Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Барокко и классицизм в русской архитектуре XVIII века

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Задачи занятия:

  • Познакомить учащихся с основными направлениями и особенностями развития архитектуры в XVIII в.,
  • развитие художественного и эстетического вкуса,
  • расширить знания обучающихся об архитектурных стилях России в XVIII в.,
  • воспитание чувства гордости за свою родину.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Данилов А.А. История Государства и народов России XVI-XVIII века: Учебник для 7 класса – М.: Дрофа, 2004г.;
  • Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века – М.: Просвещение, 1999г.;
  • Симонова Е.В. История государства и народов России: Метод.пособие для учителей – М.: Дрофа, 2004г.
  • Авторский медиапродукт - презентация 18 слайдов (среда Power Point ,Word)

Медиапродукт:

  • Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word
  • наглядная презентация учебного материала
  • Содержание кадров:

Тема урока

  1. Особенности развития архитектуры.
  2. Один из архитектурных стилей России изучаемого периода и первый архитектор этого стиля.
  3. Второй архитектор изучаемого стиля и его постройки.
  4. Характерные черты первого стиля (барокко).
  5. Второй архитектурный стиль России нашего периода (классицизм)
  6. Архитектор классического стиля и его творение.
  7. Второй архитектор изучаемого стиля и его творчество
  8. Характерные черты второго стиля
  9. Заполнение таблицы- закрепление изученных стилей и их особенностей
  10. Закрепление изученного материала
  11. Закрепление изученного материала
  12. Закрепление изученного материала
  13. Закрепление изученного материала
  14. Закрепление изученного материала
  15. Закрепление изученного материала
  16. Вопрос на развитие аналитических способностей обучающихся
  17. Домашнее задание.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях;
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения нового материала и показа демонстрационных фрагментов;
  • развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности;
  • интенсификация учебно-воспитательного процесса(уменьшение времени подачи материала) ;
  • развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, цветные карандаши, клей, фотографии различных архитектурных зданий.

Карта занятия:

Комментарий хода урока Время (мин.)   № слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности       Продуктивные формы деятельности
Актуализация целепологания. Учитель приветствует детей и после этого определяет тему урока и ставит проблему перед детьми. (Важность изучения данной темы). Обучающиеся высказывают свои точки зренияю.   7    1-2         
  • Аргументированность
  • Рефлексивность
  • Ясность речи
  • Точность речи
Настроившись на работу, определив актуальность нашей темы, обобщив необходимый материал приступаем к изучению новой темы. Для этого мы выслушиваем опережающее задание одного из учеников. Перед классом тоже ставится проблема: внимательно выслушать своего одноклассника и попытаться заполнить представленную таблицу.    5    3-4  
  • Внимание
  • Память  
  • Точность речи
  • Аргументированность
  • Умение работать с дополнительной литературой
Выслушав и поблагодарив ученика мы с классом переходим к обсуждению услышанного материала и заполнению таблицы.     2   5  
  • Память
  • Внимание   
  • Коммуник. Культура
  • Рефлексивность
  • Точность речи
Заполнив таблицу вновь приступаем к изучению нового архитектурного стиля. Опережающее задание для одного из учеников. Перед классом вновь ставится задача: выслушать новый материал, запомнить и попытаться заполнить таблицу.    5    6-8   
  • Внимание
  • Память   
  • Точность речи
  • Аргументированность
  • Умение работать с дополнительной литературой
Выслушав и поблагодарив ученика мы с классом переходим к обсуждению услышанного материала и продолжаем заполнять нашу таблицу.     2  
  • Память
  • Внимание   
  • Коммуник. Культура
  • Рефлексивность
  • Точность речи
Заполнив до конца таблицу, приступаем к закреплению ранее услышанного материала.     1    10     
  • Память
  • Внимание
  • Активность   
 
Изучив новые архитектурные стили и закрепив таблицу еще раз вместе с классом закрепляем материал. Для этого ребята отвечают на вопрос, который они могут видеть на экране.    2    11-16         
  • Рефлексивность
  • Аргументированность
  • Активность
  • Коммуник. Культура
  • Точность речи
  • Культура эмоций
Закрепив материал и по необходимости его прокомментировав, возвращаемся к проблеме, которая была поставлена перед обучающимися в начале урока (отличается ли архитектурный стиль XVIII века от современного строительства?)     2      17         
  • Рефлексивность
  • Аргументированность
  • Активность
  • Коммуник. Культура
  • Точность речи
Ответив на поставленный вопрос, совместно с детьми делаем вывод по урокую. 2    
  • Память
  • Внимание
  • Точность речи   
 
