"Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них" по методике КСО "Коллективно-творческое сотрудничество"

Разделы: Русский язык


Этапы работы по методике “Коллективно - творческого сотрудничества”:

I этап - возникновение творческой ситуации

  • столкновение с новым;
  • творческая неопределённость (муки творчества).

2 этап - эвристический

  • скрытая работа в зоне подсознания;
  • звено эврики (озарение);
  • раскрытие идеи.

3 этап - завершение

  • воспроизведение (идеи, содержания);
  • подтверждение (оценка со стороны одноклассников или учителя).

Цели занятия.

  1. Мы должны:
  • через методику КСО познакомиться с СПП с несколькими придаточными;
  • далее развить навыки работы с текстом.
  1. Должны начать учиться:
  • различать виды СПП с несколькими придаточными;
  • правильному интонированию, постановке знаков препинания в таких предложениях;
  • дальше различать союз от союзного слова;
  • выступать перед одноклассниками;
  • по мере возможности использовать в речи такие предложения.

Материалы занятия взяты из нашей рукописной книги “Мудрые мысли” и из доклада выпускницы гимназии “Экология души человека”.

Ход урока

  1. Организационная часть. (Тема, цели занятия).

Слово “экология” мы часто слышим по радио и телевидению, проблемы экологии решаются у нас повсеместно, работают в школах клубы юных экологов.

Обычно это слово связывают с природой, а между тем есть ещё и такие понятия как экология культуры, экология языка, экология души человека.

Слово “экология” составлено из двух древнегреческих слов: “эко” означает “дом, родина”. Вторая часть “логия”, точнее “лог” означает “слово”, “понятие”. “мысль”, “учение”.

Если слово “экология” употребить по отношению к природе, то мы говорим о бережном отношении к природе. А если употребить по отношению к душе человека, то о чём мы будем говорить? (о бережном отношении к душе любого человека, то есть о бережном отношении к внутреннему, психологическому миру человека, его сознанию).

  1. Групповая работа по методике “Коллективно - творческого сотрудничества”.

1 этапВозникновение ситуации.

Вам даются предложения, высказывания великих людей или цитаты из научных статей, связанные с лексической и лингвистической темами урока.

Задания:

  1. Прочитайте предложение. (Каждой группе даётся одно предложение)
  2. Сделайте его синтаксический разбор.
  3. Начертите схему.
  4. Дайте название данному виду подчинения придаточных предложений.
  5. Укажите, при помощи чего (союза или союзного слова) соединено придаточное к главному.

2 этап – эвристический. Решение лингвистической ситуации.

  • Предложение первой группы:
    Д.И. Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и свою красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки.
  • Предложение второй группы:
    Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О.Ключевский, русский историк 20 века).
  • Предложение третьей группы:
    Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына. (М.Е Салтыков –Щедрин, русский писатель 19 века).

На работу, коллективно – творческое сотрудничество, даётся 10 минут (II этап методики)

3 этап. Завершение: воспроизведение решения задачи, подтверждение (оценка со стороны одноклассников и учителя).

Один из группы идёт к доске, рисует схему предложения, пишет вариант названия подчинения. Работу сверяем с готовыми схемами и общепринятыми названиями. Подведение итогов.

Д.И. Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и свою красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки.

Последовательное подчинение

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

 

Параллельное подчинение

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына.

Однородное подчинение

  1. Теперь работа с текстами. Вопросы и задания к ним даются. На работу даётся примерно 10 минут.

Желательно, чтобы в выступлениях принимали участие все члены группы. В этом случае лучше заранее обговорить, кто по каким пунктам будет выступать.

Вопросы и задания к тексту:

  1. Прочитайте внимательно текст.
  2. Дайте толкование непонятных слов (при необходимости обратитесь к словарю).
  3. Определите тему, основную мысль текста.
  4. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст?
  5. Проанализируйте синтаксический строй текста: каких в нем предложений больше - простых или сложных? Чем это можно объяснить?
  6. Согласны ли вы с мнением автора текста? Если нет, выскажите свою точку зрения, приведя аргументы (То есть обоснуйте свои мысли).

Тексты

1.Начало нашего века характеризуется стремительным развитием науки, продвинувшего знания человека в область совершенно новых исследований: кибернетики, космоса, генетики. Наряду с этим возрастает интерес к осмыслению того, что мы называем душой.

При изучении биографии некоторых великих людей и генеалогических таблиц невозможно не обратить внимание на некоторые факты, которые нельзя объяснить ни случайными совпадениями, ни роковым стечением обстоятельств. Впечатление такое, будто в череде поколений вокруг возникают роды, представители которых предрасположены к бедствиям, дебильности, психическим расстройствам, самоубийствам, бесплодию.

