Урок русского языка в 5-м классе по теме "Буквы -о-, -а- в корне -лаг-, -лож-"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Выяснить условие написания изучаемых корней
  2. Научить владеть способом выбора  о – а в корне –лаг- лож-
  3. Развивать образное и логическое мышление, речь учащихся
  4. Повторить изученные ранее орфограммы
  5. Воспитывать эстетическое отношение к слову, любовь к родному языку

Оборудование:

  1. Карта путешествия
  2. Сигнальные карточки а – о
  3. Жетоны
  4. Грамоты

Ход урока:

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
- Я рада вас видеть и надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен.

II. Сообщение правил

- Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. Эта страна имеет много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задания, которые вам предложат жители.
- Страна Русский  Язык содержит много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете  в двух вагонах (1 и 2 команда). А какой вагон самый главный, умный, мы узнаем в конце нашего путешествия.
- За каждый правильный ответ вы будете получать один жетон .
- Итак, начинаем наше путешествие.

III. Путешествие  в страну Русского Языка

- Чтобы  попасть в страну Русского Языка, нужно справиться с препятствием: отгадать загадки:

  • Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят.(Буквы)
  • Земля белая, а птицы на ней чёрные.(Бумага и буквы)
  • Буквы-значки, как бойцы на парад,
  • В строгом порядке построены в ряд,
    Каждый в условленном месте стоит
    И называется…
    (Алфавит)
  • Какая водица только для грамоты годится?(Чернила)

- Итак, вы успешно преодолели препятствия и теперь время отправиться в страну Русского Языка.
- Подходя к воротам  крепости мы видим надпись  (учитель читает):

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет, наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём.
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой!

- И вот перед нами город  Синтаксис и пунктуация.
Учитель:

Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте, ребята, поможем
Им в нелёгкой и грустной судьбе.
(Учитель раздаёт  карточки с заданием)
Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните постановку знаков препинания.

1 команда: дерево, хвойных, семейства, сосна.
2 команда:ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.

Прекрасный город!
Там все знаки препинания,
Все члены предложения дружны между собой.
Прощаясь с нами,
Кричат нам: “До свидания!”
И машут весело рукой…

- Ну, а сейчас мы идём дальше. На пути встречается Орфографический Замок
(Изучение нового материала)

Учитель:
Безударный – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука…

- Обратимся к материалу учебника с.168 (учебник Русского языка 5 класс  Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.)  и определим тему урока.

 На доске записаны слова:
Излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.

- Распределите их в два столбика

Излагать -  изложить
Слагать -  сложить
Предлагать -  предложить

- Почему распределили слова таким образом?
- Выделим корни
- Какие это слова?
- В этих словах происходит чередование гласных
- Какие гласные чередуются?
- Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда – о.
- Почему в словах 1 столбика пишем в корне букву а?
- Почему в словах 2 столбика – буква о?
- Обозначим орфограмму.
- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
- Прочитаем правило с.168.
- От чего зависит чередование гласных а – о в корнях –лаг- –  - лож-?

- Лихо Замок Орфографии вы сумели обойти. Но скажите, так же прытко Архипелаг Закрепления вы сможете пройти?

Архипелаг Закрепления (Закрепление изученного материала).

- От данных глаголов с помощью суффикса –ени  образуйте существительные.

1 команда  2 команда
изл__гать  пол__гать
предл_гать  нал_гать
предпол_гать  возл_гать
сл_гать  распол_гать
прил_гать  прол_гать

Работа с карточками

- Называю словосочетание, показываете гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.
Предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение.

- Итак, это была последняя остановка, на которой мы с вами сегодня остановились. Но в стране Русский Язык есть ещё очень много других городов и станций, и  там вы обязательно побываете.

IV. Подведение итогов.

V. Задание  на дом.

Приложение