Классный час "Святая семья"

Разделы: Классное руководство


Воспитательные цели классного часа:

  • Формирование чувства уважение и заботы к семье.
  • Воспитание патриотизма и любви к Родине.
  • Развитие чувства ответственности за свои поступки.
  • Развитие инициативы и творческих способностей учащихся.

Предварительная подготовка к классному часу: Оформление книжной выставки.

Форма работы:

  • Беседа.
  • Просмотр видеоматериалов.

Оформление:

  • Книжная выставка с произведениями о Кольском крае.
  • Демонстрация фрагмента видеофильма Г. Чухрая "Айвенго".
  • Музыкальное оформление.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте ребята. Все мы живем с вами в одной стране в России - это наша Родина.

Вопрос: На каком языке мы с вами разговариваем?

Ученики: На русском.

Учитель: Мы разговариваем с вами на одном языке - это наш родной язык. Мы понимаем, друг друга, не только как на языке общения, а понимаем на уровне эмоции, понимаем наши шутки. Например, общаясь с иностранцами, им непонятны наши шутки, хотя они дословно знают перевод, ровно, также как и мы не смеемся над их шутками.

У нашей страны есть свои праздники понятные только нам, свои традиции, свои отличительные символы.

Вопрос: Какие праздники есть только у нас? (Старый Новый год)

Вопрос: Какие традиции есть только у нас? (баня по субботам)

Вопрос: Какие символы есть у нашей страны? (герб, флаг и гимн)

Учитель: Эти отличительные символы вы знаете. У нашей страны есть свои: флаг, герб, гимн. И куда бы мы с вами не приехали нас везде узнают, если на нас будет надета вещь, на которой есть флаг или герб нашей страны. Приложение 1.

Каждый город в нашей стране имеет свой отличительный символ.

Вы жители большого города Мурманска и в Мурманске есть свой герб. Приложение 2. Я живу в маленьком городе Заозерске и в моем городе тоже есть свой герб. Где бы я не находилась увидев герб Мурманска или Заозерска мне станет тепло на душе, потому что это что то свое, родное. Это мой край моя Родина.

Мы живем с вами в одной области.

Вопрос: Какое знаменательное событие отмечает мурманская область?

Учитель: Образованию Мурманской области в этом году юбилей - 70 лет.

И в честь этого юбилея мне хотелось бы прочитать замечательные строки нашего земляка - поэта Василия Кравченко (прочитать стихи)

Такие стихи мог написать только человек, который искренне любит Кольский край, свою малую родину.

Любовь к Родине - естественное человеческое чувство. Оно не зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, поля и луга, мягок ли климат, богата ли она или бедна. Людям свойственно относиться к своей Родине, как и к родной матери.

Посмотрите, как близки эти слова: "Родина", "родить", "родиться", "родители". (Выложить на доске листки с этими словами.)

А за что человек любит свою Родину? Как вы думаете?

Вопрос: РОД? Назовите мне синоним этого слова?

Ученики: СЕМЬЯ, т.е Родина в каком то смысле тоже семья, только большая.

Учитель: в словаре Ожегова есть такое определение понятия семья: Группа живущих вместе близких родственников; объединение людей сплоченных общими интересами.

У каждого из вас есть семья.

Вопрос: Почему семья? Почему семью называют семьей? Откуда появилось это слово?

А что означает слово семья, как вы думаете?

Учитель: "7 - Я". В старину считалось что семья - это пятеро детей, папа и мама - 7 Я.

Все наши воспоминания из детства, связаны с семьей. Наш стереотип поведения связан с семьей, т.е. мы ведем себя точно также, как ведут себя родители. В ваших будущих семьях будут те же традиции, что и в вашей нынешней семье.

Не зря в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок о значимости семьи. Давайте вспомним их. Вам надо поправить то, что будет неверно.

  • Вся семья вместе, так и душа:. (на месте)
  • Яблоко от яблони:. (не далеко падает)
  • Чем богаты:.(тем и рады)
  • Где мир да лад, там и божья:. (благодать)
  • В гостях хорошо:.(а дома лучше)

Тема нашего классного часа: "Святыня семьи" а в качестве эпиграфа я взяла слова Митрополита Мерликийского: "Россия превратится в пустыню , если семья не станет святыней"

Цель нашего классного часа: Я хочу, чтобы сегодня вы поняли, на сколько дорога вам ваша семья, что каждому из вас есть чем гордиться. И каждый из вас будет дорожить семьей, и ценить её.

Вопрос: Как вы думаете, ребята, что такое святыня?

Ученики: Семья, герб, икона, картина и т.д.

Учитель: в словаре Ожегова есть следующее определение: То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. Предмет или место религиозного поклонения.

Раскрыть понятие. Приложение 3.