Изучив новый материал, записываем домашнее задание и точно его объясняю. 2 18   
  • Память
  • Внимание
 
Записав домашнее задание еще раз с классом закрепляем материал. Закрепление материала будет проходить в виде групповой работы- составление коллажа. -     
  • Навыки работы в группе
  • Культура эмоций
  • Коммуник. Культура
  • Рефлексивность
Выполнив задание, каждая группа должна защитить свой коллаж. Для этого к доске выходит один представитель от группы и объясняет работу группы.    4   -  
  • Точность речи
  • Активность
  • Рефлексивность
  • Ответственность
Изучив весь материал и закрепив его, переходим к выставлению и обоснованию оценок за урок.    
  • Память
  • Внимание   
 

Ход занятия

  1. Изучение нового материала:

План:

  1. Особенности развития архитектуры
  2. Барокко
  3. Классицизм

1 вопрос: Актуализация целепологания.

Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроках мы разбирали эпоху XVIIIв. И сегодня нам предстоит разобраться в особенностях развития архитектуры этого периода времени. Давайте подумаем, в чем важность изучения этой темы? (Обучающиеся высказывают свои точки зрения).

Отличается ли архитектурный стиль XVIIIв. От современного строительства? В конце урока мы сможем ответить на этот вопрос.

Середина и вторая половина XVIIIв. Ознаменовались широким каменным строительством, главным образом в городах. Укрепление Российской империи, военные победы на суше и на море; образование обширного внутреннего и внешнего рынка; экономическое развитие побудили царский двор, вельмож и богатых купцов строить роскошные здания – общественные и частные. Все это содействовало созданию замечательных произведений русского зодчества.

Особое внимание уделялось строительству в Петербурге и Москве. Были учреждены комиссии о каменном строении Санкт – Петербурга и Москвы, разработан план застройки.
Город строился на основе геометрически правильной прямоугольной системы или полукольцевой. Застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте (Санкт – Петербург – 3 этажа, Москва – 2 этажа). Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленными вплотную друг к другу.

Давайте с вами подумаем какие события в XVIIIв. Могли оказать влияние на развитие этого периода? (Ребята высказывают свои точки зрения, затем записываем правильные события: перенос столицы в С – Пб, каменное строительство, влияние Европейской культуры). 2 слайд.

В архитектуре XVIIIв. Выделяется два основных архитектурных стиля – барокко и классицизм. Давайте познакомимся поподробнее с ними.

2 вопрос: Выслушивание опережающего задания и заполнение таблицы «Русская архитектура XVIIIв.».

Барокко (итал. Причудливый, странный). Один из главенствующих стилей в искусстве конца XVI – серединеXVIIIвв. Барокко тяготело к торжественности, изменчивости и многогранности мира. Были свойственны: контрастность, динамичность, напряженность образов, стремление к величию и пышности, соединение реальности и иллюзии. 3 слайд
Раннее барокко (Нарышкинский стиль) – Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан Леблон. Ими были построены здания Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Летний дворец Петра I и другие сооружения.

Летний дворец Петра I – в 1710г. В летнем саду началось строительство летнего дворца – небольшого двухэтажного каменного здания на берегу Фонтанки. Петр любил селиться около воды, чтобы можно было, выйдя из дома, спуститься по лесенке к ожидавшей его лодке. Строил дворец Д.Трезини, а в отделке принимал участие Андриас Шлютер. Дом двухэтажный, прямоугольный в плане, чем -то напоминающий жилище богатого голландского бюргера.

Позднее барокко – Варфоломей Растрелли. Род его руководством на набережной Невы был построен шедевр русской архитектуры – Зимний дворец. В окрестностях Петербурга построил впечатляющие дворцовые ансамбли(Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском селе). 4 слайд.

Растрелли превращал город – крепость Петра I в дворцовый город. Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762гг.. Он поражал своей роскошью. В 1837г. Внутри вспыхнул пожар, который нанес ему непоправимый вред. Восстанавливали дворец 15 месяцев. Внешний вид восстановил В.П.Стасов и А.П.Брюллов. В старой части Петербурга запрещали строить здания выше Зимнего дворца. В настоящее время он входит в музейный комплекс.

Для творчества Растрелли характерно стремление придать зданиям торжественный, величавый вид, что подчеркивалось богатым декоративным убранством, четкостью пропорций, ритмом колонн.

В условиях возросших строительных нужд, архитектурные приемы барокко, изысканно – сложные и пышные оказались неприемлемыми, т.к. декоративность стиля требовала значительных материальных затрат. Таким образом возник кризис барокко и поиск экономичной и реалистичной архитектуры. Поэтому именно классическая архитектура античности, простая и ясная стала своего рода эталоном красоты и основой формирующегося в России классицизма.

Спасибо за доклад. Ребята, у вас на столе лежит лист с таблицей, возьмите его пожалуйста. Давайте попытаемся её заполнить.

Русская архитектура XVIIIв. 5 слайд

Стиль    Характерные черты       Представители
Барокко
  • Контрастность
  • Динамичность
  • Торжественность
  • Стремление к пышности
  • Декоративная скульптура
  • Д.Трезини «Летний дворец Петра I»;
  • В.Растрелли «Зимний дворец»
     

3 вопрос: Выслушивание опережающего задания и заполнение таблицы «Русская архитектура XVIIIв.».

  • Классицизм (лат. образцовый) – культурно – эстетический стиль и направление XVII – начала XIXвв. Ориентирован на античное искусство. В архитектуре ему присуща простота и ясность форм, строгость линий, органичное соединение городской застройки с элементами природы. Представители: Василий Иванович Баженов, Матвей Федорович Казаков. (6 слайд.)
  • (7 слайд). В.И. Баженов – творения связаны с Москвой. Напротив Кремля, на холме, вознесся горделивый и изящный дом Пашкова, богатого заводовладельца. В центре находится трехэтажный, строгих очертаний корпус с колоннами и статуями, увенчанный ротондой – круглой надстройкой. Главное здание соединялось галереями с боковыми двухэтажными флигелями, украшенными коллонадой.
  • М.Ф. Казаков – предки были крепостными. Простое и величественное здание Московского университета перекликается с монументальным зданием Сената в Кремле.
  • (8 слайд). Сенат – задача: вписать здание в треугольный участок выделенный под строительство.

Спасибо за доклад. Давайте вернемся к нашей таблице и заполним вторую часть. Заполняем таблицу.

Русская архитектура XVIIIв. (9, 10 слайд).

Стиль    Характерные черты       Представители
Барокко
  • Контрастность
  • Динамичность
  • Торжественность
  • Стремление к пышности
  • Декоративная скульптура
  • Д.Трезини «Летний дворец Петра I»;
  • В.Растрелли «Зимний дворец»
Классицизм   
  • Простота
  • Ясность форм
  • Строгость линий  
  • В.И.Баженов «Дом Пашкова»;
  • М.Ф.Казаков «Московский университет», «Сенат».
  1. Закрепление:
  1. Определите к какому стилю относятся здания, которые вы видите на экране? (11 – 16 слайды)
  2. Отличается ли архитектурный стиль XVIIIв. От современного строительства? (17 слайд).
  1. Вывод по уроку:

Архитектура XVIIIв. Нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и один из крупнейших и признанных культурных центров Европы.

В XVIIIв строительство велось по определенному плану и город был построен в единый архитектурный ансамбль.

В настоящее время единого архитектурного стиля нет на всей территории России. И города не выглядят так красиво и торжественно как прежде.

  1. Домашнее задание: (18 слайд).
  • Нарисовать нашу школу в стиле барокко или классицизма;
  • Или поискать и принести фотографии любых зданий и определить его стиль.
  1. Составление коллажа:

Вы весь урок просидели в группах, а теперь задание для групп: У вас на столах лежит ватман, фломастеры, клей и фотографии – из этих материалов первая группа составляет коллаж по барокко, а вторая – по классицизму. На это вам отводится 3минуты, после чего приступаем к защите своих работ. Время пошло. Вы должны при защите обратить внимание на стиль и что для этого стиля характерно.

Презентация

  1. Выставление оценок и их обоснование.

Список литературы:

  1. Данилов А.А. История Государства и народов России XVI-XVIII века: Учебник для 7 класса – М.: Дрофа, 2004г.;
  2. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века – М.: Просвещение, 1999г.;
  3. Симонова Е.В. История государства и народов России: Метод.пособие для учителей – М.: Дрофа,2004г.