Таких примеров было так много, и они были столь повсеместны, что в народе не могли не обратить на них внимания и не заметить: подобный недуг поражает те или иные ряды отнюдь не случайно.

Люди, хорошо знавшие традиции и предания русского дворянства, почти без удивления относились, например, к высокой детской смертности в семье Льва Толстого к тому что у его дочерей часто рождались мёртвые младенцы.

Ведь некогда сын Петра I царевич Алексей погибший в застенке, проклял до 25-го колена всё потомство графа Петра Толстого сыгравшего немалую роль в его гибели. И потому как будто бы в каждом поколении разветвленного рода Толстых умирало много младенцев и наряду с выдающимися людьми рождались и много слобоумных, и просто безумных.

Раз уж речь зашла о Толстых, как не вспомнить ещё одного представителя этого рода знаменитого Толстого - эмигранта, авантюриста и дуэлянта, убившего на инспирированных им поединках десять человек. Эти смерти не прошли ему даром! От жены - цыганки у него было одиннадцать детей, умиравших один за другим. Сообразив, что это наказание выпало ему неспроста, он составил список убитых им людей и после смерти каждого своего ребёнка вычеркивал из списка по одному имени и писал: “Квит!”. После того как в списке оказались зачеркнуты все фамилии, у Толстого осталась одна единственная дочь вышедшая впоследствии замуж за Василия Перфирьева.

Основатель рода граф Петр Толстой переложил на потомков ответственность за совершенные им поступки, как добрые, так и злые. Добрые деяния предка помогли Толстым возвыситься, стать знатным родом, приобрести репутацию, а за злые дела предка они несли наказание.

Основатель рода волен в своих действиях, но расплачиваются за них его потомки. Поэтому он должен помнить о своей ответственности перед потомками; должен знать как отзовутся его поступки на их жизни через годы и десятилетия

2. В наше время стали редкостью такие человеческие качества, как доброта, честность, гуманность. Нравственный кризис, о котором нынче заговорили во весь голос,- это не что иное, как ощущение некоторой частью людей бессмысленности своего существования и невозможности найти в ней смысл из-за разрушения общечеловеческих ценностей, отсутствия изначальной культуры, которая позволяет найти путь к истине жизни. Этим и объясняются многие социальные беды нашего общества - распространение алкоголизма, рост наркомании, разгул жестокой и бессмысленной преступности. Но ведь человек живёт в этом мире для того, чтобы что-то творить, продолжать, искать и добиваться. Это его предназначение в жизни. Он должен найти своё, особое место, где будет царить добро и любовь. Он должен прожить эту жизнь такой, какой она ему предстала, и стараться улучшить её.

Сегодня, как никогда, встала проблема экологии души человека. Это мы люди, разумные создания природы, должны заботиться друг о друге: зачем мы должны всю злость, горечь от нашей жизни вымещать на таких же себе подобных, усугубляя тем самым их и наше существование?!

Конечно, есть люди, наделённые от природы разными отрицательными качествами: злые, завистливые, высокомерные, чванливые. Сосуществование добра и зла, как единство и борьба противоположностей - закон природы.

Своей отрицательной психической энергией люди нарушают космический баланс и что получается? Отрицательная психическая энергия, словно смог, окутывает нашу планету. Человек должен понять, что своими дурными мыслями, поступками, грехами и пороками, злобой, жадностью, завистью отравляет не только себя, но и окружающих. Отрицательные излучения, накапливаясь, нарушают функции регулирования организма, выводят из строя внутренние органы. Это не мистика и не фантастика. Это научно доказанное явление и факт. Мы не очень осведомлены в этой области и до сих пор не осознали силу мысленной энергии, которую сами творили, а потому и не видим те отрицательные результаты, которые она производит.