Вы видите что святынь у человека может быть много, и у каждого народа своя святыня, но все они схоже в одном: семья, икона, ценные реликвии, передающиеся из поколения в поколение.

Вопрос: А у вас есть какие-то реликвии?

Ученики: (ответы детей)

Учитель: В моей семье есть одна ценность, передающаяся из поколения в поколение. (Показать вышитые носовые платки). Мне очень дорога эта реликвия, т.к. это история моей семьи. Эти платки для меня очень ценны. И я обязательно буду продолжать эту традицию.

Стихотворение "Семья"

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Семья - мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.

Задача нашего классного часа: составить герб семьи.

Семья - это самое ценное, что может быть у человека.

2008 год - указом президента РФ В.В.Путина был объявлен годом семьи.

Вопрос: А что объединяет семью? Людей в семье? Какие особенности есть в вашей семье?

Что для вас значит семья?

Ученики: любовь, традиции, дети, интересы, жизненные ценности.

Учитель: А вот что возникает в воображении наших маленьких братишек и сестренок.

Видеоролик "Устами младенца" (учащиеся начальных классов отвечали на вопрос: Что такое семья?).

Вопрос: Что является залогом крепкой семьи?

Учитель: Притча "Ладная семья". Приложение 4.

Учитель: Издревле люди придумывали символы, отражающие единство и традиции семьи. Эти символы помещали на эмблемах, печатях, перстнях, гербах. Существовали фамильные гербы, гербы династий (Романовы, Пушкин, Лермонтов). Изображение герба имеет свой символический смысл.

Главной частью герба является щит. На щите помещаются геральдические фигуры.

Каждое животное на щите символизирует какое-нибудь человеческое качество:

Лев - силу, собака - преданность, орел - власть и великодушие. Широко используются в геральдике и растения: цветы, травы, деревья и т.д. Приложение 5. Эмблемы должностей и профессий. Геральдические цвета также имеют свое значение. Конечно, не искушенному во всех этих тонкостях человеку трудно разобраться, о чем же говорит герб. Другое дело, если на нем есть девиз - краткое изречение или слово, выражающее основную мысль или идею владельца. Например: "ВСЕ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВА", "НЕ СЛЕДУЙ НИСШЕМУ", "ЕДИНЕНИЕ ДЕЛАЕТ СИЛЬНЫМ". В дореволюционной России располагался девиз "С нами Бог!". Частыми были такие словосочетания: "Ум, честь, наука", "Вера, труд, правда". Комментарии здесь излишни.

В рыцарском гербе обязательно присутствовал девиз - краткая надпись, чаще она находилась на ленте (фрагмент из фильма "Айвенго").

Учитывая правила геральдики и все вышесказанное, мы с вами, приступаем к работе.

Сегодня у вас есть прекрасная возможность составить свой родовой герб, а вот в старину таким правом обладали только потомственные дворяне.

У вас на партах лежат листки, в которых есть все необходимое для составления герба.

Вы можете использовать другие символы, отражающие особенности и традиции именно ваше семьи (например, все спортсмены).

Дети составляют герб.

Ученики: выходят и прикрепляют герб на доску.

Учитель: Какое многообразие гербов. Посмотрите, то о чем мы с вами говорили присутствует на ваших гербах. Свою любовь, единство, традиции, интересы вы отразили в гербе. Т.е. то, что вы считаете самым важным, самым святым в семье.

Сегодня каждый из вас задумался о ценностях семьи: что дорого, что свято. Я надеюсь, что вы оцените эту работу, и что рано или поздно семья для вас станет святыней.

(составить пирамиду из кубиков)

Посмотрите сколько семей. И ваш класс - это тоже семья. Школа - это тоже семья, состоящая из классов. И Россия состоит из семей.

От ваших семей, от каждого из вас зависит, какая будет наша страна. От того, как вы чтите традиции своей семьи, будите ли вы продолжателем этих традиций, как вы чтите традиции своей родины, будет зависеть, в какой стране вы будете жить.

В конституции РФ сказано: "Мы, многочисленный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою родину перед нынешним и будущими поколениями, сознаем себя частью мирового сообщества."

(вытащить кирпичик из пирамиды)

Если мы из фундамента уберем хоть один кирпичик не буде той сплоченной, сильной, могучей, большой страны. Уважайте свои семьи! Храните свои святыни семьи! Цените то, что у вас есть! Чтите традиции своей семьи, как малой, так и большой!

Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчания печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце на веки останется в нем!

Я думаю, вы согласитесь с нашим девизом: "Россия превратится в пустыню, если семья не станет святыней"

Рефлексия.

- Что ожидали вы от нашего занятия, узнав тему классного часа?

- Что вы поняли на классном часе? Что вы вынесли с нашего занятия для себя?

- Взглянули ли вы на вашу семью другими глазами?