Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по чтению "Баснописцы. Басня «Ворона и лисица»"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • расширять знания детей о литературном жанре, о баснописцах;
  • правильно понимать, оценивать, охарактеризовать, смысл басни, воспитывать любовь к басням;
  • развивать речь детей, логическое мышление.

Оборудование: портрет И.А.Крылова с годами жизни; карточки с краткой биографией Эзопа, А.П.Сумарокова, Жана де Лафонтена; тексты басен.

ХОД УРОКА

 

I. Задание: определить литературный жанр (отрывки).

1. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Загадка)

2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Стихотворение)

3. Что написано пером, того не вырубить топором. (Пословица)

4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. (Басня)

II. Беседа. Постановка проблемы.

Дети, а каких баснописцев вы знаете? (И.А.Крылов). Назовите басни И.А. Крылова (Дети называют басни: “Стрекоза и Муравей”, “Мартышка и очки”, “Ворона и лисица” и др.). А ешё каких баснописцев вы знаете? (Дети затрудняются).

Побуждение к проблеме, название темы: “Баснописцы”. Предлагается басня для обсуждения “Ворона и лисица”.

Работа с карточками по группам.

Дети делятся на пять групп.

№1. Карточка: краткая биография Эзопа, басня “Ворон и Лисица”.

№2. Карточка: краткая биография Жана де Лафонтена, басня “Ворон и лисица”.

№3. Карточка: краткая биография А.П.Суморокова, басня “Ворона и лисица”.

№4. Повторение № 1.

№5. Повторение № 2.

Каждой группе даётся по 10 минут на выполнение заданий.

III. Поиск решения. Каждая группа знакомит детей с краткой биографией баснописца, читает басню, выносит на обсуждение класса свои выводы по содержанию текста.

1. Обсуждение краткой биографии Эзопа. Диалог “учитель–ученики”, “ученики–учитель” по содержанию басни Эзопа “Ворон и Лисица” (работа с текстом):

а) вместо сыра – кусок мяса. Почему? Люди охотились, основное занятие людей в 6 веке до нашей эры – охота;

б) басня написана в прозе (что такое проза?);

в) автор делает вывод: “Басня уместна против человека”;

г) образ Ворона и Лисицы в басне Эзопа;

д) обсуждение выражений из текста: “стать царём над птицами”, “…и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.

2. Обсуждение краткой биографии Жана де Лафонтена. Диалог “учитель–ученики”, “ученики–учитель” по содержанию басни Жан де Лафонтена “Ворон и лисица” (работа с текстом):

а) басня написана не в рифму, сложным языком;

б) в клюве у ворона – сыр. Почему? Изготовляли сыр;

в) вывод в басне делает лис;

г) обсуждение выражений из текста: “благородный ворон”, “Феникс наших дубрав!”.

3. Обсуждение краткой биографии А.П.Суморокова. Диалог по басне А.П.Суморокова “Ворона и Лисица” (работа с текстом):

а) басня по объёму больше, чем басня Эзопа;

б) много старых русских слов (“сыру кус”, “не вспряну”, “уста”, “паче”, “в сию минуту”, “из роту” и т.д.);

в) басня в прочтении – сложная;

г) много сравнений, эпитетов (дети зачитывают сравнения, эпитеты);

д) в названии не ворон, а ворона;

е) нет вывода в басне.

Ученики делают вывод о баснописцах, о басне “Ворона и лисица”.

3. Физкультминутка.

Беседа о И.А.Крылове. Диалог по содержанию басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”.

Сценка басни “Ворона и лисица”. (Ученики готовят сценку к уроку)

4. Обсуждение басни И.А.Крылова, её отличие от басен других баснописцев. (“Ворона и лисица”):

а) басня И.А.Крылова читается легко, интересно, написана в рифму;

б) басня начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни;

в) басня – народная; доступна для детей;

г) образ вороны и лисы в басне И.А.Крылова.

IV. Подведение итогов. Закрепление поставленной темы.

Опрос, вопросы к детям по уроку и их ответы.

1. Назовите баснописцев.

2. Биографии писателей – баснописцев.

3. Басня “Ворон и Лисица”, “Ворона и лисица” (ответы по содержанию).

4. Что нового и интересного узнали на уроке?

Итог урока. Оценка.

Д/з на дом: Чтение басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”, нарисовать иллюстрацию к басне.

Оборудование к уроку:

№1. Карточка

а) краткая биография Эзопа, басня “Ворон и Лисица”.

Эзоп – древне-греческий баснописец VI века до нашей эры. Древнейшие басенные сюжеты появились в греческой литературе ёщё в VI–VII веке нашей эры, но окончательное оформление жанра устной басни относили к VI в. до н. э. и приписывали народному мудрецу Эзопу – личности легендарной. Легенды говорят, что Эзоп жил в Древней Греции на острове Самос. Он был рабом, безобразным горбуном. Но, благодаря своему уму, Эзоп добился свободы. Он написал много сборников, тексты их видоизменились и свободно перерабатывались, до нас дошло свыше 100 рукописей.

б) Особенности басни Эзопа.

в) Прочитать вслух “Ворон и Лисица”.

Басня Эзопа “Ворон и Лисица”

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон. Кабы у тебя ещё и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.

№2. Карточка

а) краткая биография Жан де Лафонтена (1621–1695 гг.). Басня “Ворон и лисица”.

Жан де Лафонтен учился в парижской ораторианской семинарии. В 1647 г. в 26 лет отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1680 г. он издал двенадцать книг Басен и в 1683 г. был избран членом Французской Академии.

Великий французский поэт, баснописец в своей творческой деятельности обращается к басне не сразу, сначала писал героические поэмы, стихи. В XVII веке Жан де Лафонтен пишет развёрнутые, полные жизни, действий, остроумные повествования. Лафонтен в баснях опирается на народную мудрость, стремится передать взгляд простого человека, басни замечательны своим разнообразием.

б) Особенности басни Лафонтена.

в) Прочитать вслух.

“Ворона и лисица”

Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал