Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Разделы: Русский язык


Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения определяется соотношением его частей: части равноправны – запятая или точка с запятой, части противопоставлены или сравниваются – тире, одна часть зависит от другой – двоеточие или тире. Поэтому важно научиться определять соотношение частей, что поможет выбрать нужный знак в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:

  • повторить правила, регулирующие выбор и постановку знаков в бессоюзном сложном предложении, а также закрепить навыки определения вида сложного предложения и грамматических основ,
  • узнать стилистические особенности бессоюзного сложного предложения.

После изучения темы студент должен знать: определение бессоюзного сложного предложения, правила постановки знаков между частями бессоюзного сложного предложения.

Студент должен уметь: определять вид сложного предложения, находить грамматическую основу, выбирать нужные знаки и ставить их между частями, применять на практике орфографические и пунктуационные правила.

План урока:

I. Проверка домашнего задания (определение вила сложного предложения) – упражнения 429, 430 (учебник “Русский язык” А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.- М.2003).
II. Определение бессоюзного сложного предложения (теория).
III. Знаки в бессоюзном сложном предложении (правила).
IV. Отработка правил, выполнение тренировочных упражнений, в том числе заданий из ЕГЭ.
V. Подведение итогов, задание на дом.

ХОД УРОКА

I.

На дом студенты получили задание – повторить виды сложных предложений, поработав с таблицей и дополнив ее своими примерами:

Вид связи Вид сложного предложения Примеры

Проверяем домашнее задание.

II.

Продолжаем тему “Знаки в сложных предложениях”. Тема сегодняшнего занятия – знаки в бессоюзном сложном предложении.

Дадим определение бессоюзного сложного предложения и запишем его.

Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны бессоюзной связью.

- Какие знаки ставятся между частями БСП?
- Чем определяется выбор знаков? (Соотношением частей БСП).

Запятая и точка с запятой ставятся в том случае, когда части равноправны, то есть не зависят одна от другой.

Запишем два предложения и сравним их:

В глазах у меня потемнело, голова закружилась (Лермонтов).

Я шел медленно: мне было грустно. (Лермонтов)

Выделите основы (потемнело; голова закружилась; Я шел, было грустно)

- Как соотносятся части в этих предложениях?

В первом примере обе части равноправны – между ними можно поставить союз и – получится ССП).

Во втором примере вторая часть подчинена первой, от которой мы и задаем вопрос: Я шел медленно - почему? Мне было грустно)

Обобщение: запятая ставится в случае, когда обе части равноправны.

- Когда же мы ставим точку с запятой?

Запишем предложение и рассмотрим этот пример:

Дубовые кусты разрослись по склонам оврага, около родника зеленеет короткая бархатная трава, солнечные лучи никогда не касаются его холодной, серебристой влаги (Т.)

- Сколько частей в предложении? (три части).

Третья часть предложения распространена и осложнена однородными членами предложения. Кроме того, смысловая связь между 1 –2 и 3 частью менее тесная.

Вывод: Точка с запятой ставится в случае, когда одна из частей осложнена, сильно распространена или имеет слабую смысловую часть с другими частями.

III.

  • А теперь вспомним случаи постановки двоеточия и тире в БСП.

Рассмотрим пример:

Я знал его: мы странствовали с ним в горах востока и тоску изгнанья делили дружно.

- Как соотносятся части? Они равноправны? Первая часть содержит законченную мысль?

Нет. Оно неполное без второй части. Т.о. вторая часть выполняет вспомогательную функцию: оно поясняет первую часть:

Я знал его, а именно: мы странствовали с ним…

Еще пример.

Мне снилось: я шел по широкой голой степи… (Т.)

Какие отношения между частями? (Вторая часть подчинена первой – она ее дополняет)

- Какой союз можно поставить между частями?

Мне снилось, что я…. Т.о. наше БСП превращается в СПП.

Запишем еще один пример:

На том берегу небо было залито багровой краской: восходила луна.(Ч.)

- В какой части БСП содержится основная информация? Какую функцию выполняет вторая часть? (Указывает на причину)

Небо было залито – почему?- восходила луна.

Сделаем вывод: в каких случаях в БСП между частями ставится двоеточие?

- Когда вторая часть поясняет первую.
- Когда вторая часть указывает на причину того, о чем идет речь в первой.
- Когда вторая часть дополняет первую часть.

  • Тире между частями БСП.

Рассмотрим следующие примеры:

Вы улыбнетесь – мне отрада (Пушкин)
Лес рубят – щепки летят.(Пословица)
Слово молвит – соловей поет. (Пословица)

(Предложения, в которых стоит тире, как правило, более короткие и более выразительные.)

- В какой части предложения содержится основная информация? (Во второй части: мне отрада, щепки летят, соловей поет).

Во всех примерах первая часть выступает в роли придаточного предложения:

Мне отрада – при каком условии? – если вы улыбнетесь.

Щепки летят – когда? – когда лес рубят.

Слово молвит, точно соловей поет (идет сравнение).

Рассмотрим еще пример.

Чин следовал ему – он службе вдруг оставил (Грибоедов)

Части противопоставлены (Чин следовал ему, а он…)

И последний случай постановки тире.

Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Крылов)

Вторая часть заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении.

Делаем вывод: Тире ставится в БСП в случае, если:

- Первая часть указывает на условие или время (Если, когда)
- Части сравниваются
- Части противопоставляются
- Вторая часть содержит вывод, следствие.

!Обратите внимание на стилистические особенности БСП. Бессоюзная связь усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональная напряженность и динамичность, живость, легкость, простота, изящество и экспрессия:

  1. За мной гнались – я духом не смутился (Лермонтов)
  2. Равнина была пустынна и печальна – сжималось сердце (Лермонтов)
  3. Я знал: удар судьбы меня не обойдет (Лермонтов)
  4. Сказала что-то я – он начал хохотать (Грибоедов)
  5. Он засмеется – все хохочут. Нахмурит брови – все молчат (Пушкин)
  6. И я закрыл глаза и смутно чувствовал – все сон, непонятный сон (Бунин)
  7. Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить (Тютчев)

Назовите автора последнего предложения?

Запишем его и расставим знаки.

Объясните их постановку. Подчеркните основы предложений.

IV.

Сделаем упражнение на закрепление правил.

  1. Работаем с учебником “Русский язык. Синтаксис и пунктуация” Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко. – М. 2003. Глава УШ. Устно выполняем упражнение 13 (стр.268). Упражнение 12 (стр. 268) Выписать бессоюзные сложные предложения, расставить знаки и объяснить их постановку
  2. Работа с раздаточным материалом (см приложение - дидактический материал)

V. Вопросы для повторения:

Какие предложения называются бессоюзными сложными?
Какие знаки ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?
От чего зависит выбор знака в бессоюзном сложном предложении?

Домашнее задание:

- Повторить тему “Знаки в бессоюзном сложном предложении”.
- Сделать упражнения 4, 5 из Дидактического материала.