расположению легко можно дать ответ – где у источника тока «+», а где «-«.

Если остается время, то выполняются следующее задание.

Жизнь среди молний.

Учащимся зачитываются отрывки из произведений Н.В. Гоголя «Страшная месть» и М. Горького «Песнь о буревестнике». Они должны отгадать авторов по отрывкам.

Д/З.

Изменится ли яркость горения лампочек, если последовательно включить 5 ламп, а 1 затем убрать?

Рефлексия: Оцените работу учителя, свою работу на уроке. Что было непонятно, интересно. Занесите ответы в оценочные листы.