3. Мы дети природы, и она относился к нам как мать: если мы поступаем плохо -наказывает, устраивает разные стихийные бедствия: землетрясения, наводнения и другие. Если же мы живём по её законам, то есть честно, по - совести, если мы добрые, отзывчивые, то она помогает нам в жизни, оберегает от разных несчастий, бед. Таких примеров в жизни много. Так, русский писатель, лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын был брошен после войны в один из сталинских лагерей. В самом начале ссылки тяжело заболел: рак, новое обострение (одну операцию он перенёс в лагере). “Осенью 1953 года очень было похоже, что я доживаю последние месяцы. В декабре подтвердили врачи,... что жить мне осталось не больше трёх недель... Это был страшный момент в моей жизни: смерть на пороге освобождения и гибель всего написанного, всего смысла прожитого до тех пор.. .Никому я не мог крикнуть, позвать: приезжайте, возьмите, спасите моё написанное!... Вечерами и ночами, бессонными от болей, я торопился мелко - мелко записывать, и скручивал листы по нескольку в трубочки, а трубочки наталкивал в бутылку.. .Бутылку я закопал в своём огороде - и под Новый 1954 год поехал умирать в Ташкент. Однако я не умер (при моей безнадёжно запущенной остро - злокачественной опухоли это было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращённая мне жизнь с тех пор - не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель)”. Цель - написать за всех, кто “не доцарапал, не дошептал, не дохрипел”, умирая за колючей проволокой.

И таким образом природа исцелила его, безнадёжно больного, оберегала его и после. Он покинул этот мир в августе этого года, на 90-ом году жизни.

Каждый должен понять, что необходимо заботиться о чистоте своей души, а это значит - быть честным и чистым в мыслях и поступках, тем самым создавая и умножая в мире положительную энергию. У каждого есть свобода выбора, так давайте вместе сеять на Земле Добро, Любовь, Мудрость, Истину!

  1. Предупредительный диктант с заданиями: (Предложения взяты из текстов учащихся)
  • Определите вид подчинения.
  • Определите виды придаточных.
  • Назвать, с помощью чего (союза или союзного слова)соединены в них предложения.

- Мы не очень осведомлены в этой области и до сих пор не осознали силу мысленной энергии, которую сами творили, а потому и не видим те отрицательные результаты, которые она производит.

- Нравственный кризис, о котором нынче заговорили во весь голос,- это не что иное, как ощущение огромным количеством людей бессмысленности своего существования и невозможности найти в ней смысл из-за разрушения общечеловеческих ценностей, отсутствия изначальной культуры, которая позволяет найти путь к истине жизни.

  1. Вопросы - выводы :
  • Таким образом, на какие виды делятся СПП с несколькими придаточными?
  • С помощью чего придаточные предложения присоединяются к главному?
  • Чем можно объяснить использование СПП, в том числе и с несколькими придаточными, преимущественно в научном стиле? (Они помогают передать сложные отношения между явлениями, фактами)
  1. Занимательная часть занятия.
  1. Очень быстро, почти не задумываясь, закончите пословицы:
  • - Волков бояться -…
  • - Нет дыма…
  • - Куй железо…
  • - На безрыбье…
  • - Не гордись званием…
  • - Снявши голову…
  • - Знает кошка…
  • - Под лежачий камень…
  • - Близок локоть…
  • - Старший друг…
  • - Что посеешь,…
  • - После боя…
  1. Загадки:
  • - Горя не знаем, а горько плачем. (облака)
  • - Под гору коняшка, в гору деревяшка. (санки)
  • - Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберёт (звёзды)
  • - Скоро ест и мелко жуёт,
    Сама не глотает и другим не даёт. (пила)
  • - Два конца, два кольца, а в середине гвоздик. (ножницы)
  1. Викторина из разных областей наук (по детским энциклопедиям издательства “Росмэн”)
  • - К какому классу животных принадлежит человек? (млекопитающих)
  • - Когда какая-то разновидность животных исчезает с лица Земли, это называется: а) истощением; б) вымиранием; в) эксгибиционизмом.
  • - Гориллы это хищники или травоядные животные? (травоядные)
  • - Какое из этих животных может отказаться от части своего тела: а) попугай; б) ящерица; в) осёл.
  • - На чём были основаны первые единицы измерений? (на длине различных частей тела)
  • - Какие часы были самыми первыми в истории человечества? (древнеегипетские солнечные часы. Время узнавали по длине тени на особой шкале)
  • - Где на Земле сутки длиннее – на полюсе или на экваторе? (Сутки везде одинаковы, равняются 24 часам)
  • - Откуда пошло выражение “писать с красной строки”? (В старину первые буквы нового абзаца в книгах писали красной краской).
  1. Вопросы и задания на сообразительность:
  • - Первый слог-нота, второй- установленный образец одежды, целое- изменение в обществе, преобразование. (реформа)
  • - Первый слог-морское животное, второй-междометие, целое — родина  фарфора.(Китай)
  • - Каких камней нет на дне морском? (сухих)
  • - Кто на все руки мастер? (перчаточник)
  • - Юбка для лампочки. (абажур)
  • -Почему поп покупает шляпу на базаре или в магазине? (даром никто не даёт)

Приложение