Урок литературного чтения в 4-м классе. Е.Велтистов "Приключения Электроника"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Развивать фантазию ребёнка; научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра научно-фантастическая литература.
2. Знакомство с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова.
3. Развивать творческие способности учащихся и прививать любовь к книге.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма: урок-практикум.

Оборудование: Мультимедийное оборудование Microsoft Point 2003, Microsoft Excel 2003; компьютер; проектор; книга Е.С.Велтистова «Приключения Электроника»; толковый словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

I. Целеполагание. Введение в тему и актуализация знаний (Приложение 1)

Вот мы и прочитали повесть Е.С.Велтистова «Приключения Электроника». Сегодня мы с вами на Крыльях Фантазии переносимся в удивительную страну.

II. Обобщение и закрепление раннее изученного материала

Учитель:

- Кто может попасть в эту страну?
- Как вы понимаете слово «фантазия»?

Ответы детей.

Использование толкового словаря.

Фантазия –

  1. Способность к творческому воображению; само такое воображение.
  2. Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
  3. Прихоть, причуда.

Фантазёр –

  1. Человек, который любит фантазировать, мечтатель.
  2. Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Фантастика – художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек.

Фантастика исследует в первую очередь поведения человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «Обыкновенной «литературе», и оторвать читателя от будничности, перенести в далёкое будущее.

III. Работа в группах на основе выполненного практикума

1 группа: подготовить презентацию об авторе повести.
2 группа: расположить рисунки повести и «озвучить каждый эпизод». (Выборочное чтение.)
3 группа: подготовить инсценировку фрагмента повести. («Ты – это я»)
4 группа: подготовить сообщение о современных достижениях в области кибернетики.
5 группа: подготовить сообщение о том, чему нас научила эта повесть.

А) Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С Велтистова

Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних страницах.

Велтистов был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. «Рисунок»

Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю – фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне.

Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник мальчик из чемодана. (1961 г).

За ней вышли и другие произведения. Их было немало:

«Тяпа, Борька и ракета»(1962г),
«Глоток солнца» (1967),
«Гум – гам»(1970г),
«Победитель невозможного»( 1975г),
«Ресси неуловимый друг «( 1971 г),
«Миллион и один день каникул» (1979г),
«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г),
«Новые приключения Электроника»(1988).

Как возник мальчик из чемодана?

Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к тёплому морю. Несёт чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжёлый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто – то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет:» Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошёл в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. Велтистов – фантаст обладал настоящим умением говорить о сложном просто.

Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы.

Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю – сказкой , спроецированной в электронный век. [1]

Б) Физминутка (фонограмма «До чего дошёл прогресс…»)

В) Работа над повестью (коллективная работа 2 группа, иллюстрация) (Приложение 2)

Выборочное чтение по вопросам.

1.иллюстрация: При каких обстоятельствах исчез сюрприз?
2. иллюстрация: Почему за Сергеем бежали люди?
3. иллюстрация: Что показал рентген?
4. иллюстрация: С кем беседовал Громов?
5. иллюстрация: Где встретился Электроник с медведем?
6. иллюстрация: Какую фигуру нарисовал Электроник на уроке геометрии?
7. иллюстрация: Как Серёга попал в необычную страну? Кто его спас?
8. иллюстрация: Чему была удивлена бабушка?

Г) Инсценировка повести («Ты – это я») 3 группа

Д) Тест по повести «Проверь себя» (Приложение 3)

1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
(Алиса, Карлсон, Громов)

2.Что находилось в чемодане?
(Электроник, спящая красавица, кукла)

3.Какая была фамилия у друга Громова, который искал с ним Электроника?
(Светловидов, Галустян, Куклачёв)

4. К какому экзамену в «Новых приключениях» готовились Сыроежкин и Электроник?
(алгебра, физика, анатомия).

5. Куда спрятал Серёжа своего друга дав ему полную стопку книг?
(в шкаф, под кровать, в холодильник)

6. Что любил поесть Электроник?
(часы, обычная еда)

7. Как звали друга- собаку Электроника?
(Ресси, Чарли, Тошка)

8. На каких языках умел разговаривать Электроник?
(немецкий, звериный)

9. Какие черты характера присущи Электронику?
(злость и трусливость, доброта и внимание)

10. Какую вещь спрятал Серёжа, показывая фокус рыжему мальчику?
(спичку, часы, машинку)

Взаимопроверка на местах.

Е) Сообщение о современных достижениях в области кибернетики

Робот – это машина, автомат, способный заменять человека в осуществлении некоторых производственных операций. Обычно фантастические роботы напоминают человека. В реальности же робот может выглядеть совсем не по-человечески, а вместо разума у них стоит компьютер с ограниченным набором операций.

В 2055 году роботы оставят людей без работы. К 2055 году роботы будут повсюду. Переворот этот будет очень быстрым. В том же 2055 году нацию ожидает знаменательная веха – более половины рабочей силы окажется без работы, и безработица будет постоянно расти. Почти любая «нормальная» работа, которая в 2001 году выполнялась человеком, будет отдана роботу»

 Новинка: Интерактивная тележка для покупок.

КАК РАБОТАЕТ?

У тележки есть интерактивный монитор. Микрочип «помнит» где хранятся все товары и сколько они стоят.

ЧТО ЭТО ДАЕТ?

Лучше в футбол погонять, чем ходить по магазинам? С этой «умной» тележкой ты в два счета сделаешь все покупки. Не можешь найти овсяные хлопья для завтрака? Бип – бип: стеллаж №11. Тележка проследит, чтобы ты ничего не пропустил по списку!

Новинка:Собака робот.

КАК РАБОТАЕТ?

Робот новейшего поколения «соображает» куда быстрее своих предшественников – оснащён мощным микрочипом. Стоит , например , цифровой камере на кончике собачьего носа сфотографировать твоё лицо , и компьютерный мозг мгновенно сообщит роботу , что перед ним хозяин.

ЧТО ЭТО ДАЁТ?

Этот пёс – робот с искусственным интеллектом сам подбегает к источнику подзарядки и не испытывает потребности задирать лапу у ближайшего столба . Он узнаёт тебя – твоё лицо и голос – и выполняет 100 команд!

Новинка: ткань «Люминекс»

КАК РАБОТАЕТ?

В ткань вплетены тонкие гибкие оптические волокна, работающие от батарейки. Если на концах этих волокон поместить светодиоды – что-то вроде крохотных лампочек, - они начнут светиться.

ЧТО ЭТО ДАЕТ?

Ищешь модную вещичку? Не волнуйся – мимо не пройдешь: эти вещи светятся! Ткань «люминекс» заставляет сиять плащи, куртки и сумки. Может быть, в один прекрасный день засияет и рабочая одежда.

Ж) Результаты работы групп. 5 группа

Подготовить сообщение о том, чему нас научила эта повесть.

Прочитав книгу «Приключения Электроника», я в который раз убеждаюсь , что миром правит доброта. Человек должен оставаться всегда самим собой, живым и настоящим, преданным и верным другом. Если ты настоящий друг, ты принимаешь человека таким, какой он есть, даже, несмотря на то, что он робот.

IV. Заключение. Слово учителя

Эта книга заставила меня иначе взглянуть на каждого из вас. Ведь Электроник остался для нас каким-то загадочным, таинственным. Мне представляется, что каждый из вас и есть Электроник.

V. Домашнее задание

Представьте себя в роли Электроника . Придумайте свою интересную историю.

Список литературы

1. Издательство «Планета детства», Москва, 1998 г.